Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный валютный Фонд




Международный валютный фонд (МВФ — International Monetary Fund, IMF) создан по решению Бреттон-Вудской конфе­ренции 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (184 на середину 2003 г.). МВФ, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью ав­тономен в своих действиях.

Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирова­ние международного валютного сотрудничества, достижение ста­бильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту миро­вой торговли. Кроме того, новая организация должна была способ­ствовать процессу расширения и сбалансированного роста между­народной торговли, экономическому росту и повышению занято­сти. В случае возникновения затруднений с платежным балансом предусматривалось оказание на временной основе финансовой помощи.

Несмотря на развал в 70-х гг. Бреттон-Вудской и становление Ямайской валютной системы, МВФ в целом не только сохранил свои позиции, но в определенном смысле даже упрочил свое по­ложение, хотя и подвергался во многом обоснованной критике в первую очередь за то, что при разработке программ для той или иной страны не всегда должным образом учитывал ее особенно­сти.

В определенном смысле МВФ представляет собой уникальную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окон­чательно) прекратить представление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия.

Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных орга­низаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должника­ми ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осу­ществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения.

Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называ­емых квот) всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд специальных прав заимствования (СДР — Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.

Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в собствен­ной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.

Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состо­ящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США (45%), евро (29%), японской иены (15%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, домини­рующее положение в корзине СДР, вступившей в силу с 1 января 2001 г., занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то не исклю­чено, что при следующем пересмотре валют удельный вес евро мо­жет несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет бо­лее прочные позиции в мировой валютной системе.

От величины квоты зависят: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от Фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.

Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается сле­дующим образом: к базовым 250 голосам добавляется один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Наибольшая квота (17,46%), а следовательно, и наибольшее число голосов (17,14%), у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член Фонда.

Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% го­лосов. Отсюда следует, что США могут их блокировать единолич­но. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо боль­шинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.

По сложившейся традиции директором-распорядителем МВФ является негражданин США (обычно европеец).

Ресурсы МВФ формируются в основном за счет квот, однако в случае необходимости МВФ может получать дополнительные ре­сурсы на основе постоянно действующего соглашения о займах с официальными кредиторами. В принципе, Фонд может заимство­вать средства и на частных рынках, однако этого на практике ни­когда не делалось.

При возникновении серьезных финансовых затруднений стра­на может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает ини­циатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.

Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для преодо­ления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесроч­ных договоренностей о расширенном кредитовании. Однако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна, во-первых, доказать действительную потребность в ресурсах Фон­да, а во-вторых, обосновать программу стабилизации или рефор­мирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «труд­ности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в разумные сроки»[12]. При этом страна должна согласо­вать с МВФ программу проведения мер, направленных на струк­турную перестройку экономики и разработку и проведение эконо­мической политики, способной в приемлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономического роста страны.

В последние годы МВФ усилил внимание к проблемам менее развитых стран. С этой целью был осуществлен ряд изменений в механизме предоставления ресурсов этим странам. Кроме того, в 1996 г. МВФ и Всемирный банк выступили с Инициативой в от­ношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, в ос­новном стран Африки. Предусматривается проведение согласо­ванных действий по снижению внешней задолженности этих стран до экономически приемлемого уровня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.