Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-волевые процессы




Эмоция (лат., «потрясаю», «волную»)

 

В психологии эмоции выделяются в особый класс психических явлений, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами.

 

Эмоции – особые состояния, которые отражают значимость действующих на человека явлений, необходимость удовлетворения потребностей, а также являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения.

 

Классификация эмоций:

1) По К.Изард:

§ Положительные (интерес, радость, удивление)

§ Негативные (страдание, уныние, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина)

2) Е.Б. Ильин

§ Эмоции ожидания и прогноза (волнение, тревога, страх, испуг, отчаяние)

§ Эмоции удовлетворения и радости (радость)

§ Фрустрационные эмоции (обида, разочарование, гнев, печаль)

§ Коммуникативные эмоции (веселье, смятение, стыд)

§ Интеллектуальные эмоции (удивление, интерес, любопытство, чувство юмора)

 

Функции эмоций:

 

− Оценка (значимость предметов либо ситуации для человека, оценка переживаний в рамках достижения целей/удовлетворения потребностей)

− Побуждение (формируется на основе функции оценки и в зависимости от знака оценки (+ или-) действия могут быть направлены на продолжение, прекращение либо выбор иного действия)

− Активация нервных центров и организма в целом

− Регуляция (направленность и осуществление деятельности. Включает в себя два процесса: эмоциональная оценка текущих событий и актуализация опыта.

− Синтез (эмоции объединяют в единое целое отдельные события и факты)

− Экспрессия (органические изменения периферического характера. Могут проявляться в выразительных движениях)

− Смыслообразование (соотношение мотивов)

 

Эмоции имеют кратковременный характер, однако способны объединяться и формировать чувства.

 

Виды чувств:

1) моральные (отражают переживание человека, его отношение к другим людям – любовь, гуманизм, справедливость, стыд, достоинство). Регулируют поведение.

2) Познавательные/интеллектуальные (направлены на процесс и результат появления знаний – интерес, любознательность, удивление, ощущение тайны, любовь к истине)

3) Эстетические (формирование чувства прекрасного. Реализуются при восприятии предметов искусства и восприятии общественной жизни).

 

Иды эмоциональных состояний:

1) Настроение – относительно длительное эмоциональное состояние, отражающее внутренний настрой человека.

2) Аффект – предельно выраженное, но кратковременное эмоциональное состояние, которое сопровождается бурным эмоциональным переживанием.

3) Страсть – длительное интенсивно эмоциональное состояние, которое имеет для человека определенную значимость.

4) Стресс – психическое состояние общего возбуждения либо напряжения, возникающее при деятельности в трудных, необычных либо экстремальных условиях.

 

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно посталвенной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

 

Функции воли:

1) выбор мотивов и целей

2) регуляция побуждения к действия при недостаточной или избыточной мотивации

3) организация психических процессов в адекватную систему действия

4) мобилизация психических и физических возможностей для преодоления препятствий при достижении целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.