Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка данных

1. Подсчитайте сколько ответов «Да» имеется в первых двух колонках.

2. Подсчитайте сколько ответов «Нет» в последней колонке.

3. Подсчитайте количество ответов «Не знаю» по всей анкете. От них в общий результат берется только половина.

4. Сложите все три числа и полученный ответ сравните со шкалой для оценки.

Шкала эмоциональной напряженности

  Уровни  
низкий средний высокий
0—10 12—18 18—22

Для лиц, обладающих высокой эмоциональной напряженностью характерны несформированные системы управления и контроля своей деятельности: неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющейся на то причины, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях. Следствием этого являются неблагополучия эмоциональных отношений, сложившихся в семье, в особенности строгие наказания, оговорки, постоянные претензии к ребенку, часто неадекватные.

Методика диагностики развития памяти

Цель методики: Выявить особенности развития памяти детей школьного возраста.

Задача: На основе однократного предъявления тестового материала выявить различия показателей непосредственного воспроизведения.

Материал методики: для оценки объема кратковременной памяти необходимо приготовить лист бумаги, ручку или карандаш, секундомер. В качестве тестового материала можно использовать самые различные графические изображения, картинки, предметы.

Развитие восприятия и других психических процессов тесно связано с памятью. Память человека одна из важнейших психических функций, а оценка ее параметров представляет собой существенные показатели психического развития. Одним из таких показателей является объем кратковременной памяти, определяемый количеством информации, которое человек может удержать при однократном предъявлении.

Память человека осуществляется при выполнении следующих операций, составляющих основу мнемического процесса:

Первая операция — ознакомление с объектом и соотношение элементов к определенным категориям собственного опыта.

Вторая операция — связана с поиском основания группировки, запоминаемого материала.

Третья операция — это установление внутригрупповых отношений элементов, приводящая к комплектованию групп.

Четвертая операция — установление межгрупповых отношений, систематизация предъявленного ряда и построение мнемосхем, которые регулируют воспроизведение.

В первых двух операциях производится отбор и обобщение элементов материала в определенных отношениях и обеспечивается смысловой, избирательный характер запоминания и воспроизведения. Вторые две операции создают пространственно-временное

упорядочение элементов в соответствии со смысловыми связями, которые позволяют более полно и точно воспроизвести материал.

Теперь остановимся на самой методике.

Для того, чтобы измерить объем памяти можно воспользоваться матрицами информационного поиска. Для этого необходимо на листе плотной бумаги вырезать рамку, равную размеру одной строки. Опыт заключается в том, что обследуемому ребенку предъявляют одну строку из матрицы для запоминания (с помощью вырезанной рамки), а затем он воспроизводит то, что ему удалось запомнить, в письменном виде в протоколе.

Время предъявления строки 3—5 секунд. Это время зависит от возраста. Детям в возрасте 7—8 лет иногда требуется больше времени для однократного просмотра ряда.

Инструкция: вам необходимо просмотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания. Этот ряд будет показан на очень короткое время для того, чтобы только один раз его просмотреть. Затем вам необходимо по памяти воспроизвести предъявленные фигуры, сохраняя порядок их следования друг за другом.

Процедура выполняется 10 раз.

В начале необходимо выполнить пробную процедуру для того, тобы выяснить, правильно ли понята инструкция.

Обработка результатов: Протокол воспроизведений обрабаты-ается следующим образом: подсчитывается общее число воспро-зведенных символов (00; с учетом как правильно воспроизводи-ых, так и с ошибками подсчитать количество правильно воспроизведенных символов, учитывая перестановки (Ог), затем подсчитать только те символы, которые строго сохраняют порядок предъявления (Оз), переставленные и привнесенные символы, не содержащиеся в предъявляемом ряду, не подсчитываются. В таблице приведены показатели объема памяти на цифровые символы в зависимости от возраста.

Данная методика применима только при индивидуальном обследовании.

На основании полученных данных оценки объема кратковременной памяти можно выделить три основные группы учащихся на основе величины параметра Оз:

Первая группа: показатель Оз, т. е. количество запоминаемых символов с сохранением порядка следования в случайном ряду, свыше 4,5 единицы (это группа наиболее успешно справляется с обучением в школе).

Вторая группа: показатель Оз находится в диапазоне от 4,5 до 3 единиц (это группа, занимающая среднее положение по успеваемости в школе).

Третья группа: показатель Оз ниже 3 единиц. Обычно это груц_ па слабоуспевающих учащихся, с которыми необходимо проводить дополнительную работу по развитию памяти, овладению формами запоминания.

показатели воспроизведения цифровых символов в зависимости от возраста испытуемых

Показатели Возраст, годы
воспроизведения           14—15 18—19 21—23
01 02 03 4,8 4,6 3,5 4,9 4,7 3,7 5,9 5,3 3,7 6,2 5,8 4,3 6,9 6,4 4,1 8,0 7,5 5,2 7,1 6,5 4,8 8,8 7,5 5,7

Методика оценки продуктивности вербальной памяти

Цель методики: Выявить различия по продуктивности вербальной памяти.

Задачи методики: оценить продуктивность вербальной памяти с помощью метода свободных ассоциаций по заданной теме за короткий отрезок времени (5 минут).

Материал: для проведения исследования необходимо приготовить лист бумаги, ручку, секундомер.

Правила проведения: 1. Прочитать инструкцию и убедиться в правильности ее понимания испытуемыми. 2. Точно фиксировать начало и окончание работы по секундомеру. 3. Методику можно применять, начиная с 8—9-летнего возраста по письменному варианту, по устному варианту, начиная с 6 лет.

Память человека устроена как сосуд, вмещающий значительное содержание, но «входит» и «выходит» из этого сосуда информация небольшими порциями. Количество воспроизведенных слов составляет наиболее актуализированные, наиболее усвоенные знания. Этот показатель тесно связан с успешностью обучения.

Метод свободных ассоциаций использовался в клинической практике К. Леонгарда как проба на продуктивность. Испытуемому предлагалось за 3 минуты назвать как можно больше предметов. Обычно за это время взрослые люди могут назвать не менее 60 слов. Лица с возбудимой акцентуацией называют меньшее число слов и обладают, по мнению К. Леонгарда, интеллектуальной тяжеловесностью (К. Леонгард, 1978).

Экспериментальные исследования, проведенные И. Хоффма-ном, свидетельствуют о том, что для припоминания «межпонятий-

ух» отношений требуется меньше времени, чем для «внутрипо-дятных». Например, легче назвать слова, относящиеся к математике вообще (межпонятийные), чем термины по определенному разделу математики.

Оценка продуктивности вербальной памяти проводится по следующей инструкции:

Инструкция испытуемым:

Вам необходимо воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме, например: (математика). На это задание отводится 5 минут.

После объяснения инструкции учащиеся начинают работу по единой команде «начали». А затем заканчивают работу по истечении 5 минут, о чем им сообщает экспериментатор. После того как задание выполнено, сами учащиеся могут осуществить подсчет воспроизведенных слов и записать их в протокол.

По показателям продуктивности воспроизведения можно выделить следующие три группы испытуемых:

Первая группа: количество воспроизведений свыше 40 (с возраста 12 лет и выше). Это группа с высокой продуктивностью воспроизведения, обычно успешно учатся в школе, обладают высокими коммуникативными способностями.

Вторая группа: количество воспроизведений от 25 до 40. Это группа со средней продуктивностью, обычно средняя по успеваемости.

Третья группа: количество воспроизведений ниже 25. Это группа с низкой продуктивностью вербального воспроизведения. Обычно испытывает наибольшие трудности в обучении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особые способности | Зак.1Т95
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.