КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории педагогики
К категориям относят наиболее общие и ёмкие понятия, отражающие сущность науки. К категориям педагогики относят воспитание, обучение, образование и развитие. Воспитание в широком смысле - это воздействие на личность общества в целом (т.е. социализация), а в узком смысле воспитание - это деятельность, направленная на формирование у воспитанников определённых качеств личности, взглядов и убеждений. В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания: 1. По содержанию: нравственное, трудовое, физическое и др. 2. По институциональному принципу: семейное, дошкольное, школьное и т.п. З.По стилю взаимоотношений: авторитарное, свободное, демократическое. Центральными фигурами в процессе воспитания является воспитатель и воспитуемый. Воспитание для воспитателя - это творческий процесс, требующий постоянных поисков новых методов и приёмов, работы над собой, уважения и интереса к детям, знания их возможностей, желаний, потребностей. Воспитуемый выступает как активный субъект процесса воспитания, обладающий своим жизненным опытом и ценностями. Образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков (ЗУНов), определённый уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Содержанием образования является комплекс специально отобранных, социально значимых и необходимых ЗУНов, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения её в жизнь общества. Понятие «образование» неразрывно связано с понятием «культура». Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Система образования имеет следующие основные звенья: - система дошкольного воспитания; - общеобразовательная школа; - профессионально-техническое образование; - среднее специальное образование; - высшее образование; - послевузовское образование; - система повышения квалификации и переподготовка кадров. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея такого управления состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Обучение - это процесс непосредственной передачи и приёма опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. При этом учитель: 1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; 2) руководит процессом освоения ЗУНов; 3) создает условия для развития личности учащихся. 1) учится - овладевает информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; 3) проявляет инициативу в поиске новых знаний дополнительных источников информации, занимается самообразованием. Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие происходит в процессе воспитания (и обучения); новый уровень развития влияет на воспитание (и обучение), изменяя его. Среди основных понятий педагогики выделяют так же следующие: - педагогическая деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. - педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. - педагогическое взаимодействие включает педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. - педагогическая технология - это последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения. - педагогическая задача - это основная единица педагогического процесса; это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определённой целью.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |