КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различия между предпринимателем и менеджером
Портрет молодого российского предпринимателя
Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко[41]. Правда, высокие показатели самостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью. Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма. Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмосферы. Как подчеркивает Г.К. Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринимательства[42]. Основные различия между предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью двумерной модели Дж.Ронена[43], иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопределенности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце – инновационный предприниматель. Вдоль континуума – наиболее изменяющаяся характеристика – поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предприниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель – в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения. Как видно из рис. 8, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.
Рис. 8. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж. Роненом.
Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опасаются новизны, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности. Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целеустремленности деятельности. С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель – это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструктурированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Второй действует в налаженной управленческой иерархии, законы функционирования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте. Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен[44] считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей. По мнению Д. Мак-Клеланда[45], предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала[46]. Как видно из табл. 8, у менеджера иная мотивация. Таблица 8. Сравнение личностных и поведенческих качеств у традиционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров
С позиций инновационного менеджмента предприниматель – преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента. Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.
Контрольные вопросы:
1. Назовите психологические предпосылки развития предпринимательства. 2. В чем состоит гипотеза Шмельдерса? 3. Дайте характеристику понятия «предприимчивость». 4. Какие приемы используются в Вашей организации для сокращения дистанции между работодателем и работником? Приведите примеры. 5. Как Вы понимаете парапредпринимательство? 6. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера? 7. К типичному портрету кого из них ближе Ваш портрет?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература:
1. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- 160 с. 2. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В.- М., 1992. 3. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского.- М.: ФА, 1999.-132 с. 4. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000.
Дополнительная литература:
1. Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования//Социологические исследования. 1998. №3. 2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Предприниматель, 1992. 3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994. 4. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. – М., 1995. 5. Дейнека О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник С.-Петербург, ун-та. 1997. Сер 6. Вып.4.№ 27. 6. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики /Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1995. 7. Додонов Б.И.Эмоции как ценности. – М., 1978. 8. Жандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи /Пер. с франц. – М., 1993. 9. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. – СПб.: Питер, 1997. 10. Ильин Е.Г. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев, 1998. 11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978. 12. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 1997. 13. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведениям спроса / Под ред. В.М.Гальперина; Пер. с англ. – СПб., 1993. 14. Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психолгич. журн.1990.Т.11. №6. 15. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. – М., 1993. 16. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. – СПб., 1997. 17. Налчаджан АА. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). – Ереван, 1988. 18. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Пер. с англ. – М., 1970. 19. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000. 20. ПеньковЕ.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. – М., 1990. 21. Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1998. 22. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология//Психологич. журн. 1995. №1. 23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979. 24. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986. 25. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г.Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997. 26. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологич. журн.1989. №1. 27. Шабанова МА. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. №4.
[1]Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С.10. [2] Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26. [3] Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. М., 1970. [4] Tversky A., Kahneman D. The fraiming of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. V. 211. №4481 [5] Неиман Дж., Моргенштерн О. Указ.соч. [6] См.: Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1993; Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10. [7] См.: Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6. [8] См.: Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992. [9] Antonides. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London. 1991. [10] Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. [11] Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М, 1994. С. 29. [12] "Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного ивестирования// Социологические исследования. 1998. № 3 [13] Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. М., 1993. [14] Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998. С. 181 [15] Мas1оw A.H. Motivation and Personality. New York, 1954. [16] Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991. [17] Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990 [18] Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собственности: Автореф. канд. дис. Л.,1990. [19] VеbIen T. The Theory of the Leisure Class. New York. 1953. [20] См.: Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М., 1997. [21] Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М., 1995. С. 104 [22] Тоффлер А. Футурошок / Пер с англ СПб, 1997. С. 209 [23] Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М, 1995. С. 81 [24] См.: Жандезон Ж., ЛансестрА. Методы продажи / Пер. с франц. М, 1993. [25] Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина; пер. с англ. СПб., 1993. [26] Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности. Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6. [27] F r i d m a n M. Behavioural consumer choice models //Handbook of Economic psycology /Ed. W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd, Dodrecht; Boston;London, 1988 [28] См.: там же. [29] См.: там же. [30] См. там же. [31] См там же [32] См там же [33] Дейнека О.С., Бушуйкина О.Ю. Личностные корреляты характеристик выбора в экономическом и политическом поведении // Психология: итоги и перспективы / Под ред.А.А. Крылова. СПб., 1996 [34] Ewis A., Web1еу P., Furnham A. The economic mind: the social psychology of economic behavior. New York, 1995. [35] Shumpeter J.A. The Theory of Economic Development. An Inquiry into Profits.Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge, 1934. [36] К i r z n e r L.M. Competition and Entrepreneurship. Chicago, 1973 [37] Р о щ и н С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психо-логич. журн. 1995. № 1. [38] Г и н с Г.К. Предприниматель. М, 1992. С. 14. [39] В е р х а н П.Х. Предприниматель. Минск, 1992. [40] Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.- E.Warneryd. DodrechtjBoston; London, 1988. [41] Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995. [42] Г и н с К.Г. Предприниматель. М., 1992. [43] Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic sychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Wameryd. Dodrecht. 1988. [44] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. I [45] См.: Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship// Handbook of Economic sychology /Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Dodrecht, 1988. [46] См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997 (Гл. 6. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |