Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль иностранного капитала в экономике России

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА

Являясь составной частью мирового хозяйства, Россия участ­вует во всех протекающих в нем процессах. В том числе она при­нимает участие в международной миграции капитала — как его импортер (принимающая, ввозящая капитал страна), так и его экс­портер (вывозящая капитал страна).

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют различные точки зрения, крайними из кото­рых являются следующие:

1) иностранный капитал надо привлекать в максимальной сте­пени, снимая при этом для него все барьеры и ограничения;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегу­лируемом приходе в экономику России несут в себе опасность утраты нашей страной национальной экономической независимо­сти (а вслед за ней, возможно, и политической независимости).

Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну толь­ко в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвести­ций в экономику России).

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой се­редины» состоит в следующем:

1. Международная миграция капитала – это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, приходит и уходит, а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны.

2. Однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, нельзя допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, нельзя за­бывать о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конку­рентоспособности и др.).

В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечествен­ные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С дру­гой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный кли­мат, то в нее не только «не придет» иностранный капитал, но и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечествен­ный капитал. На практике соотношение процессов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в насто­ящий момент и в перспективе.

Несколько слов об истории привлечения иностранного капи­тала в Россию. По существу, первые примеры в этой области отно­сятся еще к периоду правления Петра I. В последующие периоды эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохра­нялась. Однако вплоть до 80-90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, полу­чаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по займам надо было выплачивать большие процен­ты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым займам.

Стремясь решить эти проблемы, граф СЮ. Витте (министр фи­нансов в 1892-1903 гг. и глава правительства в 1905-1906 гг.) вмес­то займов начал осуществлять политику привлечения прямых за­граничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в Россию пошел активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, строительство же­лезных дорог.

Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые при­родные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (а потому и не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высо­кая доходность вложения капитала; достаточно развитое законо­дательство, обеспечивающее благоприятные условия функциони­рования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность иностран­ным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров.

В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около '/3 всего функционирующего в стране капитала. Почти половину этих иностранных инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, спе­циально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны. Он выступал в качестве одного из существенных факторов форми­рования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мирохозяйственных связей.

Тем не менее, историки экономики России дают неоднознач­ные оценки роли иностранного капитала в стране в дореволюци­онный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капи­тал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, ис­пользованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту заня­тости и конкуренции. С другой стороны, в ряде случаев предста­вители иностранного капитала тормозили производительное ис­пользование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (которые иногда были существенно больше вложений иностранного капитала в Рос­сии).

Характерно, что и общественные деятели того периода по-раз­ному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр СЮ. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д.И. Менделеев в своих програм­мах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема произ­водительных сил страны. Московский биржевой комитет, с другой стороны, в этот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов ино­странного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается и по насто­ящее время.

К 1913 г. в экономику России извне было вложено более 40% инвестиционного капитала. Главной формой иностранных капи­таловложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капи­талу за 1890—1913 гг. промышленное производство в стране увели­чилось в 4 раза.

После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была прове­дена национализация, акции национализированных компаний были аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после захвата власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое пред­ложение о концессиях американскому представителю в России.

Практически иностранные капиталовложения стали привле­каться в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (так называемой «новой экономической политике»). Иностранный ка­питал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, пред­приятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих госу­дарству. При этом использовались формы так называемых «чис­тых» концессий, где капитал был полностью иностранным, и сме­шанных обществ — акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20—30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым со­стоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответ­ствующего качества и их дороговизна, большие общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, вы­сокие таможенные тарифы и т.п. — все это затрудняло деятель­ность иностранных инвесторов. Основная масса концессий пре­кратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ, несмотря на острую по­требность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные пред­приятия с участием отечественного капитала создавались исклю­чительно за рубежом.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг., в период эконо­мических реформ того времени. Начиная с 60-х гг. иностранные средства привлекались в страну в виде целевых кредитов, исполь­зуемых на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупно­масштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения об­рабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой про­мышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвести­ций в экономику СССР длительное время считалось нецелесооб­разным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — определенные идеологические догмы, пере­оценка собственных научно-технических и технологических воз­можностей.

Определенный пересмотр подходов к привлечению и исполь­зованию иностранных инвестиций начал проявляться уже в конце 80-х гг. (что было связано, например, с первыми попытками фор­мирования свободных экономических зон). Но наиболее карди­нальные сдвиги в отношении к иностранным инвестициям про­изошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Офшорные зоны и офшорный бизнес, их место и роль в мировой экономике | Динамика и структура иностранных инвестиций в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.