Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирические методы




Методы теоретического исследования

Понятие о методе

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова под методом понимается:

1) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь;

2) способ действовать, поступать каким-либо образом;

3) прием.

Методы бывают теоретические и практические, в зависимости от исследо­вания.

Методы педагогического исследования- это способы изучения педагоги­ческих явлений, получение научной информации о них с целью установления за­кономерностей и взаимосвязи этих явлений.

В эту группу методов относят методы, связанные с изучением текстов: тру­дов классиков, работы по педагогике, историко-педагогические документы, пе­риодика, справочники, методические пособия. Это такие методы, как: составле­ние библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование.

К эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, беседа, ан­кетирование, тестирование, метод изучения продуктов деятельности, метод изу­чения документации, социометрические методы, математические и статистиче­ские методы. Рассмотрим эти методы подробнее.

Наблюдение- это целенаправленное восприятие какого-либо педагогиче­ского опыта, в процессе которого исследователь получает конкретный фактиче­ский материал.

Наблюдение проводится по плану и имеет этапы:

1) определение цели и задач наблюдения;

2) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;

3) выбор способа наблюдения;

4) выбор способов регистрации фактов;

5) обработка и интерпретация полученной информации.

Наблюдение может быть включенным и невключенным, скрытым и откры­тым, сплошным и выборочным, лонгитюдным и ретроспективным.

Эксперимент- это исследовательская деятельность с целью изучения при­чинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогических явлений и возможность воздействий ис­следователя на педагогические явления.

Этапы эксперимента:

1 - теоретический - формулировка проблемы, определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования;

2 - методический - разработка плана, программы, методов обработки ре­зультатов;

3 - собственно эксперимент - создание экспериментальной ситуации, управление и коррекция;

4 - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация данных, выводы, рекомендации.

Эксперимент бывает констатирующим и формирующим.

Беседа- это метод сбора информации при непосредственном общении с че­ловеком.

Беседа должна проводиться по заранее намеченному плану, ведется в сво­бодной форме без фиксации ответов.

Анкетирование- это метод массового сбора информации, когда респон­денты дают письменные ответы на вопросы.

Анкеты могут быть открытыми (ответы записываются полностью) и закры­тыми (необходимо выбрать один или несколько вариантов ответов из предложен­ных).

Тестирование- это метод, при котором выявляются индивидуальные раз­личия испытуемых через выполнение заданий.

Тесты могут быть на изучение успеваемости, профессиональную предрас­положенность, тесты интеллекта и др.

Социометрические методыпозволяют оценить межличностные отношения в коллективе.

Метод изучения продуктов деятельностидает возможность оценить уро­вень умений и навыков ребенка, а также его способности и интересы.

Метод изучения документациидает исследователю информацию, которая характеризует реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Математические и статистические методыпозволяют оценить результа­ты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретиче­ских обобщений.

В педагогических исследованиях применяются комплексные методики, тре­бующие участия ученых различных специальностей: педагогов, физиологов, ме­диков, психологов. Комплексность придает исследованию коллективный характер и дает возможность получения убедительных результатов.

 

Вопросы:

1. Какие методы исследования в педагогике и психологии общие?

2. Приведите пример педагогического эксперимента и определите его этапы.

Раздел 2. Воспитание как категория педагогики

Темы 2.1.-2.4. Специфика, содержание и институты воспитания

1. Понятие воспитания и самовоспитания. Цели воспитания 2.Принципы воспитания

3. Воспитание как процесс

4. Институты воспитания





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.002 сек.