Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувства и эмоции


 

Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуацмий для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоциональные явления суть субъективные переживания человека и его отношения к предметам, другим лю.дям, событиям, самому себе.

Эмоциональные явления делятся на:

- аффекты;

- собственно эмоции;

- настроения;

- чувства;

- высшие чувства.

Эмоциональные явления регулируют всю психическую жизнь человека (энергетическая составляющая). Эмоция разнообразна по своим источникам, по своим внутренним переживаниям и способам регуляции.

Для любой эмоции существует 3 критерия:

1) обязательный регулирующий вегетативный компонент;

2) субъективность;

3) является элементом познания.

Эмоция обусловлена, с одной стороны, потребностями человека, с другой стороны, способностью отразить качества объектов.

Эмоция – средство для мобилизации всего организма, проявляется в переживаниях и экспрессии (мимика, жесты и т.д.), поскольку эмоция субъективна по своей природе.

Закон Йорка-Додсона. Поведение человека тем эффективнее, чем ближе бодрствование к некотрому оптимуму. Недостотаточная или излишняя эмоциональность ведет к снижению эффективности деятельности.

Классификация эмоциональных явлений. Первым, кто занялся классификацией эмоций, был И. Кант. Он разделил эмоции на стенические – вощбуждающие, повышающие мышечный тонус (радость, гнев) и астенические – ослабляющие (страх, тоска, печаль).

Классификация на основе времени (длительности эмоционального явления).

Аффекты – кратковременные неуправляемые явления. Реакция ситуативна, имеет высокий уровень интенсивности, очень генерализованная и обобщенная. Характерны вегетативные изменения, потеря сознания. В аффекте существует механизм суммации эмоций.

Собственно эмоции – отражение в форме переживания личной значимости и оценки ситуации. Характеристики эмоций: субъективность, ситуативность, кратковременность, оценочность, направленность (положительность и отрицательность). Эмоция предвосхищает события (“хочу – не хочу”; “нравится – не нравится”).

Чувства – наиболее устойчивые эмоции, состояния (присутствуют в характере), носят предметный характер, имеют направленность. Класс чувств делится на просто чувства и высшие чувства. Высшие чувства (нравственные, моральные, эстетичесике, интеллектуальные, практические) – являются очень обобщенными, связаны с осознанием общественных норм и законов, категориями морали. Примеры моральных чувств – чувство долга, чувство любви, сочувствие, гуманность и т.д.



Настроения – не предметны, но личностно растянуты во времени и не ситуативны. Являются наиболее общим эмоциональным состоянием.

Связь эмоций с другими психическими процессами. Эмоции и восприятие. Часто восприятие ситуации определяет эмоцию, но существует и обратный эффект, когда эмоция детерминирует восприятие (эффект “розовых очков”). Эмоции и интеллект. Сильные эмоции (гнев, ярость, любовь) направляют интеллект, а их отсутствие – замедляет. Состояние слабоумия характеризуется апатичным поведением, безэмоциональностью, общим отсутствием активности. Эмоция активизирует нервную систему, а нервная система изменяет работу гуморальной и эндокринной систем и в целом определяет физическое и психическое здоровье. Эмоция пагубна, когда она замыкается, блокируется в теле человека (психосоматика). Эмоции и сознание. Сознание пытается контролировать эмоции, но эмоции формируют состояние сознания. Эмоции регулируются через осознание и проживание.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы базовых потребностей | Воля. Структура волевого акта

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 140; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.