Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания

Институты воспитания

Воспитание как процесс

Принципы воспитания

Воспитание опирается на следующие принципы:

1) индивидуальный и дифференцированный подход, который предполагает глубокое и всестороннее знание и учет индивидуальных особенностей детей, а также определение для конкретных детей воспитательных задач в соответствии с их личностными особенностями;

2) воспитание в группе и через коллектив - формирование гордости за свой коллектив, сплоченности, подчинение личных интересов общим;

3) воспитание в процессе деятельности - поощрение разумной инициати­вы учеников, чередование деятельности и отдыха, требовательное отношение к недостаткам детей;

4) сочетание высокой требовательности к детям с уважением их лич­ного достоинства;

5) опора на положительное в личности и группе;

6) единство, согласованность, преемственность в воспитании - единст­во взглядов всех педагогов на задачи воспитания, единство стиля в работе и оди­наковая требовательность, обобщение опыта.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь ос­новных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влия­ние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; се­мья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профес­сиональная деятельность, искусство и СМИ.

В качестве результатов воспитания выступают личностные новообразова­ния, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориен­тироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного-безобразного», «честно­сти-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав-обязанностей» всегда оставаться человеком.

Под институтами воспитания понимают семью, школу, религию, место жи­тельства, детские и юношеские организации и специализированные образователь­ные учреждения (детские дома, школы-интернаты).

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешко­льное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (об­щинное) и др.

Семейное воспитание - это организация жизнедеятельности ребенка в усло­виях семьи.

Семья - первый и основной институт воспитания.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека - это достижение душевного единства, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае нельзя пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим со­бой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он ви­дел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку в этом возрасте имитация (подражание) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния.

Школьное воспитание - это организация учебной деятельности и жизни де­тей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учи­теля и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха. А также внеучебная воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных тра­диций и праздников, организацию самоуправления.

Внешкольное воспитание предполагает организацию образовательно-воспитательной работы центрами развития, домами творчества детей и подрост­ков и т.д.

Конфессиональное воспитание реализуется посредством религиозных тра­диций и обрядов, приобщение к системе религиозных ценностей и конфессио­нальной культуре.

Воспитание по месту жительства это организация общественно-полезной деятельности детей и молодежи в микрорайоне проживания. Данная, со­вместно со взрослыми, деятельность заключается в посадке деревьев, уборке му­сора, сборе макулатуры и т.д. а также кружковая работа, спортивные соревнова­ния и праздники, организованные родителями и педагогами.

 

Вопросы:

1. Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного явления.

2. Сформулируйте главную цель воспитания.

3. Перечислите основные задачи и направления воспитания человека иуточните на­значение каждого из них в современной социокультурной ситуации.

4. Что является результатом воспитания?

5. На каких уровнях может быть реализован процесс воспитания?

 

Тема 2.5. Методы и средства воспитания

1. Методы воспитания

2. Средства воспитания

Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способа­ми. Эффективность их решения зависит от многих факторов, но в первую очередь от:

• логики сочетания методов, приемов и воспитательных средств;

• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитате­ля;

• условий и обстоятельств, в которых осуществляется процесс воспита­ния.

Однозначного определения методов воспитания не существует. Но все ме­тоды воспитания направлены на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия, но и взаимодействия.

Методы воспитания проявляются через:

■ непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, требования, личного примера, совета, просьбы и т.д.);

■ создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер);

■ общественное мнение референтной группы, например, коллектива;

■ совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение и игру;

■ процессы обучения и самообразования и передачи информации, соци­ального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессио­нального общения;

■ погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чте­ние художественной литературы.

Педагог выбирает и использует систему методов соответственно поставлен­ным целям. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность реше­ния воспитательных задач зависит от многих факторов и условий.

В педагогике пока нет единой классификации методов воспитания. Так Г.И. Щукина выделяет три группы методов:

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитан­ников;

3) использующие поощрения и наказания.
Рассмотрим примеры методов воспитания.

Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие педагога на сознание учеников. Этот метод обеспечивает формиро­вание их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, созна­тельной убежденности. Целью убеждения является создание, усиление и измене­ние взглядов, мнений, оценок, установок. Метод убеждения обращается к уму, ло­гике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения, по­этому он наиболее предпочтителен в психологическом плане.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, пример. Убеждение на практическом опыте, делом может осуществляться или путем личного показа, или через совместную деятельность, или показом опы­та других.

Метод упражнения - это такая система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет детям накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их инди­видуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки. Упражнение в воспитании - это не механическая тренировка. Она осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необ­ходимых и дидактических задач. Упражнение, например, организуется как систе­ма отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях.

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для под­ражания. Как правило, это самостоятельная личность, образу жизни, манере по­ведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с на­глядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальную перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положи­тельный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные осо­бенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант). В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрица­тельного примеров одинаково действенна.

Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимули­рование к новым.

Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и вни­мания, прощение за проступок.

Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль его работы. В конкретных ситуациях взаи­мосвязь между методами и приемами носит диалектический и неоднозначный ха­рактер. Они могут заменять друг друга, и не всегда видны их соподчиненные отно­шения. Например, в процессе применения метода убеждения воспитатель может использовать примеры, проводить беседы, создавать специальные ситуации воз­действия на сознание, чувства, волю воспитанника. В данном случае пример, бе­седа выступают в качестве приемов решения воспитательной задачи. В то же вре­мя, применяя метод приучения, воспитатель может использовать убеждение в качестве одного из приемов. Убеждение поможет осуществить задачу включения воспитанника в систему целесообразных действий по формированию конкретного опыта; например, строгого выполнения режима работы и отдыха.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие воспитания и самовоспитания | Средства воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.