Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля. Структура волевого акта

 

Воля (англ. volition, will) - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Так же под волей понимают способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).

В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, т.е. возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли.

Иванниколв выделяет 4 типа критерия проявления воли:

1) в волевых действиях;

2) в выборе мотивов и целей;

3) регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов;

4) в волевых качествах личности.

Характеристики волевого действия:

1. Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению.

2. Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению.

3. Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения).

4. Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Выбор мотивов и целей (как функция воли):

1. Необходимость выбора одного из двух физически несовместимых действий и стоящих за ними желаний (например подготовка к экзамену и игра в футбол).

2. Необходимость выбора одной из двух целей:

а) обусловленных разными мотивами;

б) отвечающие одному и тому же мотиву, но приводящие к разным последствиям.

3. Конфликт между желаемой целью и последствиями действия.

4. Конфликт между социально заданной целью и личными мотивами.

Выделяют шесть основных этапов сложного волевого действия:

1) цель и стремление к достижению цели;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве версии;

6) осуществление принятого решения.

В модели Р. Ассааджиоли выделяются пять стадий использования воли для реализации полного волевого акта:

1) выбор цели, намерение достичь ее, пробуждение “мотивации”, оценка выбранной цели, размышление (“взвешивание);

2) принятие решения;

3) убежденность в правильности выбора;

4) планирование, организация деятельности согласно очерченной программе;

5) выполнение программы (для этого требуются “выдающиеся качества воли”: целенаправленная энергия побуждения, настойчивость и терпение).

Способность человека к преднамеренной регуляции:

1) различных параметров действия (темпа, скорости, силы, длительности и т.д.);

2) физиологических и психических процессов:

а) торможение неадекватных процессов, прежде всего эмоциональных, или их проявлений, и активации необходимых процессов;

б) организация психических процессов в соответствии с ходом деятельности.

Здесь нет различия между волевой и произвольной регуляцией, волевой и эмоциональной регуляцией.

Волевые качества личности (эмпирический критерий): энергичность, выдержка, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность и др.; по крайней мере отсутствие этих качеств традиционно рассматривается как показатель слабости воли. Не все эти качества присутствуют в одном человеке и проявление качества еще не говорит о волевом действии.

Рассмотренные критерии связаны с различными функциями воли:

1) инициатива и осуществление волевого действия;

2) выбор действия при конфликте целей и мотивов;

3) регуляция различных параметров действий;

4) регуляция состояний и организация психических процессов.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека).

Изменение смысла:

1) через переоценку значимости мотива или предмета потребности;

2) через изменение роли, позиции человека;

3) через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления.

Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл.

Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда:

1) принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему;

3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Волевая и произвольная регуляции. Воля есть способность человека к сознательной, намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

Характерные черты произвольных процессов:

- произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл);

- произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании);

- произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является;

- произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или, даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления.

Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею. Ключевой момент выделения волевой регуляции – это произвольное изменение мотивации (побуждения). Волевым может быть только произвольное действие, т.к. при непроизвольном всегда достаточно побуждения. Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл).

Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к. только личность осуществляет себя через социальные отношения.

Три ступени развития волевой регуляции:

1) произвольные процессы, складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2) произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);

3) волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувства и эмоции | Способности: общая характеристика, основные виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.