КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь педагогики с другими науками
Педагогика — одна из наук о человеке, имеющая специфические цели и задачи. Изучая один аспект человековедения, она не является изолированной наукой, так как не может строить свою теорию, используя в готовом виде данные других наук в образовательной практике. Опираясь на эти данные, она решает свои задачи и связана практически со всеми науками, изучающими человека и его деятельность, прежде всего, с психологией — наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Несомненна связь педагогики с медициной, физиологией, биологией, т. е. теми науками, которые изучают различные процессы, происходящие в человеке и с участием человека. Педагогика, например, не может не учитывать данные физиологии о нервной деятельности, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата. Связь педагогики с такими науками, как философия, социология, экономика, обусловлена социальной адекватностью педагогических воздействий. Так, например, взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми. Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности. Как наука об управлении педагогика связана с кибернетикой, которая изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами. Итак, подводя итог изучению проблем взаимосвязи педагогики с другими науками, можно сказать, что, с одной стороны, педагогика широко использует знания других наук, с другой — множество наук используют педагогические знания. Тема. Методология и методы педагогических исследований. План лекции: 1. Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни. 2. Философский уровень методологии. 3. Системный подход как общенаучный уровень методологии. 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. 5. Система методов и методика педагогического исследования.
1. Методология педагогической науки: понятие, функции, уровни. В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Можно также понимать методологию как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность. Методология может быть дескриптивной, изучающей, как реально получить тот или иной результат, или же нормативной, т. е. предписывающей, как надо действовать. В структуре методологии выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Философский уровень: общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. В настоящее время существуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук (экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.). Общенаучная методология: теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Конкретно-научная методология: совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Технологическая методология: методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он включатся в массив научного знания. Все уровни методологии образуют сложную систему. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. 2. Философский уровень методологии. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др. Экзистенциализм или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители - Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция) и другие. Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения. Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского. Мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Главные понятия в прагматизме — "опыт", "дело" (греч. "прагма"). Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Опираясь на базовое понятие прагматизма — "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "самовыявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Диалектический материализм - философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития). В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
3.Системный подход как общенаучный уровень методологии. Системный подходтребует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Данный метод ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие. Связь означает установление общего, единение. Это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Связь (зависимость, обусловленность) есть такое отношение между объектами, когда изменение одного из них приводит к изменению другого и при отсутствии изменений одного отсутствуют соответствующие изменения другого. Применение системного подхода позволяет исследователю вычленить элементы и определить состав системы; найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой, т. е. выявить структуру системы, ее характер (статическая, динамическая); выделить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить ее взаимодействие с внешней средой; выявить ее функции. 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований К числу важных методологических принципов, направляющих развитие педагогических исследований, относятся личностный и деятельностный подходы. Личностный подход учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные свойства), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление). Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, а это, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучения механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество. Деятельностный подход. Личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности. Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Такой подход ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т. д. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в различных видах деятельности. Деятельностный подход требует перевода ребенка в субъектную позицию, что в свою очередь требует реализации полисубъектного подхода. Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход. Культура - специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность вида деятельности, её ценностных особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности. Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Культурологический подход предполагает необходимость разрешения этого противоречия. Органичное сочетание "вхождения" молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки - условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса. Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук он отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики.
5. Система методов и методика педагогического исследования. Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы наблюдения: - определение задач и целей (для чего, с какой целью ведется наблюдение); - выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); - выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование - разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника: - определение характера информации, которую необходимо получить; - составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; - составление первого плана вопросника; - предварительная его проверка путем пробного исследования; - исправление вопросника и окончательное его редактирование. Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут представить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Изучение школьной документации ( личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает: - опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; - активное воздействие исследователя на педагогическое явление; - измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; - неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения. Перечисленные методы называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Методы теоретического исследования. В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общий принцип или правило. В теоретических исследованиях используют индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как: - составление библиографии - составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; - реферирование - сжатое изложение основного содержания работы; - конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; - аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; - цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике. Математическиеметоды применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. Регистрация - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных). Ранжирование (ранговая оценка) - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников). Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь. Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы - показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц. Этапы исследования. Нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое должен уметь проводить каждый творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительную, практическое решение проблемы, количественную обработку полученных данных, их интерпретацию, формулирование выводов и предложений. Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов. Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения Тема. Современная система образования и тенденции ее развития. План: 1. Образование как социокультурный феномен. 2. Система образования: общая характеристика. 3. Принципы государственной политики в области образования. 4. Основные тенденции развития современного образования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |