Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сделки в сети Интернет

Электронное заключение сделок - проблема не только финансовая, коммерческая, но и юридическая. В законодательстве и юридической практике уже сформировалось обобщающее понятие - электронная коммерция. Все, что связано с финансовыми и фондовыми рынками, полностью входит в это понятие.

Принцип электронного заключения сделок во многих странах, например в США, Германии, Канаде, Южной Корее, Сингапуре и ряде других, уже закреплен законодательно. На международном уровне он, безусловно, действует на уровне обычаев делового оборота. Однако его соблюдение не всегда возможно, когда он вступает в противоречие с требованиями национального законодательства.

Возможность и степень сложности юридического доказательства по сделкам в Сети, во многом зависят от профессионализма юриста, который работает на финансовом и фондовом рынках. К нему целесообразно обращаться как брокерской компании, так и ее клиентам, в том числе физическим лицам. От той конструкции электронного договора, которую он «сочинит» для своего клиента, очень часто зависит успех клиента при возможном судебном разбирательстве и формировании той самой доказательственной базы.

Еще одна серьезная проблема заключается в том, что электронный документооборот между участниками сделки как таковой, принципиально не определяет права, обязанности и ответственность третьих лиц, которые очень сильно влияют на заключение и исполнение договора, но, тем не менее, стороной по договору не являются и, таким образом, не отвечают за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. Нет у них и обязанности предоставлять электронные документы по требованию сторон. Это так называемые третьи стороны: системные службы, сети и т.д., обращение к которым рекомендуется или «навязывается» другой стороной по сделке или участником системы, особенно когда одна из сторон и экономически, и организационно, и финансово, и позиционно намного сильнее другой.

Еще одна проблема - действительность договоров, заключаемых в области Интернет-торговли. Это прежде всего необходимость соблюдения обязательной письменной формы такого договора. Надо иметь в виду, что сделка является действительной, в том числе, если она заключена в той форме, которая требуется законодательством, прежде всего Гражданским кодексом. Иначе говоря, если не соблюдена обязательная письменная форма, сделка может быть признана недействительной и не имеющей правовых последствий.

Такие жесткие требования к форме сделки характерны не для всех стран. Например, в английской правовой системе письменная форма обязательна всего для нескольких категорий сделок. Большинство же сделок действительны вне зависимости от формы, в которой они заключены.

В нашей стране правовое признание электронных сделок следовало бы рассматривать в соответствии с так называемым принципом функционального эквивалента. Он выработан Комиссией UNCITRAL по электронной коммерции. В чем суть этого принципа: если национальное законодательство требует заключения сделки в письменной форме и подписанной собственноручной подписью, этому требованию соответствует заключение сделки путем электронного обмена данными, сопровождаемого электронными аналогами собственноручной подписи.

Решение данной задачи возможно и путем создания ряда новых законов.

Во-первых, рамочного закона «Об электронной коммерции» (электронной торговле, электронных сделках), в рамках которого следует закрепить базовые нормы и принципы, которые просто введут все аспекты электронной коммерции в юридический оборот. Это уже само по себе ценно, поскольку можно будет получить окончательный ответ на вопрос: легальна или нелегальна электронная коммерция с точки зрения российского законодательства?

Закон должен обеспечить правовые условия для совершения сделок в электронной коммерции; установить требования к лицам, ее осуществляющим; предусмотреть положения, защищающие интересы приобретателей товаров и услуг. Кроме того, в данном законе необходимо установить правила обмена электронными данными или документами, подписанными при помощи аналогов собственноручной подписи, в том числе ЭЦП, а также признание названных электронных данных в качестве судебных доказательств.

Во-вторых, совершенно не исключена возможность специального закона об электронной коммерции на финансовых и фондовых рынках (или «Об электронных финансовых услугах»). Важно только, чтобы последний не переписывал от начала до конца все нормы, касающиеся электронной коммерции в целом, а сосредоточился исключительно на специфике финансовых рынков.

В настоящее время в Государственную думу внесены следующие проекты законов: «Об электронной торговле», «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств» («Об электронных сделках»), «Об электронных финансовых услугах». Некоторые из них уже прошли первое чтение.

Но, наиболее важным является принятие отечественного закона, регулирующего применение электронных подписей (федерадьный закон №1-ФЗ от 10.01.2002г. «Об электронной цифровой подписи»). Обеспечение доверия к электронной подписи и ее правовое признание являются обязательными элементами заключения договоров в электронной торговле, передачи права собственности и обязательственных прав, а также совершение иных юридически значимых действий посредством электронной связи.

При этом, всегда следует помнить, что без принятия вышеназванных законодательных актов, определяющих юридический статус электронных сделок, налоговые и таможенные органы всерьез к таким сделкам относиться не могут, сделки через Интеренет можно относительно безбоязненно заключать лишь в отношении тех объектов, которые не относятся к предпринимательской деятельности, либо практиковать их как предварительные договоры, которые влекут обязанность лиц, их заключивших, заключить в будущем договор в письменной форме, на предусмотренных в них условиях.

Как только заключение сделки коснется вопросов налогообложения или же та­моженного оформления, от заключения договора в обычной форме будет не уйти. Сделки между юридическими лицами и сделки юридических лиц с гражданами, должны заключаться в простой письменной форме в обязательном порядке. Собственно говоря, действующее законодательство само по себе не предъявляет каких-то универсальных требований к реквизитам договора. Отсутствие оттиска печати на договоре еще ни о чем не говорит, скрепление договора печатью обязательно лишь в том случае, если либо закон на это прямо указывает, либо стороны в самом же договоре прямо это обусловили. Право в Сети следует выбирать на основе соглашения с контрагентом, или же придется обращаться с коллизионными нормами, в остальном механизм выбора ничем не отличается от того, какой реализуется в обычной действительности.

Расчетные отношения. Электронные деньги.

Наряду с традиционными способами безналичной оплаты (банковский перевод, банковский чек, кредитная или дебитная карточка) стали применяться "Электронные деньги" (лицо, пользующееся сетевой услугой, соглашается на включение платы за нее в счет, выставляемый ему за пользование Интернет в целом). Как уже говорилось, наиболее распространена оплата услуг поставщика сети, сходная с абонентской платой за телефон. Таким образом, в процесс расчетов вовлекаются по крайней мере два новых субъекта (помимо плательщика и получателя платежа): поставщик Интернет и местная телефонная компания. Налицо множественность субъектного состава обязательства, требующая серьезного юридического оформления всех "внутренних" и "внешних" правоотношений, носящих договорный характер. "Электронные деньги", которые представляют собой условные расчетные единицы, эквивалентны количеству "реальных" денег на счету пользователя в процессинговой компании ("виртуальном банке"), осуществляющей расчеты по сделке. Такой способ исключительно оперативен (занимает до нескольких минут). Однако он применим только к сделкам, заключаемым в сети. При оформлении отношений пользователя с "виртуальными банками" особенно широко применяются формулярные контракты.

Образно выражаясь, электронные деньги - это валюта страны Интернет. Обменяв их "на въезде" за обычные деньги, доллары или франки, вы можете использовать эти виртуальные дензнаки для покупок в электронных магазинах.

Можно ли рассматривать Web-страницу в Интернет, как средство массовой информации?

Как провести четкую границу между средствами
массовой коммуникации и просто коммуникации? Можно предположить, что компьютерная информация одновременно является и массовой информацией, и средством массовой информации, и продукцией средства массовой информации. А передача компьютерной информации является распространением продукции средства массовой информации. Однако, применить понятие тиража к Web-странице практически невозможно, физически, как правило, страница существует в одном экземпляре.

Ст. 24 Закона о СМИ, гласит: " Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются и в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". Однако, в ст. 2 дано раздельное определение для программы и вещания: " Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации". "Под распространением продукции средства массовой информации понимается: продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ". Ст. 24, расширяющая толкование понятия СМИ (она так и называется — "Иные средства массовой информации"), никоим образом не может быть истолкована как расширяющая понятие "вещания". С большой натяжкой можно сказать, что сайт периодичен, но распространяется ли он в смысле указанного закона? Сайт не продается, не доставляется и не раздается (к тому же и не является печатным изданием, аудио либо видеозаписью программ и т.д.). То есть - регистрации программы, передаваемой через Интернет, на основании этого закона, еще как-то можно требовать, а вот лицензирования вещания в Интернет - нет.

Вообще, вопрос о соотношении СМИ и веб-сайтов должен быть решен в законодательстве как-то более однозначно, - либо к таковым нужно относить все веб-сайты вообще (что вряд ли целесообразно), либо лишь некоторые из них, удовлетворяющие определенным признакам (тематика, социальная направленность и т.д.). До внесения изменений в закон о СМИ, можно рекомендовать добровольную (но ни в коем случае не обязательную), подачу заявки на регистрацию сайта в качестве СМИ. В этом случае заявитель сам как бы признает, что его сайт является СМИ и соглашается со всеми ограничениями, которые содержит законодательство о СМИ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты правового регулирования в сети Интернет | Реклама в сети Интернет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.