Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия между предпринимателем и менеджером




Портрет молодого российского предпринимателя

 

Есть ли специфические особенности в портрете российского пред­принимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предпо­лагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследова­ния представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко[41]. Правда, высокие показатели са­мостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.

Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психоло­гически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это свя­зано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип пред­принимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособ­ления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмо­сферы. Как подчеркивает Г.К. Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринима­тельства[42].

Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью дву­мерной модели Дж.Ронена[43], иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопреде­ленности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце – инновационный предприниматель. Вдоль континуума – наибо­лее изменяющаяся характеристика – поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предпри­ниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель – в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.

Как видно из рис. 8, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.

 

 

Рис. 8. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж. Роненом.

 

Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть ин­терпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опа­саются новизны, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская актив­ность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций на­правлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремит­ся к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фир­мы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целе­устремленности деятельности.

С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель – это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструкту­рированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Вто­рой действует в налаженной управленческой иерархии, законы функциони­рования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психо­логических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен[44] считает, что и менед­жеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.

По мнению Д. Мак-Клеланда[45], предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу дейст­вий, творческой работы и создания капитала[46]. Как видно из табл. 8, у ме­неджера иная мотивация.

Таблица 8.

Сравнение личностных и поведенческих качеств у тради­ционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

 

  ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ ПРЕДПРИНИ­МАТЕЛИ ИНТРАПРЕНЕРЫ
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ Стремление полу­чить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпора­ции, такие как собст­венный кабинет, штат, власть Стремление иметь независи­мость, свободу действий, твор­чески работать, создавать капи­тал Стремление к неза­висимости действий, приобретению пози­ций в корпорации и соответствующих вознаграждений
ВОСПРИЯ­ТИЕ ВРЕ­МЕННОЙ ПЕРСПЕК­ТИВЫ Ориентируются на короткие вре­менные горизонты: недельные, месяч­ные, квартальные и годовые планы Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста сво­его бизнеса Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпо­рации. Обычно зани­мает среднее положе­ние между "традици­онным менеджером" и предпринимателем
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ Больше делеги­рует свои полномо­чия подчиненным и контролирует ис­полнение, чем сам напрямую включа­ется в дело Прямая вклю­ченность в ра­боту Больше выполняет работу сам, чем пере­поручает ее кому-то
ОТНОШЕ­НИЕ К РИС­КУ Боязлив Разумно идет на риск Разумно идет на риск
      Окончание табл. 8
ОТНОШЕ­НИЕ К СТА­ТУСУ Озабочен сим­волами собствен­ного статуса Нет озабочен­ности символами статуса Не озабочен тради­ционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независи­мости
ОТНОШЕ­НИЕ К НЕ­УДАЧАМ И ОШИБКАМ Стремится вся­чески избегать ошибок и вообще неожиданностей Не боится ошибок, исправ­ляет их и пре­одолевает неуда­чи Стремится скрывать от окружения риско­ванные проекты, пока не готов их доказа­тельно обосновать
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Обычно согла­шается с теми, кто выше по положе­нию Своими реше­ниями реализует свою мечту Способен убедить других помогать в реализации его мечты
КОМУ СЛУЖИТ Служит другим Служит себе и потребителю Служит себе, потре­бителю и спонсорам
ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ Старшие члены семьи работали на крупные организа­ции Из семьи мел­ких предприни­мателей, предста­вителей свобод­ных профессий или фермеров То же самое, что и у предпринимателей
ОТНОШЕ­НИЕ К ДРУ­ГИМ В основном по нормам иерархи­ческих отношений В основном де­ловые и договор­ные отношения На основе догово­ренности с иерархиче­ской структурой

 

С позиций инновационного менеджмента предприниматель – пре­образующий лидер в отличие от лидера нормативного или администра­тивного менеджмента.

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите психологические предпосылки развития предпринима­тельства.

2. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?

3. Дайте характеристику понятия «предприимчивость».

4. Какие приемы используются в Вашей организации для сокращения дистанции между работодателем и работником? Приведите примеры.

5. Как Вы понимаете парапредпринимательство?

6. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера?

7. К типичному портрету кого из них ближе Ваш портрет?

