Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л.Н.Толстой. Общая характеристика жизни и творчества

Идиот.

Самый загадочный роман писателя. В центре особая сосредоточенность на проблематике богочеловека. Начинает входить образ Иисуса Христа. Изображая Христа, он вынужден опираться на другие источники, он всегда будет молчать, так как писатель – канонически верующий человек. Образ Иисуса Христа уточняется: проблема второго пришествия Христа. Это одна из вечных тем христианской литературы – как поведет себя человечество во время второго пришествия. Он, собственно, Иисуса Христа не делает героем романа. Позицию бога-человека выражает князь Лев Николаевич Мышкин. Создавая роман, Д. называет его «положительно прекрасный человек, «князь – Христос»(черновые материалы), «идиот». Герой был назван идиотом с первой черновой записи. Идиот – противоречивое, это юродивый, святой, который имеет говорить правду, это и больной человек. Князь Мышкин наделен болезнью писателя – эпилепсией. С одной стороны -Лев, с другой – Мышкин. Здесь игра с Толстым. В «Истории..» Карамзина есть рассказ о князе Мышкине, который остался в истории тем, что хотел построить церковь Богородицы, который постоянно разрушался. Интерпретация образа Мышкина широки: от князя-Христа до князя тьмы.

В Петербург въезжает поезд. Мышкин возвращается в Россию из Швейцарии, где лечил эпилепсию. Руссоизм близок Льву Николаевичу Толстому. Дети, которые любят мари. Мир дервни – мир насильников, агрессоров. Вся история Мари – предыстория романа. Настасья Филипповна попадает на содержание Томскому. С ней связана история падшей женщины. Это история Сони Мармеладовой, Мари. В самом начале, Мышкин предсказывает финал. Весь роман – попытка спасения от убийства, большой диалог о возможности спасения. Князь Мышкин пытается спасти и убийцу, и жертву. Весь сюжет – история о том, как делаются попытки уйти от убийства. История о смертной казни.Лизавета Прокофьевна – один из самых обаятельных бразов. Она ведет себя как ребенок, ей дано говорить истины. Специфика в том, что Достоевский иначе размышляет о жертве. В романе Настасья Филипповна делит ответственность за свою смерть. В ней нет христианског смирения Сони. Она не считает себя духовной. Оона винит всех, но не принимает этого греха на себя – она горда, и в ней нет добра. В роман входят конклавные сцены (Бахтин). Происходит полилог. С романа «Идиот» конклавных сцен становится больше. Специфика в том, что это сцены скандалов. Прародительницей скандалов является Настасья Филипповна. Входит в роман скандалом в доме Иволгиных. Рогожин испытывает к князю Мышкину противоречивые чувства – братства и ревности. В роман анчинает входить тема роковых любовных треугольников, любовных драм. Настасья Филипповна. Князь Мышкин посещает дом Рогожина, мрачный,страшный. В результате обменялись крестами. В романе существует попытка убийства Рогожиным Мышкина. Попытка остановлена. К Мышкину возвращаются эпилептические припадки. Это возможный вариант судьбы второго пришествия Иисуса Христа. В доме рогожина репродукция картины «Мертвый Христос». Это первое вхождения образа Христа – он мертв. К финалу – он начинает оживать.В роман входит большая цитата «Жил на свете рыцарь бедный» Пушкина, которое полностью применимо к роману. Мышкин любит Настасью Филипповну любовью-жалостью, Аглаю – любовью-страстью. Аглая преклоняется перед князем, его отношением к НФ. Мышкина начинают называть «рыцарь бедный». Он выбирает преданность НФ, потому что он пришел в мир спасти от убийства. Попытка спасти превалирует над чувством любви. НФ пишет несколько писем к Аглае. Мышкин называет их безумными. Вторая картина, изображающая Христа. Она придумана НФ, и описана в одном из писем. Лебедев – сальный шут в начале романа. В Павловске он поворачивается к читателю другими гранями – он хороший отец. Он духовный учитель, религиозный философ, толкователь апокалипсиса. Человек в мире Достоевского – многогранный герой. В роман входят герои-нигилисты. На первый план выходит Ипполит Терентьев, равный по значимости главным героям. Он смертельно болен туберкулезом, находится на пороге смерти. Он читает свой письменный текст «Мое необходимое объяснение». Оно входит в роман как самостоятельный текст. Возникает второй раз образ мертвого Христа. В его восприятии Христос умер. Несостоявшееся самоубийство. Тема отложенной смерти.

«Мир спасет красота». Она дважды цитируется. Авторство отложено, фраза живет. В черновиках к «бесам»: «Мир спасет красота Христова».

Князь Мышкин пришел, пытаясь создать идеальный мир, в котором нет преступления. Он становится участником нескольких любовных треугольников. Ситуация трагизма его собственного положения к финалу количественно нарастает. Он становится официальным женихом Аглаи. Званый вечер – очередная конклавная сцена в романе.

