КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II этап формирования педагогики как науки (Средневековье, эпоха Возрождения)
На втором этапе формирования педагогики как науки в период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен.
Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. В 1522г. Игнатий Лойола в своей книге «Духовные упражнения» изложил основы и принципы функционирования новой, неизвестной еще школы: как и о чём говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии и иностранным языкам. В противовес схоластическому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи мыслителей эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, М.Монтень и др.), которые призывали использовать культурное наследие античного мира и достижения естественных наук, сделать образование светским, а не религиозным. Научная педагогика зародилась в начале XVII века. Ее основателем считается педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670). С его трудами связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания. Его главный труд «Великая дидактика» (Амстердам, 1657г.) - одна из первых научно-педагогических книг. Многие его идеи не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные принципы, методы, формы обучения вошли в Золотой фонд педагогики (принцип природосообразности, классно-урочная система). Впоследствии непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века: Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеции (1715-1771) и особенно Жан Жак Руссо (1712-1778). В своей книге «Эмиль, или О воспитании» он предлагал рассматривать ребенка как активного участника собственного обучения и воспитания, особенное внимание обращал на нравственное воспитание (воспитание совести). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Он являлся одним из основоположников дидактики начального обучения, выступал за целостность начального образования, разработал основы такого образования в области математики, речи, географии. Выдающийся немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) проводил работу по объединению учителей с целью обмена опытом, издавал педагогический журнал по обучению и воспитанию. Дистервег дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, выдвинув ряд требований к обучению: - широкое применение наглядного метода; - установление связей между предметами; - систематичность преподавания; - прочность усвоения знаний; - воспитывающий характер обучения. В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского (1824-1870), который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. Целью воспитания Ушинский считал формирование активной и творческой личности, подготовка человека к труду. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он был за независимость науки от церкви. Важным положением теории Ушинского является то, что учитель должен научить ученика учиться. Широко известны также педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861), Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труда Н.И. Пирогова (1810-1881). Они выступили срезкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания в стране. 3. III этап развития педагогики (XX век - наши дни) На третьем этапе развития педагогики в XX веке ее научная мысль развивалась бурными темпами. Западная педагогика в целом ориентировалась на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. За рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на подготовку педагогов-управленцев. На Востоке, прежде всего в СССР, педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов), педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики. Среди отечественных педагогов первой половины XX века широко известны СТ. Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), Н.К. Крупская (1869-1939), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970). Так, теоретические идеи Н.К. Крупской концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко разработал теорию и методику воспитания личности в коллективе. В.А. Сухомлинский сосредоточил свое внимание на моральных проблемах воспитания молодежи. Во второй половине XX века на ниве народного образования активно трудились М.А. Данилов (1899-1973), Л.В. Занков (1901-1977). Под руководством Л.В. Занкова в научной лаборатории в результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников. В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее представителей - известные ученые-педагоги и самобытные творческие учителя Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов и др. В целом в настоящее время развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |