КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и развитие педагогической науки
Признаки педагогики как науки Бытовое и научное представление о педагогике. Тема. Педагогика в системе наук о человеке. План лекции: 1. Бытовое и научное представление о педагогике. 2. Возникновение и развитие педагогической науки. 3. Объект, предмет педагогической науки. 4. Функции педагогики 5. Категориальный аппарат педагогики. 6. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика – слово греческое. Оно состоит из двух понятий: παιρ – дитя и αγω— веду. Значит, буквальное значение слова «педагогика» - вести детей. Воспитание как особая общественная функция появилось с зарождением человеческого общества, а педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее. Любую деятельность, где основу составляет творчество, отнести к искусству или науке однозначно невозможно: актеру или художнику, служение которых искусству не вызывает ни у кого сомнений, требуются научные знания, чтобы профессионально овладеть своим мастерством. Признаки науки: 1) возникает из потребностей общества; 2) имеет свой предмет исследования; 3) имеет собственный категориальный аппарат; 4) имеются свои методы исследования; 5) представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Соотнесем названные признаки науки с признаками педагогики.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда воспитание, образование стали играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие представители Демокрит (460 - 370 до н.э.), Сократ (469 - 399 до н.э.), его ученик Платон (427 - 347 до н.э.), Аристотель (384 - 322 до н.э. В их трудах разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например, Тертуллиан (160 - 222), Августин (354 - 430), теолог Фома Аквинский (1225 - 1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей. Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в числе которых - итальянец В. Фельтре (1378 - 1446), голландец Эразм Роттердамский (1469 - 1536), французы Ф. Рабле (1494 - 1553) и М. Монтень (1553 - 1592). Революционные преобразования в науке о воспитании связаны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1657 г.) - одна из первых научно-педагогических книг. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения - например, принцип природосообразности, классно-урочная система - вошли в золотой фонд педагогической теории. Борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713 - 1784), К. Гельвеции (1715 - 1771), П. Гольбах (1723 - 1789), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога И. Песталоцци (1746 - 1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776 - 1841) известен значительными теоретическими обобщениями в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790 - 1866) плодотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811 - 1848), А.И. Герцена (1812 - 1870), Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), Н.А. Добролюбова (1836 -1861). Во всем мире признаны идеи Л.Н. Толстого (1828 - 1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 - 1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824 - 1871), совершивший переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педагогической системе К.Д.Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Виднейшими представителями американской педагогики являются Д. Дьюи (1859 - 1952) и Э. Торндайк (1874 - 1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием весьма действенных технологий. Российская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878 - 1934), П.П. Блонский (1884 - 1941). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко (1888 - 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918 - 1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |