Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия и международный рынок труда

На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда склады­вались основные потоки международной миграции, Советский Союз (как и другие социалистические страны) проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась в советской науке как порождение и необходимое условие господства капита­па. При этом в СССР происходила внутренняя миграция населе­ния, включая ее межреспубликанское перемещение, вследствие процессов индустриализации, структурных преобразований в эко­номике, урбанизации и демографических перемен.

Вместе с тем СССР, как и другие страны социализма, не мог оставаться полностью в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов еже­годно выезжали из Советского Союза в другие государства, в ос­новном социалистические (Китай, Монголия, КНДР, Куба, Вьет­нам), а также страны «третьего мира» (Индия, Египет, Сирия, Ирак и др.), в которых они занимались разведкой и добычей полезных ископаемых, сооружением различных объектов гражданского и военного назначения. По некоторым оценкам, в 70—80-е гг. за пре­делами СССР работало ежегодно в среднем около 300 тыс. совет­ских граждан.

В свою очередь Советский Союз принимал у себя определенное количество трудящихся-мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., из Румынии — 53 тыс., из Болга­рии — 37 тыс., из КНДР — 20 тыс., из ГДР — 14,7 тыс., из Поль­ши — 13,5 тыс., из Венгрии — 4,1 тыс., из Кубы — 0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. иностранных граждан. От­раслевое распределение работников из социалистических стран было следующим: в строительстве нефте- и газопроводов — 45,5 тыс. человек (из Болгарии, ГДР, Венгрии), в лесной промыш­ленности — 34,2 тыс. человек (КНДР, Болгария), в легкой про­мышленности — более 20 тыс. (Вьетнам). Фактически это была форма использования трудовых ресурсов других стран советским правительством на базе международной трудовой миграции, кото­рая, однако, не входила в международный рынок труда.

С началом перестройки, а затем и распадом СССР меняются под­ходы к трудовой миграции. В 1991 г. был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом. Был принят Закон «О занятости населения в РСФСР» (июль 1991 г.), подписаны указы Президента РФ «О мерах по введению иммигра­ционного контроля» и «О привлечении и использовании в Россий­ской Федерации иностранной рабочей силы» (декабрь 1993 г.).

В настоящее время по мере формирования реального внутрен­него рынка труда в России все более отчетливо проявляются и эле­менты международного рынка труда: экспорт и импорт рабочей силы, а также участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Вопросами международной миграции в РФ в 90-е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. — Министерство по делам Федерации, националь­ной и миграционной политики РФ, а с 2002 г. — Федеральная миг­рационная служба МВД РФ.

За время существования Российской Федерации как независи­мого государства были подписаны межправительственные согла­шения по вопросам трудовой миграции граждан РФ с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, ФРГ, Люксем­бургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, КНДР, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Между­народной организацией по миграции (MOM), основанное на под­писанном в марте 1992 г. договоре. MOM обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся организацион­ную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает инфор­мацией потенциальных мигрантов и соответствующие государ­ственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям най­ма). Для России MOM был разработан ряд программ по профес­сиональной подготовке российских специалистов.

Таким образом, происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одно­временно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему в нема­лой степени способствовало появление «ближнего зарубежья», превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР в между­народную миграцию.

По официальным данным Госкомстата России, валовая мигра­ция (суммированный показатель числа граждан России, выезжа­ющих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в РФ) за период 1992— 2002 гг. превысила 9,8 млн человек. При этом на протяжении все­го указанного периода миграционное сальдо (разница между числом въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в Рос­сии было положительным, достигнув в 2002 г. итоговой суммы бо­лее чем в 3,5 млн человек. Иными словами, в страну больше въез­жало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан РФ. Причины этого явления связаны:

• с экономическими и социально-политическими послед­ствиями распада СССР;

• с изменением национально-политической ориентации во вновь возникших на постсоветском пространстве государ­ствах (когда их руководство в своей деятельности встало на путь фактического свертывания связей с Россией);

• с более стабильным экономическим положением России (с конца 90-х гг.) и более высоким уровнем жизни в ней по сравнению со многими странами СНГ, а также Азии, Аф­рики, Ближнего и Среднего Востока;

• с существенно лучшими возможностями, чем во многих со­предельных странах, решения проблем занятости.

Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. — 810 тыс. человек, а затем оно начало снижаться — с 502 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г. Определяющую роль в формировании такого положительного сальдо сыграла активная миграция прежде всего русскоязычного населения из бывших республик СССР: ито­говое превышение числа въехавших в страну из республик СНГ и стран Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992— 2002 гг. составило 4,7 млн человек, сократившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья в указанный период было отрица­тельным: из России эмигрировало на 1,2 млн человек больше, чем иммигрировало в нее.

В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку веду­щих стран — центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. че­ловек, в Германию — 865 тыс., а в Россию — 609 тыс. человек. Все­го официально въехало в РФ за 11 лет 6,7 млн человек. Вместе с тем начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов сни­жается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн человек, а в 1995—2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. до 185 тыс. человек. Основная часть иммигрантов (98,5% от общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР — страны СНГ и Бал­тии. В 1992—1994 гг. их доля составляла вообще около 100%, а в 1995—2002 гг. этот показатель уменьшился с 99,3 до 96% (с соответ­ствующим ростом доли мигрантов из стран дальнего зарубежья).

Несмотря на то что число государств — экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной ра­бочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белорус­сия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходилось более 68% всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) — при­мерно 83%. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72% всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия — свыше 33% работников из стран дальнего зарубежья. К недостаткам указанной структуры стран — экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни од­ной экономически высокоразвитой страны.

В территориальном аспекте основная часть иностранной рабо­чей силы сконцентрирована в Центральном экономическом райо­не — 34,5%, больше всего в г. Москве и Московской области — 27,8%, а также на севере Западной Сибири — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — 17,8%, в Белгородской области — 5,1%, в Приморском (4,7%) и Краснодарском (3,3%) краях.

Учитывая неравномерность распределения иностранной рабо­чей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедераль­ной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая от­раслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Россию определяется отраслевой направленностью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (напри­мер, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство).

Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоемких производствах (на которых не стремится работать местное население). В соответствии с официальными данными в 2002 г. в промышленности России было занято 22,5% трудящихся иностранных граждан (в 1995 г. — 25,8%), в торговле и обществен­ном питании — 14,9 (соответственно 10,1), в сельском хозяйстве — 12,6 (14,7), в строительстве — 7,6 (9,3), на транспорте — 6,5% (6,6%). Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной рабочей силы из Украины (заняты в основном в про­мышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указан­ных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать ее проблемы («оттягивая» на себя часть безработных).

Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфра­структуре, сфере управления (прежде всего на предприятиях с ино­странным капиталом). Именно в последние из указанных сфер

(управление, рыночная инфраструктура, образование) направля­ются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. Напри­мер, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы при­ходится 88% (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах России). Иммиграция в Россию имеет ряд позитивных сторон:

• в значительной мере за счет иммиграции решаются пробле­мы дефицита рабочей силы в целом ряде трудонедостаточных отраслей и регионов страны (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфера услуг и общественное питание в некоторых крупных горо­дах РФ);

• в условиях фактической депопуляции населения России (когда ежегодная рождаемость с начала 90-х гг. оказывалась ниже, чем смертность) иммиграция позволяла более чем наполовину компенсировать эту «естественную» убыль на­селения (иными словами, если бы не иммиграция, то со­кращение населения РФ было бы еще более значительным, чем это произошло с начала 90-х гг.).

В то же время открытость границ и несовершенство законода­тельной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. К числу факторов, способствовавших росту нелегальной иммиграции в Россию, можно отнести следующие:

• как уже отмечалось, несовершенство российского законо­дательства с точки зрения въезда, пребывания в стране и занятости иностранной рабочей силы;

• слабость и неэффективность системы контроля за иммиг­рантами в РФ, сохраняющаяся фактическая «прозрач­ность» границ России со странами СНГ;

• наличие в России весьма влиятельных национальных диа­спор (прежде всего армянской, азербайджанской, грузинс­кой), связи которых с этнической родиной способствуют развитию иммиграции в РФ из этих государств;

• специфика евразийского географического положения Рос­сии, выступающей в качестве «транзитного моста» из Азии в Европу;

• возросший с начала 90-х гг. удельный вес теневой эконо­мики в России и развитие коррупции.

Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивалась различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Росстатом, пограничной и налоговой службами) неодинаково. В 2007 г., по оценкам Федеральной миграционной службы МВД РФ, численность нелегальных мигрантов в России составляла 10 млн человек, при этом в 2006 г. в Россию въехало около 23 млн человек. Среди нелегально въезжающих в РФ ино­странных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьет­нама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост неле­гальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:

• возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др.;

• формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испы­тывают недостатка в трудовых ресурсах, а напротив явля­ются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовс­кая область, Среднее и особенно Нижнее Поволжье), не­редкое игнорирование этими «анклавами» российского за­конодательства и обычаев коренного населения и одновре­менный рост притязаний на землю, недвижимость и т.д. приводят к нарастанию в данных регионах межнациональ­ных конфликтов;

• активное участие части нелегальных иммигрантов в тене­вом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их учас­тия в международном терроризме;

• в перспективе разрастание таких многочисленных этничес­ких «анклавов» создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.

Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значи­тельной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и При­морском краях проживали 5,5 млн человек, а в приграничных районах Китая — 102 млн, при этом дефицит рабочей силы в ука­занных российских регионах составлял 5 млн человек, а числен­ность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн человек.

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья. Проведенные ис­следования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональ­ную подготовку. Ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособ­ного населения некоторых регионов России.

Ожидается увеличение иммиграции из стран дальнего зару­бежья: Китая, КНДР, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители и др.), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, другие специалисты). В даль­нейшем иммиграция, по прогнозам, должна стабилизироваться на уровне 100—150 тыс. человек в год.

В начале XXI в. Россия имела положительное сальдо междуна­родной миграции (иммиграция превышала эмиграцию). Положи­тельный баланс межгосударственной миграции и увеличение им­миграции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5—2% занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кри­зиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии, Японии во многом связано с активным привле­чением иностранной рабочей силы. Однако при этом необходимо в полной мере учитывать весь комплекс негативных аспектов им­миграции (прежде всего нелегальной) в Россию.

В принципиальном плане политика России по отношению к приходящей в страну иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Од­нако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направлен­ность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздей­ствия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны проявляются про­тиворечивые тенденции, когда в ситуации роста безработицы од­новременно высоким оказывается спрос на иностранную рабочую силу.

В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе­дерации», целью которого является упорядочение иммиграцион­ного процесса в стране. Закон определил правовое положение ино­странных граждан в РФ, он регулирует отношения между ино­странными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, пред­принимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в им­миграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предоставление воз­можностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувшихся в Россию.

Другой составляющей процесса международной миграции ра­бочей силы в России является эмиграция, которая по своим качест­венным и количественным параметрам существенно отличается от иммиграции в РФ.

После того как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было осо­бенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. человек, затем это количе­ство постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс. человек. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50% из немцев, русских было около 25%, евреев — 13—16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.

В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от им­миграции) существенно ниже была доля стран ближнего зару­бежья — 84,7% выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот по­казатель уменьшился до 49,6%.

Направления российской трудовой эмиграции в основном сов­падают с направлением потоков международной миграции — в страны Западной Европы (прежде всего в ФРГ) и Северной Аме­рики. При этом для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, вы­сококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, а также потенциальных спе­циалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся дан­ным, они составляют около 30% от всех эмигрантов из России. Убытки, связанные с этим явлением, некоторыми специалистами оцениваются в 45 млрд долл. в год. При этом только 8—11 тыс. рос­сиян в год устраиваются работать за границей легально — через государственные структуры и частные агентства. Около 90% тру­доустраиваются самостоятельно, что не подразумевает социальных гарантий и отчислений в российский бюджет.

По имеющимся оценкам отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития произ­водственного и экспортного потенциала страны.

Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняют свою роль, несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999—2006 гг. В то же время росту эмиграции противо­действуют внешние и внутренние факторы: старение экономиче­ски активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8% научных кадров России находились в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18% — старше 60 лет, а молодежь до 29 лет составляла лишь 7,7%); незнание значительной частью населения страны ино­странных языков; низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны немалые деньги); огра­ниченность квот на въезд в иностранные государства и др.

В настоящее время предпринимательская деятельность по тру­доустройству граждан России за рубежом лицензируется, и ею за­нимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие ли­цензии. Желающие уехать работать за границу могут также обра­титься для решения своих проблем в Управление по делам трудящихся-мигрантов Министерства труда и социального разви­тия РФ. С рядом стран подписаны межправительственные согла­шения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с ФРГ оговариваются возраст работников, сроки деятельности, условия труда, оплаты, медицинского обслуживания, вопросы квот и некоторые другие.

Пока еще рано говорить о приоритетности в начале XXI в. им­миграционной или эмиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. В любом случае акцент в эмиграционной политике должен быть сделан на обеспечение условий возвраще­ния специалистов, а в иммиграционной — на трудоустройство по­токов беженцев, вынужденных переселенцев, соотечественников из стран ближнего зарубежья, проживающих нередко в них в дис­криминационных условиях, и одновременно на усиление контроля за въездом в РФ иностранной рабочей силы и активное противо­действие нелегальной иммиграции. Россия должна взвешенно под­ходить к вопросам «улучшения» демографической ситуации в стра­не за счет привлечения иностранных граждан (за исключением соотечественников, проживающих за рубежом, прежде всего в странах ближнего зарубежья). Демографические проблемы (сни­жение смертности, рост рождаемости и, как результат, увеличение естественного прироста населения страны) должны решаться прежде всего на основе целенаправленной долгосрочной социаль­но-экономической политики, ориентированной на общий эконо­мический рост в стране и существенное повышение уровня жизни широких слоев населения. Опыт ряда западноевропейских стран — основных импортеров иностранной рабочей силы показывает, что непродуманная либерализация иммиграционной политики ведет к резкому обострению социально-экономических и межэтнических проблем.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение понятия «международная трудовая миграция».

2. Приведите примеры основных стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.

3. Охарактеризуйте позитивные и негативные последствия международной миг­рации для стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

4. Покажите комплекс негативных аспектов современной нелегальной мигра­ции.

5. Охарактеризуйте масштабы иммиграции и эмиграции в России и связанные с этим проблемы.

6. Какие страны являются ведущими экспортерами рабочей силы в Россию?

7. В каких регионах России в наибольшей степени используется иностранная ра­бочая сила?

 

 

РАЗДЕЛ VI

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировой рынок рабочей силы и тенденции его развития в начале XXI в | Валютные отношения и валютная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.