Учительское начало, философское проявляется непосредственным образом. Князь произносит развернутые монологи. Достоевский вкладывает свою концепцию почвенничества. В «Идиоте» это не связано с сюжетом». Но князь Мышкин – поповедник почвенничества. Ряд историй, рассказанных им Рогожину, продолжает тему народа-богоносца. Ситуация борьбы Аглаи и Настасьи Филлиповны. Он становится женихом НФ. Возникает вопрос о самоубийстве НФ, которая понимала, что Рогожин в конце концов ее убьет.

Заключение к роману более традиционно для романа того периода. Там есть определенный развернутый эпизод. Она неудачно выходит замуж. Семья Епанчиных посещает Мышкина, который находится в невменяемом состоянии.

Достоевскому было принципиально закончить роман почвенническими идеями.

«Бесы»

Тема преступления и наказания – личная тема Достоевского. В основе сюжета – дело Нечаева и нечаевцев. Политичексео расследование дела, личный опыт политического преступления он вкладывает в роман «Бесы». Его герои двух поколений- -40-ых, 60-ых годов. Принципиален документализм романа. Нечаев основал революционное общество народной расправы в 1869. Автор «катехизиса революционера». Ему удалось собрать вокруг себя около 30 человек. Нечаев требовал абсолютного повиновения, хотел всех членов общества повязать кровью. В общество пришел студент И.Иванов. В ноябре 1869 года он был убит членами группы. Все арестованы, кроме нечаева. Идет следствие, широко освещается в прессе, в 71 году осуждаются. В 1872 выдан Швейцарией как уголовный преступник.

Документализм сочетается с глубоким религиозным смыслом. Это проявляется в эпиграфах. Современная Россия, ведомая бесами. Вппервые, в контексте пятикнижия, меняется хронотоп. События происходят в провинциальном городе. Это означает Россию в целом. Проблема хронотопа разворачивается и в рассках о Швейцарии. Все герои встречались там ранее. Встречи в Женеве – встречи политических заговорщиков. Там формируются группы, подобные нечаевской. Особый тип повествования. Написав первые два рманы с объективной авторской позиции. В «бесаз» отходит от этого. Роман напсиан как бы от имени рассказчика, который называет себя хроникером событий. Он хороший знакомый све героев. Он присутствует как художественный образ. Это рассказчик-персонаж. Это дает свободу от авторского голоса. Это рассказ изнутри города и событий. Имитируется уровень сознания обычного горожанина. Это нужно, чтобы показать как обычный русский современный человек воспринимает политическое бесовство. Русская интеллигенция – воплощения идей человека-бога. Эти идеи развернуты до своего логического конца. Поколение 40-ых годов – поколения самого Достоевского: Верховенский, Ставрогина. Это идеолог 40-ых годов. Принадлежит к группе русской интеллигенции, которая широко развернула западнические идеи. По мысли писателя, именно отцы западники виновны в нечаевщине 60-ых гг. Западничество героев подчеркивается активным использованием в речи французского языка. Особая фигура – писатель Кармазинов. Это сатирический образ, жесткая сатира Достоевского на И,С. Тургенева. Во внешности, типе голоса, в истории творчества – черты Тургенева. Достоевский ассоциировал идеи западничества с Тургеневым.

Поколение 60-ых годов – те нечаевцы, изобаженные в романе. Это целй ряд песонжаей, проипсанных в большей или меньшей степени. Сюда входит и рассказчик. В эту группу входят и живущие в городе постоянно, и приехавшие извне. Город «оккупирован» бесами. В эту группу входят даже дети. Тотальная ситуация случайного семейства. С несколькими из этих героев в роман входят филосоские проблемы. Темой является политическое преступление. В этм большом диалоге играют дети.

Кириллов – наделен эпилепсией. Он инженер по образованию. Входит в роман как иделого. В его теории идеи человека-бога доведено до логического конца. Он – теоретик самоубийства. Суть теории в том, что он признает Бога, который полностью управляет жизнью человека, он не властен над своей жизнью. В каноническом Евангелие есть определение «промысел Божий о твари». Человек не владеет своей жизнью и смертью. Единственное, что можно противопоставить – самостоятельно выбранный момент смерти. Актом самоубийства, выбранного самостоятельного, человек становится равным богу. Эта позиция предельно важна в романе. По сюжету романа Верховенский хочет воспользоваться самоубийством Кириллова, чтобы он взял на себя вину. Заставляет Кириллова написать записку.

Эстетика безобразного организует сцену самоубийства. Она посвящена теме бесовства. Кириллов по-своему честен – создав теорию, он ее выпалняет.

Иван Шатов исповедует идеи почвенничества. В уста Шатова заложена формулировка народа-богоносца.

Шигалев – идеи Нечаева, которые содержались в «Катехизисе..». Люди – рабы своей идеи. Главная идея – насилие.

Верховенский - художественное воплощение личности Нечаева, который задумал революцию через насилие. Его образ организован как образ беса. Он владеет умами всех. Организатор, группы, всех событий.

Ставрогин – человек, которому дано все. Он фактически является художественным воплощением человека-бога. Он красив, его все любят. Все идеи других героев романа в определенный момент внушены Ставрогиным. Сформировав всех героев идеологов, он сам не верит ни во что. В определенный момент, Верховенский предлагает ему стать новым царем. Он может создать новую Россию, если захочет.

Судьбы женских персонажей связаны со Ставрогиным. Даша Шатова выросла в доме Ставрогиных. Она глубоко предана Ставрогину. Марья Шатова – жена Шатова, ждет ребенка от Ставрогина. В роман входит эпизод «У Тихона». Цензура исключила эту главу из романа, она публикуется отдельно. Достоевский сам задумался вводить ли главу в роман. Ставрогин приходит к святому старцу Тихону и исповедываться. Эта глава также написана в эстетике безобразного.

Проходящий мотив: на ком женится Ставрогин. Он уже женат на местной юродивой – Марье Лебядкиной. С ней связана идея народа-богоносца. Ее юродство – православное.

Капитан Лебядкин – шут, пьяница. Достоевский вводит собственные стихи(игровые,шутливые).

Кульминация – «Литературный праздник» Образ губернатора и его жены занимает большое место. Современная власть, занимающая западнические позиции, что и поколение 40-ых годов, не противостоит революционной группе. Власть и бесовство смыкается. Юлия Михайловна попадет под влияние Верховенского. «Литературный праздник» имеет иной смысл – призван запустить собой революционные события в городе. Он превращается в скандал. Кармазинов предстает как писатель в неадекватной ситуации. Важно указать на вину русской литературы за распространение нигилистических идей. Совершенно особую роль сыграет Верховенский. Наблюдая за бесовством литературного праздника, он не выдерживает и обвиняет молодое поколение. Он – единственный персонаж, который вырывается из ада этого города. Происходит целый ряд смертей. Ситуация апокалипсиса. Федька Каторжный – убийца, вернувшийся с каторги. Ирония над самим собой. Он совершает многие убийства по указанию Верховенского. Смерть Лизы, Кириллова,Шатова, его жены и новорожденного сына, Марьи Лебядкиной и Лебядкина. В убийстве Шатова – прямая ссылка на нечаевцев. Финал романа: Степан Трофимович бежит из города. Тема города Спасова. Появление Софьи Матвеевны, распространяющей Евангелие. Смерть в «приезжей» избе. Самоубийство Ставрогина.

«Подросток» (1875)

На первое место выходит проблема молодого поколения. Задача достоевского – обозначить другую сторону поколения 60-ых годов. Молодежь, которая ищет идеалы. Главный герой – Аркадий Долгорукий(19). Повествование от первого лица. Достоевский уходит от объективного изображения. Это записки героя. История о том, как он входил в мир. Текст очень точно показывает, что оказывается в центре внимания – сфера сознания современного молодого человека. Действие возвращается в Петербург. В центре – проблематика случайного семейства. Современны молодой человек – продукт случайного семейства. Случайное семейство: официальный отец – Макар Иванович Долгорукий, реальный отец – Андрей Петрович Версилов, матушка – Софья Андреевна, всю свою жизнь проводит рядом с Версиловым. В ее образе он изображает идеал русской женщины. Она – девушка из крепостных, ее мудрость оборачивается бесконечной кротостью и преданностью. Их дети – Аркадий и Лиза. Законные дети – Анна Андреевна и Андрей Андреевич. Все они общаются между собой. И сам Аркадий и его отцы – герои-идеологи.

Аркадий всю жизнь провел вне семьи и редко видел отца и мать. Роман начинается с пришествия Аркадия в семью. Аркадием управляет чувство любви и глубокой обиды. Его идея – стать Ротшильдом. Желание стать миллионером – подростковая идея. Ему не нужны деньги, ему нужна тайная власть над людьми. Тайная власть нужна, чтобы по-настоящему вернуться в семью. В роман входит тема тайн и загадок. Он приезжает в семью, владея тайным письмом, содержание которого может повлиять на судьбу Версилова. Образ Ламберта и Альфонсина. В конечном счете, аркадий приходит в семью, чтобы выбрать свой путь в жизни. У него два пути. Путь Макара Ивановича – идея богочеловека, Версилов – идея человекобога.

С образом Макара Ивановича входит тема современного святого. Он – воплощение идеи Достоевского о русском народе-богоносце. Важная особенность русского святого – радость жизни. Его душа гармнонична. Он является духовной опорой семьи. По реалистичной оценке достоевского, путь святого неестественно для молодого человека.

