КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпирические методы
Методы теоретического исследования Понятие о методе В «Толковом словаре» С.И. Ожегова под методом понимается: 1) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; 2) способ действовать, поступать каким-либо образом; 3) прием. Методы бывают теоретические и практические, в зависимости от исследования. Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. В эту группу методов относят методы, связанные с изучением текстов: трудов классиков, работы по педагогике, историко-педагогические документы, периодика, справочники, методические пособия. Это такие методы, как: составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование. К эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов деятельности, метод изучения документации, социометрические методы, математические и статистические методы. Рассмотрим эти методы подробнее. Наблюдение - это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического опыта, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение проводится по плану и имеет этапы: 1) определение цели и задач наблюдения; 2) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения; 3) выбор способа наблюдения; 4) выбор способов регистрации фактов; 5) обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение может быть включенным и невключенным, скрытым и открытым, сплошным и выборочным, лонгитюдным и ретроспективным. Эксперимент - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогических явлений и возможность воздействий исследователя на педагогические явления. Этапы эксперимента: 1 - теоретический - формулировка проблемы, определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования; 2 - методический - разработка плана, программы, методов обработки результатов; 3 - собственно эксперимент - создание экспериментальной ситуации, управление и коррекция; 4 - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация данных, выводы, рекомендации. Эксперимент бывает констатирующим и формирующим. Беседа - это метод сбора информации при непосредственном общении с человеком. Беседа должна проводиться по заранее намеченному плану, ведется в свободной форме без фиксации ответов. Анкетирование - это метод массового сбора информации, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Анкеты могут быть открытыми (ответы записываются полностью) и закрытыми (необходимо выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных). Тестирование - это метод, при котором выявляются индивидуальные различия испытуемых через выполнение заданий. Тесты могут быть на изучение успеваемости, профессиональную предрасположенность, тесты интеллекта и др. Социометрические методы позволяют оценить межличностные отношения в коллективе. Метод изучения продуктов деятельности дает возможность оценить уровень умений и навыков ребенка, а также его способности и интересы. Метод изучения документации дает исследователю информацию, которая характеризует реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Математические и статистические методы позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. В педагогических исследованиях применяются комплексные методики, требующие участия ученых различных специальностей: педагогов, физиологов, медиков, психологов. Комплексность придает исследованию коллективный характер и дает возможность получения убедительных результатов.
Вопросы: 1. Какие методы исследования в педагогике и психологии общие? 2. Приведите пример педагогического эксперимента и определите его этапы. Раздел 2. Воспитание как категория педагогики Темы 2.1.-2.4. Специфика, содержание и институты воспитания 1. Понятие воспитания и самовоспитания. Цели воспитания 2.Принципы воспитания 3. Воспитание как процесс 4. Институты воспитания
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |