КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность как центральная категория психологии
Основные источники возникновения и развития психики.
Сознание – опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. В сознании человека могут быть представлены явления, которые необязательно воспринимать и ощущать. Сознание человека способно отражать нейтральные воздействия, которые не связаны с жизнью человека.
СО – «моё», субъективный компонент. ЗНАНИЕ – объективный компонент, который включает объективный опыт и наши знания.
Происхождение сознания. Сознание как высшая форма психического отражения порождает коренными изменениями образа жизни и строения деятельности, которые происходят при переходе человека к коллективным формам жизни, основанным на труде. Деятельность в человеческом обществе является двояко-опосредованной: 1) орудие труда (связаны с процессами выполнения деятельности), за каждым орудием труда закреплена функция и операция. Через орудие труда передается опыт). 2) Отношение в процессе трудовой деятельности (стимулируют появление речи, предопределяют механизмы распределения обязанностей и действия). В результате реализации социальной деятельности у человека появляются высшие психические функции – способность человека превращать средства социального поведения в средство индивидуальной организации.
Структура сознания: 1) чувственная основа сознания (познавательные процессы, которые формируют картину мира) 2) Значение (предполагает существование сознания на основе языковой системы, формирование знаний о предметах, явлениях, отношениях). 3) Личностный смысл (субъективный и индивидуальный). Предопределяет отношение человека к объектам внешнего и внутреннего мира.
Основные отличия психики животных от сознания человека: 1) психика животных биологически целесообразна, сознание опосредовано. 2) Психика животных выполняет функцию адаптации, сознание человека имеет творческий, преобразующий характер. 3) Вершиной развития сознания человека является самосознание – способность человека посмотреть на себя со стороны.
Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Деятельность является основной для возникновения и формирования 1)психики, 2) сознания, 3) личности.
Отличие деятельности от активности животных: 1) деятельность человека всегда целенаправленная, активность животного часто бывает хаотичной. 2) Деятельность человека носит преобразующий характер, а активность животного – приспособительный. 3) Источником поведения человека служит внутренняя деятельность (ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗ). Для животного это невозможно.
Психологическая структура индивидуальной деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Потребность – размытое состояние неудовлетворенности, нужда в чем-то. Мотив – та потребность, которая нашла предмет. Это движущее начало чего-то там. Цель – осознание конечного результата. То, на что направлена деятельность. Мотивы бывают содержательными и околосожержательными. Содержательные мотивы связаны с предметом деятельности, околосодержательные не связаны с предметом деятельности.
В процессе онтогенеза выделяются 4 вида человеческой деятельности: 1) игровая (с 1 мес. до младшего школьного возраста). Виды игры: a) Манипулирование с предметами и игрушками (0-1 год). Функция – познавательная. b) Младший дошкольный возраст (2-4 года) – ролевые игры. Функция – знакомство с многообразием социальных ролей. (4-5 лет) – сюжетно-ролевые игры. Функция – развитие межличностных отношений (коммуникативная). c) Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – игры с правилами. Функция принятия и осознания норм.
Значение игровой деятельности для развития ребенка: · Развитие познания окружающего мира · Апробирование разных форм поведения и формирование гибкости поведения · Формирование механизмов вхождения в социальные группы
3) учебная деятельность (школа, ССУЗ, ВУЗ). Основная задача: развитие интеллектуальной и познавательной сферы, формирование механизмов самоопределения, самосознания. 4) Общение (в течение всей жизни человека) 5) Труд (начало трудовой деятельности – фактический выход на пенсию).
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Все воздействия окружающей среды отражаются во внутреннем мире. Под органами чувств понимают нервные устройства, которые принимают сигналы из окружающей среды, а также информируют человека о внутренних изменениях (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Психические процессы: - познавательные (выполняют ориентировочную функцию) - эмоциональные (функция переживания, сигнализирующая функция) - волевые (всегда осознаны; выполняют регулирующую функцию).
Познавательные процессы: 1) процессы чувственного познания (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) 2) процессы рационального познания (мышление и речь)
Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов материального мира и внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторы. Механизм ощущения: Стимул-рецептор-проводящие пути-центр в коре ГМ-ощущение Основные функции ощущения:
Классификация ощущений:
- экстероцептивные ощущения, которые возникают при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности тела (дистантные, контактные) - интрацептивные сигнализируют о внутренних процессах организма - проприоцептивные – ощущения в мышцах, позволяющие отражать движения
Свойства ощущения:
Восприятие – целостное отражение действительности, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя. Продукт восприятия - целостный образ. Функция восприятия – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.
Свойства восприятия:
Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в данный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.
Основные функции:
Виды внимания: 1) по направленности: - внутреннее (сознание направлено на образы внутреннего мира человека и сосредоточено на каких-либо из них) - внешнее (сознание направлено на внешние объекты) 2) по модельности: зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое, вкусовое. 3) По степени участия воли: 1) непроизвольное (внешний объект управляет вниманием, 2) произвольное (человек сам определяет направленность внимания), 3) послепроизвольное (интерес управляет вниманием).
Свойства внимания:
Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом полученного опыта. Функция: обеспечение единства и целостности сознания и личности.
Виды памяти:
Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью, психический процесс поиска и открытия существенно нового, а также опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Функции мышления:
Виды мышления:
Формы мышления:
Мыслительные операции:
Речь – психический процесс, отражающий взаимодействие человека с другими людьми и самим собой посредством языка. Язык – система словесных знаков, которые опосредуют психическую и интеллектуальную деятельность человека, а также используются как средство общения. Свойства речи:
Виды речи: ► внешняя речь (разговор, техническое устройство) ► внутренняя речь (речь направлена на себя, имеет сокращенный характер) ► устная речь (протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической структурой) ► письменная речь (имеет четкий замысел, сложную смысловую программу, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности) ► диалогическая речь (активны оба участника взаимодействия, вид речи возникает как ответ на вопрос и не требует специальной подготовки) ► монологическая речь (развернутая и связанная речь, которая предъявляет особенные требования к говорящему) ► аффективная речь (не имеет замысла и имеет очень простую конструкцию)
Воображение – психический процесс создания образа предмета либо ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Функции воображения:
Виды воображения:
- эмоциональное (основано на эмоциях, чувствах, связано с переживаниями) - образное - концептуальное (создание концепция/теорий)
- художественное - техническое - музыкальное
- активное (мечта – создание желаемого будущего) - пассивное (грезы – фантастические образы, которые преднамеренно вызваны, но не направлены на их воплощение в реальную жизнь) - преднамеренное - непреднамеренное
- творческое (новые образы, которые не существуют/модификация) - воссоздающее (создание образа на основе его описания)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |