Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения о последовательности работ при принятии информационных решений.

Принятие информационных решений.

Ниже излогаются рекомендации о последовательности работ при выполнении различных видов интелектуальной деятельности. Данные рекомендации могут рассматриваться как своеобразные модели, следование которым позволяет избежать наиболее грубых ошибок

 

 
 
1.Общее знакомство

 


 

       
 
2. Определение используемых понятий
 
 
3. Сбор фактов
 
 
4. Истолкование фактов  
 
 
5. Построение гипотезы
 
 
6. Выводы

 

 
 
7. Изложение

 

 


Рис.6.1. Последовательность этапов информационной работы.

На их основе могут быть разработаны индивидуальные методики информационной работы конкретного пользователя. Так, В.Плэтт [6] рекомендует реализовывать информационное исследование по схеме, изображенной на рис.6.1.

   
 
1. Определение общественной потребности
 
 
2. Определение цели решения задачи
 
 
3. Предварительное изучение задачи
 
 
4. Сбор и анализ информации о задаче
 
 
5. Исследование задачи
 
 
6. Выбор параметров объекта и предъявляемых к нему ограничений
 
 
7. Уточнение формулировки задачи
 
 
8. Выявление технических и физических противоречий в технической системе
 
 
9. Анализ и проработка идей решения задачи
 
 
10. Выбор рациональных вариантов
 
 
11. Выбор предпочтительного варианта
 
 
12.Развитие и упрощение схемы технического решения
 
 
13. Анализ технико-экономической эффективности найденного варианта технического решения
 
 
14. Обобщение результатов решения задачи

 

 


 

Рис.6.2. Обобщенный алгоритм поиска новых технических решений

Обобщенный алгоритм поиска новых технических решений [7] может быть представлен следующей схемой (см. рис. 6.2.).

1. Определение общественной потребности.

1.1. Определить основную общественную потребность.

1.2. Определить своевременность постановки задачи.

1.3. Произвести декомпозицию основной общественной потребности на частные, с целью более подробного описания исходной задачи, которая может быть сформулирована в общих выражениях с описанием качественных характеристик.

1.4. Представить актуальность задачи в настоящее время и в ближайшем будущем, чтобы к моменту разработки, поставленная задача не потеряла актуальности.

1.5. Определить степень несоответствия между возможностями имеющихся технических решений и вновь предъявляемыми требованиями.

1.6. Составить список недостатков, имеющихся в аналогичных технических системах.

2. Определение цели решения задачи.

2.1. Определить количество и характер решаемых задач. Выделить техническую и экономическую задачу.

2.2. Определить конечную цель решения задачи, если целей несколько, определить возможность комбинации задач.

2.3. Сформулировать цель и задачи проектирования и представить их в виде дерева, выделяя следующие уровни: генеральная цель, цели, подцели, задачи, подзадачи.

2.4. Определить главные технико-экономические показатели, которые необходимо улучшить (повышение надежности, производительности труда, снижение себестоимости и т.д.).

2.5. Определить условия, при которых возможно достижение целей (реорганизация структуры предприятия, получение новых материалов, внедрение новых технологий и пр.).

3. Предварительное изучение задачи.

3.1. Установить связи рассматриваемой задачи со смежными задачами.

3.2. Выделить главную и второстепенные задачи с целью акцентирования внимания разработчика на наиболее важных направлениях разработки.

3.3. Проверить правомерность задачи с точки зрения общих законов природы.

3.4. Проверить осуществимость задачи на современном уровне развития науки, техники, технологии.

3.5. Определить неясные вопросы и расположить их в порядке значимости для решения задачи.

4. Сбор и анализ информации о задаче.

4.1. Собрать и изучить все, что уже сделано для решения задачи в мировой практике. Выяснить: что отброшено, что не оправдалось, что принято к использованию, что в принципе, на новом витке научно-технического прогресса может быть использовано на качественно новом уровне.

4.2. Сравнить поставленную задачу с тенденцией развития данной отрасли техники и технологии.

4.3. Составить список информации, необходимой для поиска решений.

5. Исследование задачи.

5.1.Представить объект, рассматриваемый в задаче, как систему взаимосвязанных элементов

5.2. Установить функциональные связи и зависимости между элементами.

5.3. По возможности выразить взаимосвязи между элементами количественно, схематически.

6. Выбор параметров объекта и предъявляемых к нему ограничений.