Андрей Петрович Версилов предлагает другой путь. Персонаж, вокруг которого строятся все персонажи. Те же проблемы романа «Бесы», но с положительным знаком. Соотношение Ставрогин – Версилов. Достоевский пытается понять, что в этих идеях позитивного, так эти идеи владеют Россией. Версилов изображен одним из лучших людей своего поколения. С его образом связана тайна личности. Аркадий пришел в семью для того, чтобы попытаться понять Версилова. С ним связан клубок интриг, загадок, тайн. Катерина Николаевна Акмакова. Она способна вызвать роковую страсть, но это неприятно ей. Особое место – исповедь Версилова.Мотив сна.разворачиваются полоительные смыслы западничества. Русский западник – чрезвычайно отзывчив все европейской культуре. В основе - способность русского человека к мировому братству. Кульминация – Клод Лоррен «Асис и Галатея». Эту картину Достоевский воспринимает иначе. Она в трех произведениях. Сам Достоевский называет Золотой век. Вся история с Циклопом уходит. Картина воплощает состояние золотого века человека. Это первоначальный рай на земле. Версилов разворачивает свою концепцию второго пришествия Иисуса Христа. Когда в мире потерян Бог, люди не озлобятся, начнут жалеть друг друга. Тогда наступит втроре пришествие – в ситуации, когда люди настолько полюбят друг друга, что их пожалеет Бог.

Макар Иванович завещает Версилову икону. Икона раскалывается на два куска. В Версилове берут верх эти страсти. Попытка убийства и самоубийство. Аркадий останавливает его. Он берет ответственность за отца и за семью. Это тот путь, котрый он проделал за время романа. К финалу романа Версилов духовно и физически ослаб. Осталось только «пол-Версилова».

Заключение. Некий Николай Семенович анализирует основной смысл записок. Это прямое публицистическое высказывание Достоевского.

Братья карамазовы.

Это роман-синтез. Это замысел фундаментального труда. Название – «житие великого грешника». Главным героем должен был быть Алекей Карамазов. Эпиграф и предисловие от автора. «Истинно, иситинно говорю вам: Если пшеничное зерно, падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода».

Синтезированы две основные темы: тема преступления, случайного семейства. Тема случайного семейства разворачивается до убийства. В сонове сюжета – убийство, отцеубийство. Это личная тема Достоевского. Отец - Федор Павлович Карамазов, глубоко развращенный. Он выступает идеологом разврата. Дети болезнено относятся к тому, что они его дети. Они обнаруживают в себе карамазовское начало. Первая жена – Аделаида Ивановна, сын Дмитрий. Вторая Софья Ивановна, сыновья – Иван, Алеша. Городская юродивая Лизавета Смердящая, сын Смердяков.

Отец выбирает роль шута. Поэтому в романе появляется тема карамазовской крови, карамазовщины. «Сладострастное насекомое». Он сам во многом провоцирует на преступление. Все братья ненавидят отца, внутренне любой из них готов убить (кроме Алеши). Заявив тему случайного семейства, он развивает его до отцеубийства.

Принципиальное название. Тема братьев как семьи. Связано с братством, христианский аспект. Карамазовы – кара (черный в тюркских языках). Роман вырастает как большой диалог. Это продолжение проблематики «Подростка». Поиск современными молодыми людьми пути в жизни.

Путь, связанный с идеей богочеловека связан с Алешей. Развернута тема Иисуса Христа. Появляется развернутое изображение православного монастыря. Рядом с этим проблематика человекобога, сявзанная с остальными братьями.

Все 4 брата – герои-идеологи. Их проблема – как жить в мире будучи «Карамазовым».

Роман разворачивается в провинции. Скотопригоньевск. Кара не только черное начало. Достоевский осмысляет Россию и русских людей, русский национальный характер как азиатское начало. Россия – страна азиатской культуры. Это нехристианское начало. Рассказчик – хроникер. Эта позиция «плывет», преобразуется в собственно авторскую позицию. Последние 15 лет Достоевский сумел накопить определенную сумму и в маленьком городе курорте под Петербургом -Старая Русса купил дом. Этот городок во многом изображен в романе.

Начало романа – встреча семьи в монастыре. К старцу Зосиме, духовному наставнику Алеши, приходит семья Карамазовых. Первые сцены в монастыре – модель всего романа. Контекст – монастырь, где происходит скандал. Это конклавная сцена. Знаменитый жест старца, который кланяется в ноги Дмитрию. Он видит грядущее страдание. Фактически в начале романа уже взрослые братья впервые знакомятся. 1-я часть романа – большой диалог братьев, в котором каждый из них проявляется как герой идеолог.

Дмитрий Карамазов – тема русского национального характера. Он – необузданная русская натура. В диалоге с Алешей – «Исповедь горячего сердца». Это понятие принципиально, он живет сердцем. Вся его история – как жить горячим сердцем. Впервые разворачивается тема карамазовского как сладострастного. У Дмитрия – тема красоты «Красота – это страшная и ужасная вещь!.. Бог задал одни загадки. Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Н выстраивает противопоставление – Идеал Мадонны и идеал содомский. Красота это одновременно и то, и другое. Их равноценность. Эта оппозиция в жизни героя имеет определенный смысл.

