Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы процесса воспитания

Сущность процесса воспитания.

1) Процесс воспитания является длительным и, по существу, непрерывным процессом.

2) Он так же является комплексным, т.е. развитие у человека определенных черт и качеств идет в комплексе, а не поочередно. По мере роста и развития человека воспитательные задачи усложняются, углубляются.

3) Для процесса воспитания характерна отдаленность результатов.

4) Может быть неодинаковость результатов воспитания, т.е. одни и те же воспитательные воздействия могут оказывать на каждого человека неодинаковое влияние.

5) Процесс воспитания – двусторонний, т.е. в нем участвуют и взаимодействуют 2 стороны - учитель-воспитатель и ученик-воспитуемый.

6) Положение о воспитуемости характеризуется пластичностью и восприимчивостью ЦНС; образованием условных рефлексов, связанных с определенным типом внешних и внутренних раздражений.

7) Процесс формирования устойчивых навыков, привычек и форм поведения – формирование динамичного стереотипа. Наличие которых создает трудности при перевоспитании, когда ставятся задачи ломки сложившихся форм поведения и установок.

8) В воспитании большое значение имеет регулирование процессов возбуждения и торможения, установление взаимного уравновешения этих процессов. Умению сосредоточиться на главном, выделению этого главного соответствуют возникновение и поддержание устойчивого очага возбуждения. Умение сдерживаться, преодолевать трудности предполагает управление тормозными процессами.

 

Изучение процесса воспитания за последние годы:

— изучается личность в системе его отношений к людям, природе, науке, искусству; взаимоотношение личности и коллектива.

— изучение проблем общения как специфической деятельности, предметом которой является другой человек. В работах исследователей рассматриваются различные виды общения: между учениками и родителями; воспитателем и воспитанниками, между другими взрослыми учениками – членами коллектива, между детьми и другими взрослыми.

1. Ознакомление учащихся с общими нормами и требованиями. Источником получения этих знаний могут быть слово воспитателя, его личный пример или пример людей, которым учащийся захочет подражать. Это может быть и интересная книга, рассказ, статья в газете или журнале; организация опыта, практики правильного поведения.

2. Формирование отношения учащихся к прилагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения лежит, прежде всего, понимание необходимости овладения знаниями о нормах и формах поведения. Важно сопоставление этих знаний с системой житейских представлений. Это сопоставление и осмысление приводит к формированию оценки, оценочным суждениям. Это взвешивание-оценивание служит основой для формирования мотивов поведения, которые базируются на сделанном выборе. Важно у учащихся пробудить желание поступить так, как от него требуется.

3. Формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов характеризует этап принятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние Взгляды предполагают, что у человека выработаны позиция, своя оценка, мотивы для совершения действий. Убеждения это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые побуждая к действию, служат руководством в жизни. Верный путь формирования убеждения – организация опыта правильного поведения, создание ситуаций, требующих проявления позиции в действиях, упражнения в совершенствовании правильных действий.

4. Формирование общей направленности личности. Упражнение в деятельности, многократные повторения определенных действий приводят к вырабатыванию у человека привычки такого поведения, которые становятся для него нормой. Привычка правильного поведения в определенной ситуации в определенных жизненных проявлениях создает основу для дальнейшего совершенствования личности.

5. Наивысший этап процесса воспитания – формирование интереса к самовоспитанию – деятельность направлена на выработку и совершенствование общественно ценных качеств личности и преодоление отрицательных черт и качеств. Обязательными элементами самовоспитания является постановка цели, волевое усилие, самоконтроль и самоанализ.

 

Содержание воспитательного процесса

Это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет деятельность человека.

В содержание воспитательного процесса входят ценностные отношения. Это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностными отношениями являются и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Существуют следующие ценностные отношения:

— ценностное отношение к природе;

— ценностное отношение к человеку – они (ценностные отношения) порождают у человека правильные устойчивые отношения, выступающие как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, великодушие, гуманность;

— ценностное отношение к жизни – наивысшие ценности, выражающиеся в категориях: «счастье», «свобода», «справедливость», «братство», «равенство»;

— ценностное отношение к обществу («пассажиры», «жители дома», «ученики и учитель», «зрители» и т.д.);

— ценностное отношение к Родине (патриотическое отношение);

— ценностное отношение к труду.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 6. Воспитание. Основные понятия | Методы воспитания. 1.Ориентация на ценности и ценностные отношения – педагог постоянно должен обращать внимание при эмоциональных реакциях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.