КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы обучения. Функции процесса обучения
Мотивы учения Функции процесса обучения Цель обучения – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами взаимодействия с людьми в жизнедеятельности. Обучение включает 3 функции: 1. Образовательная – процесс овладения знаниями, формирования учебных Н и У. 2. Развивающая – умственное развитие учащихся 3. Воспитательная – формирование нравственных, эстетических качеств, взглядов, убеждений, дисциплинированности, трудолюбия Этапы овладения знаниями (структура) 1. Восприятие (сообщить тему, рассказать что будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее); 2. Осмысление учебного материала – выделение и анализ теоретических знаний (найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, изучить совокупность примеров и теоретическую информацию); 3. Запоминание или закрепление – сохранение на длительное время полученных знаний при помощи самостоятельных работ, упражнений и творческих работ; 4. Применение ЗУН в практической деятельности (в учебных мастерских, лабораториях, на производственной практике). Мотив – внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. Мотивы бывают: - положительные – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди сверстников. Необходимо их развивать и укреплять. - нейтральные – игры со сверстниками, интерес к книгам, различные увлечения. необходимо знать эти мотивы и стремиться сделать их положительными. - негативные – отсутствие желания учиться, неумение учиться, медлительность, отрицательное влияние друзей. Необходимо перевоспитать до нейтрального уровня. Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д. Ушинский 1. Принцип систематичности – должна быть система подачи знаний, взаимосвязь: от фактов – к выводам, от примеров – к правилам, от конкретного – к абстрактному, от легкого – к трудному, от общего – к частному и т.д. 2. Принцип научности – употребление научных терминов; основы наук должны излагаться в упрощенном, педагогически переработанном виде 3. Принцип доступности – связь с уровнем развития учащихся, их опытом, содержанием новых знаний с имеющимися. Легкость обучения снижает мыслительную активность, интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, убивает интерес к учению, потерю уверенности в себе 4. Принцип наглядности – использование наглядных пособий (схем, чертежей, муляжей, фото, кинофильмов, звукозаписей и т.д.) 5. Принцип сознательности и активности обучения – осмысление учащимися учебного материала (легко запомнить стихотворение, создающее яркий и понятный образ, а трудное – сложно запомнить); их отношение к учебным занятиям, стремление к знаниям; формирование познавательной активности (трудиться самостоятельно, овладение рациональными приемами умственной деятельности) 6. Принцип прочности усвоения знаний – опора на психологические особенности памяти, постоянное повторение изученного материала, научность, систематичность объяснения, качество учебных книг, мастерство учителя, порядок чередования учебной деятельности (нельзя включать в расписание подряд предметы, требующие одинаковых действий: слушание, запись, решение задач и т.д.) 7. Индивидуализация обучения – организация индивидуального подхода в соответствии с особенностями личности ученика (повышение трудности индивидуальных заданий одним и помощь другим) 8. Принцип связи теории с практикой – показать практическую значимость изучаемого материала (на учебных практиках, практических занятиях) и в то же время воспитывать вкус к теоретическим проблемам 9. Принцип воспитания в процессе обучения – воспитание нравственных качеств личности, упорства, трудолюбия, самодисциплины, развитие умственных способностей. Вывод: Принципы обучения придают единство практической деятельности учителя и познавательной деятельной деятельности учащихся. Они обеспечивают комплексный подход и развитие ученика в процессе обучения.
Литература 1. Занков Л.В. Обучение и развитие, 1990 (часть 1, гл. 3) 2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М. 1986 3. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого, 1998 4. Ильина Т. А. Педагогика, 1984
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |