Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики




К категориям относят наиболее общие и ёмкие понятия, отражающие сущ­ность науки. К категориям педагогики относят воспитание, обучение, образование и развитие.

Воспитание в широком смысле - это воздействие на личность общества в целом (т.е. социализация), а в узком смысле воспитание - это деятельность, на­правленная на формирование у воспитанников определённых качеств личности, взглядов и убеждений.

В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания:

1. По содержанию: нравственное, трудовое, физическое и др.

2. По институциональному принципу: семейное, дошкольное, школьное и т.п.

З.По стилю взаимоотношений: авторитарное, свободное, демократическое.

Центральными фигурами в процессе воспитания является воспитатель и воспитуемый. Воспитание для воспитателя - это творческий процесс, требующий постоянных поисков новых методов и приёмов, работы над собой, уважения и ин­тереса к детям, знания их возможностей, желаний, потребностей.

Воспитуемый выступает как активный субъект процесса воспитания, обла­дающий своим жизненным опытом и ценностями.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизи­рованных знаний, умений и навыков (ЗУНов), определённый уровень интеллекту­ального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познава­тельных интересов.

Содержанием образования является комплекс специально отобранных, со­циально значимых и необходимых ЗУНов, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения её в жизнь общества.

Понятие «образование» неразрывно связано с понятием «культура». Куль­тура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Система образования имеет следующие основные звенья:

- система дошкольного воспитания;

- общеобразовательная школа;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование;

- система повышения квалификации и переподготовка кадров.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению обра­зованием. Основная идея такого управления состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся и родителям больше прав и свобод в выборе различных ти­пов образовательных учреждений.

Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом обра­зования, но и его активным субъектом.

В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основ­ные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Обучение - это процесс непосредственной передачи и приёма опыта поко­лений во взаимодействии педагога и учащегося. При этом учитель:

1) преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения ЗУНов;

3) создает условия для развития личности учащихся.
В свою очередь ученик:

1) учится - овладевает информацией и выполняет учебные задания с помо­щью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний дополнительных источни­ков информации, занимается самообразованием.

Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного коли­чественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Выделяют физическое, психическое, социальное и духовное развитие.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Развитие происходит в процессе воспитания (и обучения); новый уровень развития влияет на воспитание (и обучение), изменяя его.

Среди основных понятий педагогики выделяют так же следующие:

- педагогическая деятельность - это особый вид социальной (профессио­нальной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

- педагогический процесс - это движение от целей образования к его резуль­татам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

- педагогическое взаимодействие включает педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

- педагогическая технология - это последовательная система действий педа­гога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения.

- педагогическая задача - это основная единица педагогического процесса; это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педа­гогов и воспитанников с определённой целью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.