Картина «Сикстинская мадонна».

Отцы идети спорят из-за одних женщин. Дмитрий спорит с отцом из-за Грушеньки. С Дмитрием связана история Катерины Ивановны. Ее любит средний брат Иван.

Иван Карамазов – интеллектуал. С ним входит тема рационального. Книга 5. «Pro и contra», глава «Бунт». Вечная богословская тема – об оправдании Бога (теодицея). Она рождена проблемой: если Бог – добро, то почему он заставляет жить людей в таком страшном мире, почему человек страдает.

Алеша и Иван разговаривают в трактире. «Русские мальчики», которые спорят о Боге. Исповедь Ивана – монолог и поэма о великом инквизиторе. В монологе: «Я не Бога не принимаю, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не понимаю и не могу согласиться принять». Рассказывает несколько историй, страдающих невинных детей. Иван не атеист, он бунтует против Бога. Апогей бунт – поэма об Инквизиторе. Она существует в рассказе. Во имя Христова, великий инквизитор сжигает сотни людей. Узнав о том, что Он явлися тот посажен в темницу. Вся поэма – монолог Инквизитора, который ночью приходит к пленнику. В основе монолога – евангельский текст о трех искушениях Иисуса в пустыне. Три искушения – уровень других сил, так как человеческий ум этого придумать не мог. Основной смысл – духовная свобода не нужна человеку, истину о человеке знает дьявол. Три истины о реальном человеке и заключены в трех искушениях Дьявола. Первое искушение хлебами земными или хлебами небесными. Дьявол искушает хлебом земным, который противопоставляет хлебу небесному. Реальному земному человеку нужен хлеб земной. Искушение чудом. Иисус отказывается от чуда. Он хочет, чтоб в него поверили в результате свободного выбора. Человеку нужно чудо, чтобы поверить. Искушение властью. Людям нужна власть. Поэма – бунт против Бога.

С точки зрения Алеши в истории нет любви.

Смердяков незаконный сын, рожден Лизаветой Смердящей, находится в услужении у отца. Наделен эпилепсией. Это ключевой момент в сюжете об отцеубийстве. Это его алиби. Ищет основания, чтобы наказать отца. Находит в теории и бунте Ивана. «Все позволено». Иван понимает, что его теория -основа убийства.

Алеша Карамазов – находится в монастыре, носит рясу по собственному выбору. У него есть духовный отец – святой старец Зосима. Он пришел к старцу. Когда старец умирает, он составляет два текста, которые были введены в роман. Житие и беседы со старцем. Это противовес поэме о великом Инквизиторе. В них суть христианства в понимании Достоевского. Христианство – радостное, в основе – любовь Бога творца к твари, любовь твари к отцу.

Эпиграф связан с главным героем. Эпиграф - тема смерти отцов. Федоров считал, что нет понятия авторства, а тексты пишутся общим разумом.

 

Федоров считал, что дети всегда стремятся к убийству своих родителей. На уровне поколений – каждое новое поколение, выходя в мир, хочет занять места, занятые старшим поколением. Отсюда неравенство. Это компенсируется тем, что дети становятся сами родителями.

Выбор, который делают отцы. Умирают оба отца и дети остаются один на один с миром, только они могут делать выбор жизненного пути. Выбор, который делают братья вновь описываются понятием – бунт. Бунт Ивана, бунт Дмитрия, Алеши, в определенном смысле – бунт Смердякова.

Бунт Дмитрия – то, что он испытывает на фоне убийства Федора Павловича. В ночь убийства он готов убить отца. Ранит Григория, на нем оказывается кровь старика. В основе бунта – неистовая карамазовская страсть. Это происходит на фоне отъезда Грушеньки. Он предельно близок к убийству. Очередная сцена разгула – арест Дмитрия.

Свой бунт переживает Алеша. Он связан со смерть старца Зосимы. История старца уходит корнями в реальную русскую историю Церкви. Прототипом монастыря была Оптинна пустынь, созданная в 14 веке. В 19 веке этот традиционный монастырь превращается в пустынь – особый тип монастыря, куда удаляются святые старцы. Они живут в полном одиночестве. Явление русских пустынников – особое явление в русском православии. Амбросий оптинский, к которому в 77 году приезжал Достоевский. Он стал прототипом старца Зосимы. Тексты восходят к Амбросию. При его жизни было связано представление, что он сотворил чудеса. Был канонизирован.

Считали, что старец Зосима способен творить чудеса. Решили, что если он святой, то после его смерти будут твориться чудеса. Первое чудо – чудо нетления. Чуда не происходит. Это начинает превращать смерть старца в скандал. Алеша уходит из монастыря. Его бунт против мысли о сомнении об его святости. Против обыденного сознания. Испытывая сложные чувства, он встречает Ракитина («Семинарист-карьерист»). Он – противоположность Алеши.

«Кана Галилейская». Это кульминация романа, потому что в нее в большом объеме входит евангелийский текст. Это притча о первом чуде Иисуса Христа. Он превращает воду в вино. Это чудо радости, но не горя. Алеша приходит храм, где над телом читают Евангелие. Сон алеши. Ему снятся события притчи.

Акт целования земли как символ единства земли и неба. После первой конклавной сцены Зосима возвещал об уходе Алеши из монастыря.

Он уходит в мир не слабым юношей, а твердым бойцом.

Выбор Дмитрия. Его не отпускают карамазовские страсти. С ним рядом Грушенька и Катерина Ивановна. В этой ситуации сон Дмитрия. Ему снится Россия. К нему тянут руки голодные дети. Тема несчастных детей. После приговора Дмитрий считает наказание справедливым в нравственном и христианском аспекте. Он признает свой грех и готов страдать.

Очень подробное описание следствия и суда. Достоевский не признает суд присяжных. Значимы фигуры прокурора и адвоката. Суд описывает как шоу, фарс, театральное зрелище. Все борются за лидерство у публики. В репликах – 20 лет каторжных работ для Дмитрия.

 

Свой выбор делает Смердяков, для него духовным авторитетом был Иван. Когда идёт суд над Дмитрием, Иван, с точки зрения Смердякова, предаёт его, чтобы спасти Дмитрия. Есть вина Ивана в своей теории и в отказе от ученика. С делает свой выбор – самоубийство. Ещё одна линия, связанная с темой зерна – отцеубийство рождает самоубийство. Ситуация ИК сложна, его заставляют сделать свой выбор. К ИК приходит чёрт, которому посвящена поэма «Великий инквизитор». Раздвоение личности ИК – его личный выбор (часть себя - дьявольская). Другая версия – действительно явление чёрта, искушение ИК. ИК спорит с чёртом, отвергает его обвинения, он остаётся на своих позициях, не принимает свою вину, не делает вывода. В один момент ИК кажется, что это был сон. Алёша стучится в этот момент к ИК, чтоб сообщить о самоубийстве Смердякова. ИК говорит, что ОН ему уже сказал (т.е. чёрт). Чёрт говорит о грехе. После смерти С Иван выступает на суде, прямо говорит, что он убийца. Взяв на себя этот грех, сошёл с ума. Он интеллектуал, который отказался от разума. С ним также карамазовские страсти, Катерина Ивановна, Лиза; они владеют им до конца.

Смердяков и Иван с одной стороны, и Алёша (христианский воин) с Дмитрием (грешник, наказанный) с другой.

Проблема молодого поколения. Дети занимают большое пространство в романе, речь идёт о школьниках (главы Мальчики, Детвора). Дети принимают активное участие в проблематике романа. Лиза Хохлокова претендует на роль героя-идеолога, девушка-философ. Её проблемы – смысл жизни, религия, выбор пути. Мальчики-гимназисты и Коля Красоткин – философствующий мальчик. Илюша Снегирёв входит в роман несколько скандально, пытается напасть на АК. ДК глубоко оскорбил отца ИС на глазах гимназистов. ИС в романе проходит путь, противоположный братьям К. их судьба – отцеубийство, ИС заболевает и умирает из-за поруганной чести отца (сын умирает за отца). ИС – идея ИсХ, богосына, умершего во славу отца.

Финал.

ИС похоронен, у камня на его могиле АК и 12 мальчиков. АК говорит речь, вопрос КК о воскресении. В финале прямое утверждение реального воскресения из мертвых.

Родился 9 сентября(28) 1828 года в Ясной поляне. Родители – Мария Николаевна, урожд. Волконская, Николай Ильич Толстой. Пять детей – Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария. При последних родах Мать скончалась, Когда Льву около 2 лет. В 37 скончался отец. Между детьми были тесные отношения. Были разные опекуны. Тетушка Татьяна Александровна Ергольская.В 44 году поступил в Казанский университет на философский факультет, в 1845 переходит на юридический факультет. В 1847 году оставляет университет. С его точки зрения массовое образование не соответствует индивидуальному поиску личности. Судьбоносной встерчей было занакомство с учением Руссо о естественном человеке. С этого момента начинается формирование собственной философии Толстого. Понятие естественного человека – ключевое в философии Толстого. Покинув, университет, возвращается в Ясную поляну. Это его собственное имение. Соединение руссоизма и решения жить в Ясной поляне – принципиально. Толстой ставит перед собой задачу быть естественным человеком. Вслед за Руссо начинает писать дневники. С конца 50ых годов до конца жизни ведет их. Ежедневные записи. Каждому поступку дает оценку. Из дневников начинает вырастать его собственное творчество. 1851 – «История вчерашнего дня», «Детство». Произведение подобно дневнику посвящено внутреннему миру человека. Это начало Толстовского психологизма. Проявляет себя как писатель, ставящий перед собой максимальные задачи. Описать поток сознания одного дня. Произведение осталось незаконченным.