6.1. Составить список требований, предъявляемых к объекту, с выделением основных и дополнительных требований.

6.2. Наложить ограничения на среду функционирования искомого технического решения.

6.3. Выяснить какие требования установлены на выполнение аналогичных функций в ведущей отрасли техники и как эти требования реализуются.

6.4. Определить влияние возникающих факторов на параметры объекта.

6.5. Рассмотреть входные параметры объекта как выходные параметры смежного объекта, и наоборот.

7. Уточнение формулировки задачи.

7.1. Формулировка задачи должна содержать изложение основных принципов перспективной разработки с учетом наложенных ограничений.

7.2. Формулировка задачи может быть изложена в виде модели технического задания на проектирование.

8. Выявление технических и физических противоречий в технической системе.

8.1. Выявление основных причин возникновения недостатков объекта.

8.2. Подразделение причин на внешние и внутренние.

8.3. Рассмотреть каждый недостаток или причину отдельно.

8.4. Сформулировать главные и второстепенные технические противоречия.

9. Анализ и проработка идей решения задачи.

9.1. Анализ идей.

9.2. Применить идею не к объекту, а к подсистемам, которые он включает.

9.3. Полезные идеи рассматривать подробнее.

9.4. Определить возможные комбинации идей.

9.5. Проверить техническую осуществимость идей.

9.6. Проверить, какие идеи соответствуют основным требованиям к искомому техническому решению.

9.7. Произвести развитие и упрощение идей.

10. Выбор рациональных вариантов.

10.1. Установить область приемлемых вариантов.

10.2. Сформулировать систему критериальных оценок.

10.3. Забраковать варианты, находящиеся в прямом противоречии с требованиями задачи.

11. Выбор предпочтительного варианта.

11.1. Провести сопоставительный анализ вариантов.

11.2. Выбрать предпочтительный по технико-экономическим показателям вариант.

11.3. Выбрать тип модели варианта и осуществить ее построение.

11.4. Произвести эксперимент и проанализировать результаты.

11.5. Выявить взаимосвязь результатов эксперимента с поставленной задачей.

11.6. Оценить степень соответствия между фактическими свойствами и требуемыми.

11.7. Составить полную схему перспективной работы.

12.Развитие и упрощение схемы технического решения.

12.1. Установить, что усложняется, ухудшается, удорожается при использовании найденного технического решения.

12.2. Установить можно ли видоизменениями предотвратить выявленные отклонения.

12.3. Определить взаимосвязи между структурой и параметрами.

12.4. Предусмотреть резервы развития и последовательного совершенствования технического решения.

12.5. Проверить возможные изменения в объектах, работающих совместно с данным.

13.Анализ технико-экономической эффективности найденного варианта технического решения.

13.1. Определить, в чем выражается эффект от использования данного варианта, и выразить его количественно.

13.2. Определить перспективность найденного варианта.

13.3. Определить особенности внедрения перспективной разработки.

13.4. Проверить, может ли найденное техническое решение применяться в новых условиях.

13.5. Проверить найденный вариант на патентоспособность и конкурентоспособность.

14. Обобщение результатов решения задачи.

14.1. Может ли полученное решение применяться по новому.

14.2. Сформулировать принцип использования технического решения.

14.3. Проверить применение сформулированного принципа к другим задачам.

 

Данный алгоритм поиска новых технических решений при определенной модификации подходов может быть рекомендован и при решении широкого класса экономических задач. Правда, необходимо понимать, что решение нестандартных задач, задач прорывного характера в определенной предметной области, требует особых, нестандартных алгоритмов их решения. Но в большинстве случаев, подобные алгоритмы помогут пользователям выбрать правильные методы подбора, накопления, обработки и анализа информации, адекватные классу решаемых задач. Ниже предлагаются два алгоритма задач экономического типа, модифицированных из вышеприведенного.

Процесс принятия решения о покупке товара может быть представлен алгоритмом, изображенным на рис.6.3.

 

   
 
1.Осознание проблемы
 
 
2. Поиск информации
 
 
3. Оценка вариантов
 
 
4. Решение о покупке  
 
 
5. Реакция на покупку

 


Рис.6.3. Алгоритм процесса принятия решения о покупке товара.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неисследованность и незнание | Решение о покупке. На этом этапе необходимо понять, чем вызвана необходимость покупки и какие проблемы стремиться решить покупатель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.