Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память: общая характеристика, основные виды

 

Память (англ. memory) – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. (классическая трактовка, Зинченко, Мещеряков).

Память – базовое свойство человека, играющее сквозную роль в организации всех психических процессов. Память направляет само психическое развитие, является его родовым свойством, но имеет разную степень выраженности у каждого (трактовка Петухова, МГУ).

Память представляет собой сложную систему многоуровнего и многоступенчатого перекодирования информации, в которой соединены два начала – биологическое и социальное. Памятью можно управлять,ее можно развивать, обучаясь приемам ее организации. Память – это активный процесс, т.е. человек активно перерабатывает поступающую извне информацию и строит на ее основе внутренние модели, которые отражают сознание реальности (современная трактовка).

Наиболее распространена точка зрения, что хранилищем памяти является вся ассоциативная кора головного мозга. Мозг автоматически запоминает любую информацию, если информация не изменяется, то она легко автоматически уходит из сознания.

Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться как подструктура интеллекта – системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний, реализующего функции переработки информации.

Мнемические процессы управляются мотивами, эмоциями, личностными смыслами и волевыми качествами личност и. Следовательно, результаты мнемической деятельности зависят не только от качества переработки информации, но и от качества и особенностей регуляции процессов запоминания, сохранения и воспроизведения со стороны личностных образований.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Забывание – организация (кодирование, удержание, “присвоение”) вновь поступающей информации; условно подразделяется на собственно запоминание и запечатление. Сохранение – активное или пассивное (произвольное или непроизвольное) преобразование (трансформация) запомненной информации. Забывание – процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал. Воспроизведение – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала; включает в себя процессы припоминания и воспоминания. Припоминание – произвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Воспоминание – непроизвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Узнавание – идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.

Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны. Следует различать типы памяти и виды памяти. Типы памяти являют собой преобладающие особенности процессов памяти в связи с индивидуальными различиями в продуктивности запоминания и сохранения образного и словесного материала. Различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти, которые зависят в определенной мере от соотношения первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека.

Виды памяти есть различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную (моторная, память на движения), эмоциональную (память на эмоции), образную (память на образы) и словесно-логическую (вербальную, память на слова), а также память на расположение предметов в прстранстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

По времени закрепления и сохранения материала различают кратковременную, оперативную и долговременную память. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 сек. В дальнейшем информация преобразуется, анализируется, обрабатывается субъектом. Оперативнаяпамять представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек. Долговременаая память хранит информацию для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной в долговременную происходит ее джальнейшая селекция и, вместе с тем, реорганизация. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешно “присвоена” субъектом деятельности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности и от структуры самой деятельности.

По характеру целей деятельности выделяют память произвольную и непроизвольную.

По критерию развитости процессов запоминания: опосредованную и непосредственную. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В этих случаях субъект просто заучивает материал, многократно повторяя его. Такого рода запоминание называется памятью без средств, т.е. без обработки запоминаемого материала. В тех случаях, когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал, речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом, опосредованном, т.е. с помощью каких-либо средств.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущение. Восприятие | Мышление: общая характеристика, основные виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.