Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные особенности литературы периода

Общая характеристика последней трети 19 века.

Вторичная занятость

Многообразие социальных экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда порождает существование различных форм занятости.

Формы занятости – это организационно правовые способы и условия использования труда.

Вторичная занятость – это дополнительная форма использования рабочей силы, вовлеченного в трудовую деятельность работника приносящее ему дополнительный доход.

Причины, подталкивающие граждан к поиску дополнительной работы:

-повысить уровень доходов;

- стремление к повышению собственной конкурентоспособности.

Вторичная занятость имеет негативные последствия:

-повышается интенсивность труда и увеличивается его продолжительность.

Гибкий рынок труда требует разнообразных форм трудоустройства и использования рабочей силы.

 

 

Принципиально изменяющаяся картина мира. Россия становится близкой современной жизни. Актуальность поднимается на новый уровень.

Новая картина мира в России. С 70-х годов в России начинается эпоха капитализма. На этом фоне мгновенно начинают развиваться наука и техника. Это общеевропейские процессы. Появляется электричество, железные дороги, кино, фотография. Возникают впервые в России – социология, психология и др. В 80-90 гг мощно развивается философская мысль на двух уровнях:

1. В Россию быстро приходит труд К.Маркса «Капитал»,

2. Появляется собственная философия – религиозная.(Федоров, Вл. Соловьев).

Россия в контексте Европы занимает хорошее место – успешная внешняя политика. Апофеоз внешних побед – русско-турецкая война 77-78 гг. Болгария под турецким игом борется за национальную независимость.

С 70-90-х начинается мощное народно-демократическое движение – народничество. Это основная идея эпохи. На фоне капитализации России под угрозой судьба народа – острая проблема. Народничество приобретает разные виды и аспекты. Приобретает террористический аспект (убийство Александра 2).

Вся литература сосредоточенна на теме человека. Она вырастает из двух противоположных концепций человека.

1.Материалистическая – человек только материя. Человек часть экономического мира.

2. Религиозная концепция – человек – плоть и дух, тварь божия и т.д. Конфликт двух представлений о человеке.

Господство реализма – осложненный религиозными идеями, философскими, психологическими. Это приведет к разработке новых художественных методов. Формирование литературы начала 20 века.

Ведущие принципы реализма:

1. Документализм. Вырастает из реальных жизненных фактов.

2. Философичность. Реальный факт привлекается, чтобы быть философски осмысленным.

3. Религиозность.

4. Психологизм.

Они определяют систему жанров:

1. Проза распадается на две противоположные тенденции – эпические романы (философская претензия создать целостную картину мира), расцвет малого жанра – повесть, рассказ – фрагмент мира.

2. Драма. Фактически проявляются отдельные тенденции, характерные для повести. У Толостого – философская драма, у Чехова – психологическая.

3. Поэзия.

 

Достоевский Ф.М. (1821-1881)

Родился в семье дворянина. Был вторым ребенком. Близкие отношения со старшим братом. 1837 смерть Пушкина, матери писателя – важный перелом в жизни. Семья распадается. Сыновья едут в Петербург для учебы в Главном инженерном училище. Тема разрушающегося семейства. В 44 году выходит в отставку – решает, что будет писателем, пишет «Бедные люди». Начинает посещать кружок Буташевича-Петрашевского. Новый этап в жизни писателя – посажен в одиночную камеру на 8 месяцев. Смертная казнь заменена ссылкой на 10 лет. 4 года каторги в Омском остроге, 6 лет поселения в Сибири в Семипалатинске. Знакомится Марией Дмитриевной Исаевой, своей первой женой. Несчастливый брак. Основы философии Достоевского сформированы в эти 10 лет – почвенничество. Столкнувшись с ссыльными на каторге, он впервые принял Христа. Христианство Достоевского – вера в Иисуса Христа как личность. С точки зрения Достоевского в России христианская вера сохранилась только в простом народе. Современные образованные сословия отпали от Бога, потому что не признают свой грех. Вся образованная Россия должна припасть к народу как к почве. Народ – духовная почва, тк он религиозен.В 59 году возвращается в П-г. «Записки из мертвого дома» Пишет в малом жанре. В 64году умирает жена, брат Михаил. С 66 года и до конца жизни создает пять романов – «пятикнижие».

«Преступление и наказание» вырастает на идеях почвенничества. Интеллигентный убийца, который убивает по теории. Ему противопоставлена Соня Мармеладова, грешница, которая спасается только верой в Бога. Путь Раскольникова к вере и искуплению.

«Идиот» - «роман о положительно прекрасном человеке». Князь Мышкин живет по принципам Иисуса Христа. Роман о христианине, христианской позиции, которая ему не помогает и не спасает.

«Бесы» - роман о политическом преступлении. Основан на факте о группе нечаевцев.

«Подросток» - тема молодого поколения В России, проблема случайного семейства.

«Братья Карамазовы» - роман-синтез основных проблем предыдущих романов: о случайном семействе, об отцеубийстве. Это часть большого замысла «Житие великого грешника». Главный герой Алеша Карамазов.. Первая часть – Братья Карамазовы, своеобразная предыстория.

