Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущение. Восприятие




 

Ощущение (англ. sensation):

1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних;

2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств.

Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация ощущений может иметь разные основания.

1. Широко распространено разделение ощущений по модальности, в связи с которым выделяют: зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения.Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества и субмодальности (например, цветовые и пространственные зрительные ощущения). Известные трудности для подобной классификации составляют интермодальные ощущения (синестезии).

2. Английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация ощущений на основе анатомического положения рецепторо в и их функции.Он выделил 3 основных класса:

а) экстероцептивные (возникающее при взаимодействии внешних раздражителях на рецепторы, которые расположены на поверхности тела), делятся на:

- дистантные (зрительные, слуховые);

- контактные (осязательные вкусовые)

(обонятельные – промежуточное положение).

б) проприоцептивные, отражающее движение и относительное положение (отражают движение и относительное положение частей тела благодаря рецепторам, находящимся в мышцах, сухожилиях и суставных сумках);

в) интероцептивные (органические) (сигнализируют с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма).

Помимо прочего отличают органические ощущения (висцеральные) – ощущения, возникающие от сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей – чувство голода, жажды, насыщения, болевые ощущения, половое чувство.

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. Возможны широкие перестройки чувствительности под влиянием предметной трудовой детельности. В качестве источника знаний человека б окружающем мире ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания.

Восприятие (англ. perception) в психологической науке рассматривается в двух аспектах:

1) субъективный образ предмета, явления или процесса, оказывающего непосредственное воздействие на органы чувств;

2) сложный процесс формирования перцептивного образа, протекающий на психофизиологическом уровне.

Также под восприятием иногда подразумевают деятельность, направленную на ознакомление с предметом, явлением или процессом, непосредственно воздействующим на анализатор (систему анализаторов), т.е. чувственно-исследовательскую деятельность.

Восприятие обладает следующими свойствами:

1) осмысленность;

2) осознанность;

3) произвольности;

4) предметность;

5) константность;

6) целостность;

7) категориальность;

8) избирательность.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорим об ощущениях, то подчеркиваем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздейству­ет на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ (образ восприятия) включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако процесс восприятия не является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи (гипотеза уподобления). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. На данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует намять. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.