Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка задачи на принятие информационных решений




Задача принятия информационного решения, в общем виде, может быть сформулирована следующим образом:

1. Известно:

· Задача (цель), которую необходимо решить (достигнуть);

· Принятая (заданная) информационная модель объекта (ов), информация о которой необходима при решении задачи (для достижения стоящей перед пользователем цели);

· Некоторый исходный объем информации, собранной об объекте (объектах);

· Объем ресурсов (временных, кадровых, финансовых, материальных), которыми располагает пользователь для решения данной задачи (достижения цели);

· Внешние ограничения на деятельность (уровень профессиональной подготовки, доступ к техническим средствам обработки информации, полномочия пользователя на доступ к информационным ресурсам, ранг пользователя в той сфере в которой он реализует свою деятельность и др.).

2. Требуется:

· За отведенное время оценить собранную об объекте информацию и сделать вывод о степени ее пригодности для решения поставленной перед пользователем задачи и принять решение об условиях и порядке использования информации при решении данной задачи.

3. При принятии информационных решений нужно ответить на следующие вопросы:

3.1. И нформация достоверна (недостоверна);

3.2. Требуется уточнение: по документам – анализом и сопоставлением, расчетом, проведением дополнительных работ (научных, проектных, исследовательских) и т.д.

3.3. Информации достаточно (недостаточно);

3.4. Как достигнуть требуемой полноты информации:

3.4.1. Поиск;

3.4.2. Расширение проблемных областей, в которых осуществляется поиск, и классов информационных ресурсов;

3.4.3. Привлечение экспертов, дополнительных исполнителей, имеющих квалификацию в требуемых проблемных областях;

3.4.4. Организация исследований для получения отсутствующей информации;

3.4.5. Выход на совместные исследования (разработки) с другими организациями;

3.4.6. Промышленный шпионаж (как крайняя, но довольно распространенная и эффективная форма достижения необходимой полноты и качества информирования).

3.5. Требуемой информации нет: у исполнителя; в ресурсах доступных пользователю ее не существует.

3.6. При каком уровне информационной обеспеченности может быть осуществлено принятие решения и какова степень риска для каждого уровня информационной обеспеченности

Указанная постановка задачи предполагает, что пользователь в процессе предыдущей деятельности уже накопил некоторый объем информации, который привел его к необходимости решения конкретной задачи. Эта информация включает:

· Весь объем знаний, накопленный в процессе предшествующей деятельности, общеобразовательной и профессиональной подготовки;

· Индивидуальные навыки и умения, полученные в решении различных задач;

· Информационные ресурсы, находящиеся в непосредственном доступе (личные досье, документальные источники, результаты предварительных исследований, информация полученная по различным каналам);

· Результаты предварительного накопления информации по решаемой проблеме (задаче);

· Информацию о противодействии со стороны внешних факторов (противодействие конкурентов, изменение условий функционирования, неэффективность принимаемых решений, разрыв внутренних или внешних связей, нарушающих процессы нормального функционирования, возникновение чрезвычайных ситуаций и т.д.);

· Результаты анализа ситуаций, сопровождающих повседневную деятельность пользователя и взаимодействующих с ним организационных структур.

Информация, имеющаяся на момент принятия информационного решения, является базовым уровнем информированности пользователя. Этот уровень индивидуален, различны и его качественные параметры. Именно они определяют, в конечном счете, ценность конкретного исполнителя при принятии информационного решения. Чем выше профессиональная подготовка исполнителя, тем более полно будут использованы информационные ресурсы.

Начав процесс принятия решения, исполнитель всегда завершает его конкретной формулировкой конечного результата (оценки) проведенного анализа. Оценка может лежать в достаточно широком диапазоне, но находиться в следующих границах:

· Информация для обоснованных действий отсутствует (в принципе или у конкретного пользователя);

· Имеющаяся информация позволяет решить задачу (проблему).

В пределах указанных границ существует множество промежуточных вариантов оценки, каждый из которых позволяет принять исполнителю ту или иную стратегию поведения (обладающую различными уровнями эффективности и риска, степенью снижения неопределенности конечного результата).

Первая оценка требует от исполнителя повторного изучения стоящей перед ним проблемы при существенном переосмыслении всех основных исходных данных и конечных результатов, положенных в постановку задачи. Такая ситуация возникает, как правило, в условиях решения новых проблем, ранее не решавшихся, либо таких, для решения которых еще не созрели объективные условия (отсутствуют необходимые методы, подходы, ресурсная база и пр.). В большинстве случаев первая оценка переводит решение проблемы в область новых научных, технических, производственных разработок. В этом случае возможна и такая крайняя оценка, как прекращение работы над проблемой на данном временном этапе, или формулировка проблемы изменяется таким образом, чтобы можно было достигнуть промежуточных результатов. Принятие такой оценки должно сопровождаться выявлением основного логического противоречия в постановке проблемы. Только определив его можно рассчитывать, что будет найдена рациональная линия поведения при трансформации проблемы к виду, позволяющему преодолеть выявленные противоречия.

Вторая граничная оценка характерна для рутинных, стандартных, типовых задач, в решении которых накоплено наибольшее количество информации и разработаны эффективные методы оценки такой информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.