КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие воспитания и самовоспитания
Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. Воспитание - категория вечная. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования общества. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий воспитания. Выделяют 3 теории: 1 - теория авторитарного воспитания - возникла и доминировала в период Средневековья. Рассматривала ребенка как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных социальных норм. Основными воспитательными приемами считались угрозы, надзор, приказания, запреты. 2 - теория свободного (стихийного) воспитания - предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития. 3 - гуманистическая концепция воспитания - развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). Внутренний план проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании; внешний Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше, чем появился термин «воспитание». Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы. Эта деятельность направлена на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает и в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Сам человек тоже может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В этом случае можно говорить о самовоспитании. Самовоспитание – это целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Самовоспитание выступает непременным условием совершенствования человеческой личности. Воспитание всегда преследует определенные цели: 1) формирование отношений личности к миру и к самой себе, т.е. воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные особенности, занимает положенное ему место в обществе; 2) формирование всесторонне развитой, активной и творческой личности, т.е. воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разные трудности; 3) воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, адекватно оценивающего характер взаимоотношений с другими людьми, умеющего строить добрососедские отношения и бесконфликтные взаимоотношения; 4) приобщение человека к культуре, т.е. формирование его эстетически и духовно совершенным; 5) воспитание гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества; 6) воспитание автономно развитой личности, предполагающее формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию; 7) развитие самосознания личности. Содержание и характер воспитания детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |