Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3.2. Методы обучения

Метод – способ взаимосвязанной или совместной деятельности учителя и учащихся при помощи которой учащиеся овладевают ЗУН.

Методы обучения – это способы деятельности преподавателя, способы организации познавательной деятельности учащихся, обучение самостоятельному поиску истин, выработке своих взглядов и убеждений. Это последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Методы обучения находятся в зависимости от психологических, возрастных особенностей учащихся.

К числу основных факторов, побуждающих к активности относятся:

1) познавательный и профессиональный интерес

2) творческий характер учебно-воспитательного процесса

3) состязательность

4) игровой характер

5) эмоциональное воздействие.

С понятием «метод» связаны еще 2 понятия:

«средства обучения» - все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться (слово учителя, учебники, учебные пособия, справочная литература, наглядные пособия, кино, ТСО, средства программированного обучения и т.д.).

«прием» - это деталь метода, способ реализации метода (например рассказ – это метод, сообщение плана – прием активизации внимания восприятия).

Разработкой и классификацией методов занимались: Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и др.

Требования к методам:

1) Направленность метода обучения на общее развитие учащихся

2) Научность метода

3) Доступность для развития учащихся

4) Результативность

5) Новизна (использование инноваций).

Классификация методов

І. а) Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение, работа с книгой, наблюдения и др.

б) Наглядные методы: применение наглядных пособий, ТСО (кино, радио, телевидение, магнитофон…).

в) Практические методы – овладение материалом, на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.

ІІ. Далее (ІІ - V) идет классификация по Скаткину-Лернер:

а) Репродуктивные методы – овладение материалом основывается на воспроизводящей функции памяти, учащиеся сами вспоминают материал, отвечая на вопросы педагога (закреплении, повторении, обобщении материала). Приемы – решение задач, воспроизводство опытов, ответы на вопросы.

б) Объяснительно-иллюстративные методы – преподаватель объясняет и наглядно показывает материал (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и др.) при помощи наглядных пособий. Приемы – лекция, рассказ, демонстрация опытов, экскурсия.

ІІІ. Проблемные формы овладения учебным материалом – учащиеся сами ищут новые знания (на основе загадок, задач на смекалку, проблемные ситуации). Приемы чтение литературы, диспуты, семинары, деловые игры.

ІV. Частично-поисковые методы – основаны на творчестве учеников (высказывание учащимися предположений, частично-самостоятельные открытия, совершенные самостоятельно или при направляющей роли учителя). Приемы – те же, что и в ІІІ.

V. Исследовательские (проведение опытов и наблюдений, эксперимент, работа с документами).

Классификация методов по Голанту:

1) активные (если учащиеся работают самостоятельно) – лабораторный метод, работа с книгой;

2) пассивные (если учащиеся слушают и смотрят) – рассказ, лекция, объяснение, экскурсия.

Классификация методов по Ю. К. Бабанскому

3 группы: 1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности

2. Методы стимулирования и мотивации деятельности

3. Методы контроля и самоконтроля.

 

Этапы усвоения и методы:

1 этап. Мотивационный – использование проблемных ситуаций (беседа, рассказ, демонстрация опыта)

2 этап. Предварительное ознакомление учащихся с деятельностью и знаниями (объяснение, беседа, демонстрация)

3 этап. Обучаемые сами выполняют формируемую деятельность (метод работы парами и небольшими группами – рассуждение вслух, решение задач).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы обучения. Функции процесса обучения | Функции обучаемого в педагогической ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.