Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения. Функции процесса обучения




Мотивы учения

Функции процесса обучения

Цель обучения – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами взаимодействия с людьми в жизнедеятельности.

Обучение включает 3 функции:

1. Образовательная – процесс овладения знаниями, формирования учебных Н и У.

2. Развивающая – умственное развитие учащихся

3. Воспитательная – формирование нравственных, эстетических качеств, взглядов, убеждений, дисциплинированности, трудолюбия

Этапы овладения знаниями (структура)

1. Восприятие (сообщить тему, рассказать что будут изучать, поставить задачу и разъяснить ее);

2. Осмысление учебного материала – выделение и анализ теоретических знаний (найти главную мысль, выделить понятия, обосновать их признаки, изучить совокупность примеров и теоретическую информацию);

3. Запоминание или закрепление – сохранение на длительное время полученных знаний при помощи самостоятельных работ, упражнений и творческих работ;

4. Применение ЗУН в практической деятельности (в учебных мастерских, лабораториях, на производственной практике).

Мотив – внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. Мотивы бывают:

- положительные – стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди сверстников. Необходимо их развивать и укреплять.

- нейтральные – игры со сверстниками, интерес к книгам, различные увлечения. необходимо знать эти мотивы и стремиться сделать их положительными.

- негативные – отсутствие желания учиться, неумение учиться, медлительность, отрицательное влияние друзей. Необходимо перевоспитать до нейтрального уровня.

Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д. Ушинский

1. Принцип систематичности – должна быть система подачи знаний, взаимосвязь: от фактов – к выводам, от примеров – к правилам, от конкретного – к абстрактному, от легкого – к трудному, от общего – к частному и т.д.

2. Принцип научности – употребление научных терминов; основы наук должны излагаться в упрощенном, педагогически переработанном виде

3. Принцип доступности – связь с уровнем развития учащихся, их опытом, содержанием новых знаний с имеющимися. Легкость обучения снижает мыслительную активность, интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, убивает интерес к учению, потерю уверенности в себе

4. Принцип наглядности – использование наглядных пособий (схем, чертежей, муляжей, фото, кинофильмов, звукозаписей и т.д.)

5. Принцип сознательности и активности обучения – осмысление учащимися учебного материала (легко запомнить стихотворение, создающее яркий и понятный образ, а трудное – сложно запомнить); их отношение к учебным занятиям, стремление к знаниям; формирование познавательной активности (трудиться самостоятельно, овладение рациональными приемами умственной деятельности)

6. Принцип прочности усвоения знаний – опора на психологические особенности памяти, постоянное повторение изученного материала, научность, систематичность объяснения, качество учебных книг, мастерство учителя, порядок чередования учебной деятельности (нельзя включать в расписание подряд предметы, требующие одинаковых действий: слушание, запись, решение задач и т.д.)

7. Индивидуализация обучения – организация индивидуального подхода в соответствии с особенностями личности ученика (повышение трудности индивидуальных заданий одним и помощь другим)

8. Принцип связи теории с практикой – показать практическую значимость изучаемого материала (на учебных практиках, практических занятиях) и в то же время воспитывать вкус к теоретическим проблемам

9. Принцип воспитания в процессе обучения – воспитание нравственных качеств личности, упорства, трудолюбия, самодисциплины, развитие умственных способностей.

Вывод: Принципы обучения придают единство практической деятельности учителя и познавательной деятельной деятельности учащихся. Они обеспечивают комплексный подход и развитие ученика в процессе обучения.

 

Литература

1. Занков Л.В. Обучение и развитие, 1990 (часть 1, гл. 3)

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М. 1986

3. Педагогика / под. ред. П.И. Пидкасистого, 1998

4. Ильина Т. А. Педагогика, 1984

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.