Первое законченное произведение – «Детство». «Отрочество», «Юность» - автобиографическая трилогия. Продолжается особый тип психологизма. Это внутренний мир взрослеющего человека. С точки зрения Толстого лучшим типом естественного человека является ребенок.

Он достаточно долго не сможет смириться с тем, что он писатель. 50е годы – период осознания себя. 1851-1854 гг – военная служба на Кавказе. Участвует в сражениях. Становится офицером артиллерии. На Кавказе Толстой встречается с двумя типами естественного человека – русские солдаты (простой народ), казаки. Это особый тип войск. Они одновременно и крестьяне, и военные. Во время службы на Кавказе, закончено «Детство», «Отрочество», другие рассказы. В 53 году Россия вступает в Крымскую войну. В 1854 году подает прошение о переводе в Крым (1854-55). Ключевым моментом войны стала оборона Севастополя. Толстой по собственной воле отправляется в Севастополь. Служит в 4-ом бастионе, самый опасный. Опыт 4-го бастиона – опыт существования на грани жизни и смерти. Написана «Юность», Севастопольские рассказы.

В 1855 году по решению правительства Севастополь сдан. Пережив опыт национального унижения, Толстой выходит в отставку.

Приезжает в Петербург. Литературный успех 1855-1856. С 57 по 61 год путешествует по Европе. Принимает решение о том, что его поприще – развитие российского образование. Это период педагогических опытов Толстого. Путешествия по Европе дали возможность изучить педагогический опыт всех стран. Его интересует образование детей. Оптимальная система в Швейцарии. На фоне путешествий возвращеется в Ясную поляне и организует школу, издает специальный журнал – «Яснополянская школа», где излагает свои педагогические идеи. Суть педагогики – она должна быть такой, чтобы не разрушать в ребенке естественного человека. Отсюда принципы ненасильственного обучения. Принцип равенства учителя и ученика. Сам преподавал в школе.

В 62 году женится на Софии Андреевне Берс. Семья, приближенная императорскому дому. Отец - врач.

Разделяла его взгляды. У них было 13 детей, 5 погибли в младенчестве.

1863 – 1869 «Война и мир».

Человек по своей природе добр и чист. Встает вопрос: как человеку сохранить добро и чистоту на протяжении жизни. На этой проблеме вырастает «Исповедь». Толстой на собственном опыте утверждает: ему не удалось сохранить чистоту и доброту. В круг размышления Толстого входит понятие греха. Если я не могу, живя в моей жизни, сохранить чистоту, доброту, естественность и наивность, то единственный выход – самоубийство. В «Анне Карениной» три попытки самоубийства. Роман вырастает из проблематики, оформленной в исповеди.

70е годы становятся переходным десятилетием, когда Толстой приходит к религиозно-философской проблематики. Оставшиеся 30 лет он – религиозный философ.

В 1880 – 1881, владея греческим языком, делает собственный перевод Евангелия. Из 4 делает одно. «Евангелие» Толстого. Толстой считает, что Иисус Христос никогда не был сыном Божиим. Он мудрейший и великий земной человек. В реальности не было чудес.

Отрицание института Церкви. Царство Божие внутри нас. На этом фоне пишется «Смерть Ивана Ильича»

1880-е годы. Его философия получила название «Непротивление злу насилием». Ключевым текстом является Нагорная проповедь Иисуса Христа. Человек должен быть чистым, но вокруг человека в мире царит зло. Зло уточняется как насилие. Единственный выход – остановить насилие на самом себе. Люди конца 19 века восприняли учение Толстого как великую истину. Толстовство захватило мир. Это учение мирового уровня. На фоне 90ых годов Толстой пишет «Воскресение» Это художественное воплощение его философии. Вся Россия изображена как «цепь насилия» либо «конус насилия». Герои становятся жертвами насилия, попытки героев не отвечать, смирятся.

Момент принципиального различения почвенничества и опрощения. Толстой ратует за опрощение, опираясь на концепцию естественного человека. Говорит о крестьянах, как о людях, не ведущих естественную жизнь. Отсюда обвинения в адрес всех. Репин «Толстой на пашне». Вегетарианство – один из способов остановить на себе насилие.

Толстовская философия развивается на фоне развития русской религиозной мысли(Федоров, Соловьев, Розанов). Негативное отношения к философии Толстого. Соловьев имеет общемировую известность. Это религиозная философия. Проблема религиозности Толстого. Вопрос: верил ли Толстой в Бога?