Случайная семья – неродные родственники. Отцы перестали быть духовными наставниками детей. Им не на кого духовно опираться, они один на один с миром.

Пятикнижие максимально выразило зрелого Достоевского. Существует ряд определений связанный с реализмом Д.

Он фиксировал, что он реалист. Называл свой реализм фантастическим. Это устойчивое определение. Суть фантастики в фантастике человеческой психологии. В последнее время много исследований, появились новые определения. Они высвечивают особую природу творчества – религиозный, христианский реализм. За им – принципиальный характер основных смыслов пятикнижия.

Христианство Д. – преданность образу Иисуса Христа. Все романы написаны в этом контексте. Темой в конечном счете является современный человек в контексте христианского образа. Этот общий подход уточняется 2 формулировками. Понятие «богочеловек» - Иисус Христос в образе человека. Ему противопоставлен «человекобог». Он живет в мире без Бога и стремится занять его место.

Роман-трагедия как определение жанра романа. У Д. в центре – преступление, часта смерть и гибель героев. В равной степени трагедия и по форме. Роман выстраивается насыщенным трагическими событиями. Характерны признаки драмы – три единства(короткий срок у Д.). Герой Д. в первую очередь – голос. Это монологи и диалоги.

М.М.Бахтин «Проблемы поэтики Д». Полифонический роман. Полифония – многоголосие. Бахтину принадлежит идея: герой Д. – в первую очередь, голос, слово. Слово человека о самом себе. Только у Д. герою дано право самому говорить о себе. Герои, говорящие, явленные в слове, вступают в большой диалог. Это еще один вариант жанрового определения романа. Следовательно, рождается понятие полифонии.

В 70-е годы Д. становится активным публицистом. Эти произведения имеют название «Дневник писателя». Д. осуждает актуальные проблемы – политические, юридические и т.д. Сюда входят его философские мысли, его художественные произведения. Это текст-синтез.

В мае-июне 1880 гг открывается памятник Пушкину. Речь Д. о Пушкине венчает его творчество, итог жизни и творчества. Она показала всем современникам, что Д. – истинный пророк. По воспоминаниям, речь произвела большое впечатление. Он был первым, кто отчетливо сказал о мировом значении поэта. Пушкин воплотил русскую нацию. Ему была свойственна всеотзывчивость. Открытость всем мировым культурам. Эта открытость – свойство русской нации. В ней выявляется суть русского характера. Это сторона русской нации – стремление к единству, братству. Нация в речи услышала надежду на примирение.

В 67 г Д. женится второй раз Он счастлив в браке с Анной Григорьевной Сниткиной. Она младше на 25 лет.

«Бедные люди»(1846)

Было воспрринято современниками в гоголевской традиции. Действительно, ранние произведения отчетливо демонстрируют эту традицию. Самое очевидное проявление – тема маленького человека. Главный герой – бедный чиновник Макра Девушкин.

Бахтин:» В «Бедных людях» Д. произвел малый коперниковский переворот». Маленький человек говорит о себе сам. Роман в письмах. Нет ни одного авторского слова. Этот роман о сложных человеческих отношениях. В их отношениях есть отношения отца к дочери, мужчины к женщине, родства двух душ – тема единения, родства двух душ. Стилизуясь под Гоголя, он вводит два классических произведения о маленьком человеке – «Шинель», Станционный смотритель». Он не принимает «Шинель», возражает против господства авторского слова. «СМ» принимает потому, что находит отзывчивость автора. Особая судьба у Вареньки. Приводится дневник, так как в нем – история ее любви к студенту Покровского. Ей предлагает выйти замуж за помещика Быкова. Тема молодой женщины – жертвы современной жизни. Некоторые исследователи называют роман духовной утопией. Содержание переписки, любовь двух людей, духовный идеал Д. Последнее Письмо Макара – о крушение этого идеального мира. «Зачем вы уезжаете? У меня только слог начал вырабатываться». Они были людьми по сути. Название внутренне полемично. Нет маленьких людей – это два человека со своим голосом.

 

Преступление и наказание.

Полифонический роман. Проблема преступления – личная проблема Достоевского. Эта проблема России 60-ых гг. За точечными исключениями – все преступники, все говорят об этом, все думают о преступлениях. Все переступают через нравственные грани. В кризисную переходную эпоху. Разное отношение к собственному преступлении народа и интеллигенции. Этот противопоставление в разных героях. Это история о том, может ли в образованном человеке проснуться ощущение греха. Ему противопоставлена Соня Мармеладова, как воплощение национального народного сознания. Она сущностно живет с осознанием собственной греховности. На почвенничестве Достоевского ярко становится понятен образ маляра Миколки, который признается в убийстве. Он готов страдать за чужое преступление, так как понимает, что он грешен. Это роман-трагедия по содержанию. В сущности, совершенно непонятно, почему Раскольников убивает. Непонятно, как человек становится убийцей. Он – трагический герой. Все основные события в романе происходят в течение трех дней на нескольких улицах Петербурга. Герой явлен в голосе, слове, монологах и диалогах. Они обсуждают проблему преступления. Это и внутренние монологи героев.

Детство и жизнь до Петербурга Раскольникова была счастливой. На протяжения романа все относятся к нему с уважением. Человеку много дано от природы. Он в состояние нищеты, на которое он сам себя обрек, уйдя из университета. Это его жизненный выбор. Почему Раскольников становится убийцей? Достоевский изображает особый тип убийцы по теории. Он приходит к идее убийства теоретически. В несколько измененной форме писатель размышляет о политических борцах, которые за идею готовы убить. Они не считают себя убийцами. Убийство якобы для великой цели.

В книге, «Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин вводит понятие герой-идеолог. Это герой, который характеризуется своей идеей. Ему недостаточно просто придумать теорию, нужно воплотить ее в жизнь, подчинить ей свою жизнь и жизнь других людей. Раскольников – герой-идеолог.

Свою теорию преступления Раскольников разворачивает на материале исторического прогресса человечества. Чтобы найти выход из кризиса, нация обращается к историческому прошлому. Раскольников сосредоточивается на именах Магомета, Ликурга, Наполеона. По мысли Раскольникова эти деятели создали новую человеческую цивилизацию. Магомет интерпретируется как создатель новой религии. Ликург создал новый юридический закон. Наполеон – создатель новой истории. Эти люди шли на убийство, ради достижения собственных целей. Исторический прогресс не может осуществляться без преступления. По логике Раскольникова, если великие люди идут на преступление, то можно стать великим, совершив преступление. Он делает пробу. Это мысль эпохи. Исходя из этих идей, Раскольников делит людей на меньшинство(великие) и большинство(жертвы).

Он воплощает теорию в действительность на самом себе. Решается на убийство как на пробу. Выбирает старуху-процентщицу, как некое воплощение зла. За этим просвечивает изначальный отказ от греховности убийства. Позиция Достоевского передается через строение сюжета. Он вынужден убить Лизавету с ее еще не рожденным ребенком. Основной сюжет романа – размышление о преступлении и проблема наказания. Роман о духовном пути Раскольникова. В авторском слове после преступления Раскольников почувствовал себя отрезанным от других людей. Он понял, что преступник – человек другой природы. Эксперимент был результативным – он осознал, что он не великий, так как не может жить с осознанием, что он – убийца. Мысль Достоевского: только человек, совершивший, преступление, переступивший черту, начинает идти к Богу. Он не может справиться с тем, что он герой другой природы. Он не может признать, что он грешен. В мире Раскольникова появляется Соня Мармеладова. Она продает себя ради семьи. С ней в роман входит тема случайного семейства. Это второй брак семена Мармеладова. Соня – дочь от первого брака. Трое маленьких детей от второго брака Катериной Ивановной. Соня, считающая себя великой грешницей, - специфический образ. В ее образе нет ничего плотского. Для Достоевского главное то, что Раскольников, познакомившись с Соней, поняв ее, сам к ней приходит, начинает говорить с ней о Боге. Кульминация романа – сцена чтения евангелия, притчи о воскресении Лазаря. Он ее сам вспоминает и просит ее прочитать. Сам он не может открыть книгу. Великая гордыня убийцы не позволяет ему это делать. Весь текст притчи вошел в роман, прерываемый только описанием Сони. Текст вводится, чтобы противопоставить ее Раскольникову. Суть – только с Христом можно воскреснуть в мире Достоевского. Так в романе реализуется формулировка «Тварь ли я дрожащая или право имею». Соня считает себя творением божием, дрожащая перед своим творцом, чувствующая свой грех.

Роман – большой диалог. Все другие герои романа – преступники. Бахтин вводит понятие героев-двойников, в которых отражается та или иная черта героя. Герои распадаются на двойников Раскольникова и двойников Сони. Двойники преступники, в основном, мужские персонажи – Лужин, Свидригайлов, Мармеладов. Женские образы – Лизавета, Дуня («вечная Сонечка»), Пульхерия Александровна, Катерина Ивановна. В эту систему не укладываются Разумихин – воплощение человеческой нормы, Порфирий Петрович – воплощает юридическое наказание. Его образ входит в специфическую систему художественных средств, которые связаны с изображением духовного пути Раскольникова к признанию. Это диалоги Порфирия Петровича. Сны Раскольникова. Раскольников готов признаться юридически, чтобы снять с себя тяжесть. Акт целования земли – признание перед природой и людьми. Раскольников сослан на каторгу. Эпилог – смена хронотопа, описание собственной каторги. Соня последовала за ним. Каторжане любят Соню, но отторгают Раскольникова. Достоевский дублирует два состояния на фоне переживания своего преступления. Тема болезни вновь входит в роман – Раскольников заболевает накануне Пасхи. Последний сон о том, что больно все человечество. Он выздоравливает и встречается с Соней, признается ей в любви. Это был роман о любви. Раскольников достает из-под подушки Евангелие.

В основе всей проблематики романа – проблема столкновения человека-бога и бога-человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Теории занятости | Л.Н.Толстой. Общая характеристика жизни и творчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.