 

 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

 

1. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- 160 с.

2. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В.- М., 1992.

3. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского.- М.: ФА, 1999.-132 с.

4. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000.

 

Дополнительная литература:

 

1. Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования//Социологические исследования. 1998. №3.

2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Предприниматель, 1992.

3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. – М., 1995.

5. Дейнека О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник С.-Петербург, ун-та. 1997. Сер 6. Вып.4.№ 27.

6. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики /Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1995.

7. Додонов Б.И.Эмоции как ценности. – М., 1978.

8. Жандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи /Пер. с франц. – М., 1993.

9. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. – СПб.: Питер, 1997.

10. Ильин Е.Г. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев, 1998.

11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.

12. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 1997.

13. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведениям спроса / Под ред. В.М.Гальперина; Пер. с англ. – СПб., 1993.

14. Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психолгич. журн.1990.Т.11. №6.

15. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. – М., 1993.

16. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. – СПб., 1997.

17. Налчаджан АА. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). – Ереван, 1988.

18. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Пер. с англ. – М., 1970.

19. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000.

20. ПеньковЕ.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. – М., 1990.

21. Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1998.

22. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология//Психологич. журн. 1995. №1.

23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979.

24. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986.

25. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г.Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

26. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологич. журн.1989. №1.

27. Шабанова МА. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. №4.

 


[1]Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С.10.

[2] Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26.

[3] Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. М., 1970.

[4] Tversky A., Kahneman D. The fraiming of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. V. 211. №4481

[5] Неиман Дж., Моргенштерн О. Указ.соч.

[6] См.: Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1993; Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995; Бьюкенен Дж. Консти­туция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10.

[7] См.: Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической дея­тельности: Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

[8] См.: Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992.

[9] Antonides. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London. 1991.

[10] Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

[11] Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М, 1994. С. 29.

[12] "Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного ивестирования// Социологические исследования. 1998. № 3

[13] Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. М., 1993.

[14] Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998. С. 181

[15] Мas1оw A.H. Motivation and Personality. New York, 1954.

[16] Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991.

[17] Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990

[18] Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собст­венности: Автореф. канд. дис. Л.,1990.

[19] VеbIen T. The Theory of the Leisure Class. New York. 1953.

[20] См.: Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразую­щее лидерство. М., 1997.

[21] Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М., 1995. С. 104

[22] Тоффлер А. Футурошок / Пер с англ СПб, 1997. С. 209

[23] Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М, 1995. С. 81

[24] См.: Жандезон Ж., ЛансестрА. Методы продажи / Пер. с франц. М, 1993.

[25] Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина; пер. с англ. СПб., 1993.

[26] Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятель­ности. Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

[27] F r i d m a n M. Behavioural consumer choice models //Handbook of Economic psycology /Ed. W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd, Dodrecht; Boston;London, 1988

[28] См.: там же.

[29] См.: там же.

[30] См. там же.

[31] См там же

[32] См там же

[33] Дейнека О.С., Бушуйкина О.Ю. Личностные корреляты характеристик выбора в экономическом и политическом поведении // Психология: итоги и перспективы / Под ред.А.А. Крылова. СПб., 1996

[34] Ewis A., Web1еу P., Furnham A. The economic mind: the social psychology of economic behavior. New York, 1995.

[35] Shumpeter J.A. The Theory of Economic Development. An Inquiry into Profits.Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge, 1934.

[36] К i r z n e r L.M. Competition and Entrepreneurship. Chicago, 1973

[37] Р о щ и н С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психо-логич. журн. 1995. № 1.

[38] Г и н с Г.К. Предприниматель. М, 1992. С. 14.

[39] В е р х а н П.Х. Предприниматель. Минск, 1992.

[40] Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.- E.Warneryd. DodrechtjBoston; London, 1988.

[41] Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995.

[42] Г и н с К.Г. Предприниматель. М., 1992.

[43] Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic sychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Wameryd. Dodrecht. 1988.

[44] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. I

[45] См.: Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship// Handbook of Economic sychology /Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Dodrecht, 1988.

[46] См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997 (Гл. 6. Этика и психоло­гия правоотношений в сфере предпринимательской деятельности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.