Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II этап формирования педагогики как науки (Средневековье, эпоха Возрождения)




На втором этапе формирования педагогики как науки в период Средневеко­вья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен.

Из века в век в Европе оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения (около 12 веков). Среди известных деятелей церкви можно назвать Тертуллиана(160-222), Августина (354-430) и др.   Догма –положение, принимаемое за непререкаемую истину, признаваемое бесспорным.
  Схоластика –средневековая религиозно-идеалистическая философия, основанная на церковных догматах; бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики

Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. В 1522г. Игнатий Лойола в своей книге «Духовные упражнения» изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы: как и о чём говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии и иностранным языкам.

В противовес схоластическому воспитанию средних веков возникли про­грессивные идеи мыслителей эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, М.Монтень и др.), которые призывали использовать культурное наследие античного мира и достижения естественных наук, сделать образование светским, а не религиозным.

Научная педагогика зародилась в начале XVII века. Ее основателем счита­ется педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670).С его трудами связыва­ют возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания. Его главный труд «Великая дидактика» (Амстердам, 1657г.) - одна из первых научно-педагогических книг. Многие его идеи не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные принципы, методы, формы обучения вошли в Золотой фонд педагогики (принцип природосообразности, классно-урочная система).

Впоследствии непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педа­гогике вели французские материалисты и просветители XVIII века: Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеции (1715-1771) и особенно Жан Жак Руссо (1712-1778).В своей книге «Эмиль, или О воспитании» он предлагал рассматривать ребенка как активного участника собственного обучения и воспитания, особенное внимание обращал на нравственное воспитание (воспитание совести).

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).Он являлся одним из основоположников дидактики начального обучения, выступал за целостность начального образования, разработал основы такого образова­ния в области математики, речи, географии.

Выдающийся немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)проводил работу по объединению учителей с целью обмена опытом, издавал пе­дагогический журнал по обучению и воспитанию. Дистервег дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, выдвинув ряд требований к обучению:

- широкое применение наглядного метода;

- установление связей между предметами;

- систематичность преподавания;

- прочность усвоения знаний;

- воспитывающий характер обучения.

В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной систе­мы образовательных учреждений во главе с созданным специально министерст­вом народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи осно­воположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского (1824-1870),который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. Целью воспитания Ушинский считал формирование активной и творческой лич­ности, подготовка человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он был за независимость науки от церкви. Важным положением теории Ушинского является то, что учитель должен научить ученика учиться.

Широко известны также педагогические труды выдающихся русских мыс­лителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861), Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труда Н.И. Пирогова (1810-1881). Они вы­ступили срезкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразо­вания дела народного воспитания в стране.

3. III этап развития педагогики (XX век - наши дни)

На третьем этапе развития педагогики в XX веке ее научная мысль развива­лась бурными темпами.

Западная педагогика в целом ориентировалась на обслуживание экономиче­ского прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. За рубежом сложи­лись предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область зна­ний, ориентированную на подготовку педагогов-управленцев.

На Востоке, прежде всего в СССР, педагогическая наука решала преимуще­ственно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педаго­гика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов), педагогика профес­сионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, во­енная педагогика, дефектология, история педагогики.

Среди отечественных педагогов первой половины XX века широко извест­ны СТ. Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), Н.К. Крупская (1869-1939), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970). Так, теоре­тические идеи Н.К. Крупской концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, заро­ждающегося пионерского движения. А.С. Макаренко разработал теорию и мето­дику воспитания личности в коллективе. В.А. Сухомлинский сосредоточил свое внимание на моральных проблемах воспитания молодежи.

Во второй половине XX века на ниве народного образования активно тру­дились М.А. Данилов (1899-1973), Л.В. Занков (1901-1977). Под руководством Л.В. Занкова в научной лаборатории в результате исследований была создана но­вая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности раз­вития познавательных возможностей учеников.

В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестрой­ку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики со­трудничества. Среди ее представителей - известные ученые-педагоги и само­бытные творческие учителя Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов и др.

В целом в настоящее время развитие педагогики детерминируется социаль­но-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и дея­тельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.