КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место международных организаций в системе современного мирового хозяйства
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ НАЧАЛА ХХI В. ГЛАВА 28 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Мировое хозяйство, имеющее сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал. Масштабы национальных экономик и всего мирового хозяйства требуют координации или, по крайней мере, согласования противоречивых интересов его субъектов. К исходу второго тысячелетия новой эры в мире накоплен немалый опыт разрешения межгосударственных конфликтов в политической и экономической сферах. В ряде случаев он был получен в результате разрушительного противостояния: только в XX в. человечество прошло через две мировые войны, жесткую идеологическую конфронтацию государств с различным общественным строем, результатом чего стали уничтожение значительной части богатства, созданного трудом многих поколений, и непроизводительное использование ограниченных сырьевых, капитальных и трудовых ресурсов, перекосы в развитии экономики. Тем не менее в целом удалось найти формы организации экономического взаимодействия государств, которые способствуют ускорению экономического роста, увеличению общественного богатства, преодолению доставшегося в наследие от колониального прошлого существенного отставания значительного числа развивающихся стран от экономически развитых. Такие формы созданы прежде всего на двусторонней основе. Однако мировое хозяйство по определению не может обойтись без регулирующих начал на уровне всего хозяйства, которые принимают различные организационные формы. Эти формы многообразны. Имеется целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные экономические отношения. Так, в мае 1992 г. между странами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциацией свободной торговли было подписано и 1 января 1994 г. вошло в силу соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), основной целью которого являлось создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интеграционных группировок. Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют различные международные конференции и совещания. Некоторых из них проводятся нерегулярно, другие обрели более или менее постоянный характер. Кроме того, противоречивая целостность мирового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, важнейшей формой которой являются международные организации, в том числе экономические. В мире насчитывается значительное число таких организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе, например к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных экономических организаций создан по отраслевому принципу (в качестве примера можно назвать организацию стран — экспортеров нефти ОПЕК). Имеется также ряд особых международных экономических организаций, представляющих собой, по сути дела, интеграционные группировки. К ним относится, например, Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Меркосур (Mercosur), Евразийское экономическое сообщество и др. Этот тип международных организаций уже рассматривался в соответствующих главах настоящего учебника. Хотя большинство международных экономических организаций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, их роль в регулировании рыночных отношений в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики в новое качество — глобализацию — объективно требует усиления регулирующих начал. Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи международные экономические организации можно подразделять на универсальные и региональные. Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития также являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций, объединяющих ученых-специалистов различных стран. Не являясь, строго говоря, чисто экономическими организациями, они тем не менее оказывают серьезное воздействие на разработку экономической политики. Развитие международных экономических отношений, которое в конце XX в. приобрело более динамичный характер, самым непосредственным образом воздействует и на всю систему международных экономических организаций, являющихся одним из опорных элементов мирового хозяйства. Конечно, в мире, основанном на рыночных (капиталистических) формах хозяйствования, невозможно обеспечить подлинное равенство всех участников рынка. Это справедливо как для отдельных производителей, так и для отдельных стран и государств. Именно это служит одним из аргументов против участия в тех или иных международных экономических организациях. Однако такая позиция фактически резко сужает возможности обеспечения национальных экономических интересов, ибо, во-первых, в одиночку сложнее противостоять коллективно вырабатываемому подходу, а во-вторых, страна лишается возможности влиять на принятие решений, от которых может во многом зависеть благополучие ее граждан. Необходимо усвоить простое, проверенное жизнью правило: каждое государство отстаивает свои экономические интересы, поэтому принятие решений есть результат компромисса, который далеко не всегда приносит одинаковую выгоду всем его сторонам. Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входящие в систему ООН.
28.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН ООН (United Nations — UN/ United Nations Organisation — UNO) как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций. Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи (ГА — GA, General Assembly) ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной международной организации. В «Декларации тысячелетия», принятой в сентябре 2000 г., государства — члены ООН определили «Цели в области развития на пороге тысячелетия» (Millennium Development Goals), главной из которых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в. На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи (2003) обсуждались важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе предложение о начале переговоров по глобальному экономическому сотрудничеству, ход реализации «Четвертого десятилетия развития ООН», различные аспекты устойчивого развития и др. Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах Генерального секретаря ООН. В качестве примера можно привести доклад о состоянии и перспективах развития международной финансовой системы, представленный 57-й сессии ГА на основе резолюции 56/181 от 21 декабря 2001 г. В этом докладе, в частности, отмечается, что в 1997—2001 гг. имел место чистый отток финансовых ресурсов из развивающихся государств, хотя в наименее развитые страны имел место небольшой чистый приток. В докладе Генерального секретаря содержится призыв увеличить размеры «официальной помощи развитию». Однако основное внимание уделено реформированию международной финансовой системы, необходимость которого стала очевидной уже в конце XX в. Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС — ECOSOC, Economic and Social Council). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы. Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето. ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического); Второго (социального); Третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов. В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и постоянных комитетов, а также экспертных органов. ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан). Региональные экономические комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характера. Так, Европейская экономическая комиссия (ЕЖ, Экономическая комиссия для Европы — Economic Commission for Europe, ЕСЕ), созданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торговле, промышленности и развитию предпринимательства, по проблемам лесного комплекса и транспорта. В 1964 г. году Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товарами, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран. ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами. ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю. Однако возникновение ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельности ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996 г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, технологией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторонними учреждениями. На X сессии ЮНКТАД в 2000 г. (Бангкок, Таиланд) была подтверждена роль этой организации в процессе интегрирования экономики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах. ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших мировое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report. В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН (ПРООН, United Nations Development Programme, UNDP). ПРООН учреждена в 1965 г. Штаб-квартира организации — в Нью-Йорке. Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения. В настоящее время ПРООН координирует усилия, направленные на реализацию ориентиров развития, которые были определены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение вдвое уровня бедности к 2015 г. ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человека {Human Development Report), который стал заметным явлением среди публикаций международных организаций. Одним из главных показателей докладов о развитии человека служит «индекс развития человека» (Human Development Index), в котором обобщаются данные о трех основных показателях: а) продолжительность жизни здорового человека; б) уровень образования и в) уровень жизни. Несмотря на определенную условность методики его расчета, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутреннего продукта, но и по более широкому кругу социально-экономических показателей. Экономический и социальный совет осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН (табл. 28.1) Таблица 28.1 Специализированные учреждения ООН
Рассмотрим деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях. Как видно из таблицы, некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности, Международная организация труда (МОТ), ставшая первым специализированным учреждением, связанным с ООН, в 1946 г. МОТ осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессиональной подготовки и обучения. МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный орган МОТ — Международная конференция труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже одного раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. Поэтому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосовать против позиции, занимаемой делегатами от правительства, а также друг против друга. Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве. Число членов ФАО на середину 2003 г. — 183 государства (почти все страны — члены ООН). Коллективным членом ФАО является также ЕС. ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повышенное внимание проблемам обеспечения долговременного устойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды. ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture, SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) статус специализированного учреждения ООН получила в 1985 г. Число членов организации на середину 2003 г. — 171. Как явствует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация также ставит своей целью способствовать укреплению позиций вышеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобальной экономике. Основные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологии для создания новых рабочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически безопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире. Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде: а) интегрированных (комплексных) программ; б) отдельных проектов. Интегрированные программы представляют собой различные сочетания из имеющихся 8 модулей. Отдельные проекты охватывают 1 или 2 модуля. Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако определенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи. В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ, International Atomic Energy Agency), основанного в 1957 г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправительственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значение МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных программ в различных странах мира. В мировой финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН — МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |