Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие воспитания и самовоспитания

«Недостаточно, чтобы воспитание не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень  
«Никто не становится хорошим человеком случайно». Платон

 

 


 

 

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в ко­торых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

Воспитание - категория вечная. Оно необходимо потому, что является од­ним из важнейших средств обеспечения существования общества.

В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные перио­ды теорий воспитания. Выделяют 3 теории:

1 - теория авторитарного воспитания - возникла и доминировала в период Средневековья. Рассматривала ребенка как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных социальных норм. Основны­ми воспитательными приемами считались угрозы, надзор, приказания, запреты.

2 - теория свободного (стихийного) воспитания - предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе вос­питания естественный ход личностного развития.

3 - гуманистическая концепция воспитания - развитие личности рассматри­вается как процесс взаимосвязанных изменений в двух планах: внутреннем (на­правленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). Внутренний план проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании; внешний
план определяется глубиной и темпами приобщения личности к социальным цен­ностям. Сочетание внутреннего и внешнего планов составляет личностную гар­монию, которая является целью гуманистического воспитания. Чем гармоничнее будет общекультурное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более творческим и социально адаптивным будет человек.

Воспитание — это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологиче­ских и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требова­ниями.

Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколе­ния к младшему сложилась гораздо раньше, чем появился термин «воспитание». Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспита­тель намеренно стремится повлиять на воспитуемого. То есть воспитание являет­ся одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы. Эта деятельность направлена на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает и в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учи­тывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Сам человек тоже может целенаправленно оказывать на себя воспитатель­ное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и актив­ностью. В этом случае можно говорить о самовоспитании.

Самовоспитание – это целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицатель­ных качеств. Самовоспитание выступает непременным условием совершенство­вания человеческой личности.

Воспитание всегда преследует определенные цели:

1) формирование отношений личности к миру и к самой себе, т.е. воспита­ние человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные особенности, занимает положенное ему место в обществе;

2) формирование всесторонне развитой, активной и творческой личности, т.е. воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравствен­ные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодо­левать разные трудности;

3) воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, адекватно оценивающего характер взаимоотношений с другими людь­ми, умеющего строить добрососедские отношения и бесконфликтные взаимоот­ношения;

4) приобщение человека к культуре, т.е. формирование его эстетически и духовно совершенным;

5) воспитание гражданской личности, имеющей высокопатриотические чув­ства и социально значимые качества;

6) воспитание автономно развитой личности, предполагающее формирова­ние у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенст­вованию;

7) развитие самосознания личности.

Содержание и характер воспитания детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмпирические методы | Методы воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.