В основе все-таки христианство – Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Толстой – антихрист. Использует христианские ценности, вкладывая в них противоположный смысл.

Буддист по типу религиозности.

Русская религиозная философия не находит в нем веры в Бога, ставит это под вопросом.

Русская православная церковь не имела к этому интерес, пока Толстой не написал ряд работ, критикующих Церковь. В 1901 году официально отлучен от Церкви. В 1900-е годы Толстой продолжает писать богословские и философские трактаты, считает себя не художником, а религиозным философом. На фоне этой установки в последнее десятилетие формируется новое отношение к искусству. «Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме» и др. Искусство неестественно, безнравственно. Он принципиально отказывается от всего своего художественного творчества. Говорит о том, как искусство безнравственно. Отказ от искусства. Он продолжает писать художественные произведения. Обращается к драматургии («Живой труп» 1900­). Он смотрит на театр, как на самое массовое искусство, как трибуна, средство обучения массового зрителя. Это форма продолжения проповеди. «Плоды просвещения»(о дворянстве, интеллигенция), «Власть тьмы» (народ). Толстой занимает жесткую позицию обличения. «Живой труп» связан с духовными поисками. Толстой думает о том, чтобы уйти от семьи. Одна из последних повестей - «Хаджи-Мурат»(1986-1904). Она написано без толстовских позиций. Повесть о борьбе.

Сложные отношения с семьей. Он хотел отказаться от всего имущества. Софья Андреевна занимала противоположную позицию. На этой основе развернулся конфликт. Нет идеала семьи в доме Толстых (Розанов). 27 октября 1910 года ушел из семьи. 7 ноября умер на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги.

«Детство»(1852), «Отрочество»(54), «Юность»(57)

Заимысел «Молодость» - повесть «Казаки». Автобиографическая трилогия. В основе изначально дневники Толстого. Трилогия – история развития и взросления самого Толстого. Факты в повестях ирреальны, не совпадают между собой. Автобиографична духовно. Замысел назывался - «четыре эпохи развития». В нем изначальная принципиальная позиция толстого-художника. Фиксация определенных этапов.

Формируется из концепции естественного человека. В сущности важнейшей проблемой трилогии является проблема ребенка – естественного человека. Ребенок начинает жить не только в собственном мире, но и в социуме. Можно ли сохранить естественность? Главный герой – Николенька Иртемьев.

1856 – статья Чернышевского. Специфика таланта Толстого – изображать «диалектику души» - бесконечный процесс внутреннего мира человека. Особая «чистота нравственного чувства». Все это определило пристрастие Толстого к внутренним монологам героя. Там и оформляется все особенности.

«Детство». Глава «Учитель Карл Иваныч». Внутренний монолог - «диалектика души»

Глава «Горе» чистота нравственного чувства. Смерть матери.

Показана идеальная патриархальная семья. В каждой повести есть специальная глава. «Детство» -описывается любовь матери, абсолютная гармония между матерью и сыном.

Ряд второстепенных персонажей подчиняются процессу внутреннего взросления ребенка. Объективное изображение русского дворянского дома.

«Отрочество»

После смерти матушки семья переезжает в Москву. Вступление героев в социум. Отрочество героя Толстого стало периодом первоначального формирования философских взглядов. Николенька стал думать над вечными вопросами морали, жизни, смерти, смысла жизни. Период первоначального философствования, наблюдения над собой, анализа, самоанализа. К концу появляется взрослый товарищ – собеседник, софилософ.

«Юность»

Начало юности – момент, когда рождается программа его реальной жизни. Осознав определенные моральные принципы, он начинает жить по собственным правилам жизни. Наряду с духовными исканиями, появляется проблема плотского человека. Когда герой поставил перед собой жесткие формы жизни. Отношение к внешности – компонент самоанализа.

Глава «Юность» - повторение главы «Детство» на другом уровне.

Университет – первое столкновение с реальной жизнью. Проблема социальных различий, неравенства. Студенты делятся на социальные группы. По описанию Толстого, люди оцениваются не степенью ума, а степенью благосостояния.

Последняя глава – «Я проваливаюсь».

Общая структура трилогии: главный герой сталкивается с тремя сферами – семьи(система образов). Это традиционная семья. Ей противопоставлена сфера внешнего мира. Фактически одной из ключевых проблем является выход из семьи во внешний мир. Особым явлением в трилогии является природа – это третья стихия. Это не просто пейзаж. Изображено абсолютное слияние Николеньки с природой. Тема естественного человека. Нравственные искания герой воплощены в диалогах с Нехлюдовым. Он самый близкий духовно. Николенька, в конечном, счете одинок. Естественный человек уточняется как внутренний. Природа и Дмитрий Нехлюдов совпадают с внутренним героем. Последняя глава фиксирует несовпадение внутреннего мира с внешним. Он совершенно закономерно проваливается во внешнем мире.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные особенности литературы периода | Севастопольские рассказы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.