КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место и роль иностранного капитала в экономике России
РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА Являясь составной частью мирового хозяйства, Россия участвует во всех протекающих в нем процессах. В том числе она принимает участие в международной миграции капитала — как его импортер (принимающая, ввозящая капитал страна), так и его экспортер (вывозящая капитал страна). По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют различные точки зрения, крайними из которых являются следующие: 1) иностранный капитал надо привлекать в максимальной степени, снимая при этом для него все барьеры и ограничения; 2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом приходе в экономику России несут в себе опасность утраты нашей страной национальной экономической независимости (а вслед за ней, возможно, и политической независимости). Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику России). На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем: 1. Международная миграция капитала – это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, приходит и уходит, а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны. 2. Однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, нельзя допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, нельзя забывать о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.). В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее не только «не придет» иностранный капитал, но и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение процессов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоящий момент и в перспективе. Несколько слов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первые примеры в этой области относятся еще к периоду правления Петра I. В последующие периоды эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80-90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по займам надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым займам. Стремясь решить эти проблемы, граф СЮ. Витте (министр финансов в 1892-1903 гг. и глава правительства в 1905-1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в Россию пошел активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, строительство железных дорог. Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (а потому и не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность иностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров. В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около '/3 всего функционирующего в стране капитала. Почти половину этих иностранных инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны. Он выступал в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мирохозяйственных связей. Тем не менее, историки экономики России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в стране в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой стороны, в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (которые иногда были существенно больше вложений иностранного капитала в России). Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр СЮ. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д.И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. Московский биржевой комитет, с другой стороны, в этот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается и по настоящее время. К 1913 г. в экономику России извне было вложено более 40% инвестиционного капитала. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890—1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза. После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний были аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после захвата власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России. Практически иностранные капиталовложения стали привлекаться в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (так называемой «новой экономической политике»). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых «чистых» концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ — акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть. Привлечение иностранного капитала в СССР в 20—30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, большие общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т.п. — все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ, несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом. В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг., в период экономических реформ того времени. Начиная с 60-х гг. иностранные средства привлекались в страну в виде целевых кредитов, используемых на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий. Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — определенные идеологические догмы, переоценка собственных научно-технических и технологических возможностей. Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал проявляться уже в конце 80-х гг. (что было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении к иностранным инвестициям произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |