Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии




Типы социально-педагогических технологий

Будучи, по сути, технологиями социального типа, социально-педагогические технологии подразделяются на:

- субъектные технологии - индивидуальные, групповые, сферные и массовидные. К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т. д. Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных - технологии реадаптации, для подростков — технологии адаптации к условиям современного общества, для лиц с ограниченными физическими возможностями - трудотерапия, для семей — семейная психотерапия и т.д. Число социальных групп и слоев, требующих социальной помощи, все время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно, растет и число социальных групповых технологий. Массовидные технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии); деятельностные технологии:

- направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;

- направленные на улучшение деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);

- оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.п.);

- улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.);

- средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т.п.).

Кроме того, можно выделить следующие группы технологий:

- «кабинетные», «лабораторные» (искусственно созданные вовременных условиях), «полевые» (в реальной среде);

- разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; не внедренные;

- разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик.

Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:

1. Диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т. е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Анализ результатов выхода из проблемы.

7. Оценка собственной деятельности.

8. Последствия — формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Л.В. Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.

Операция - простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

Вариант Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

1) диагностико-прогностический;

2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

4) реализационный;

5) экспертно-оценочный.

В разработках научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности:

1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

4. Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

5. Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.

5. Методика социально-педагогической деятельности. Соотношение понятий «технология» и «методика»

В профессиональном словаре педагога одно из ведущих мест занимают понятия «метод» и «методика». Метод - способ достижения какой-либо цели, способ действия. Методика - сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи. С использованием педагогикой технологического подхода возникла необходимость уточнить соотношение понятий «технология» и «методика». Специалисты не сформировали единой позиции. По всей вероятности, близость педагогической деятельности к искусству оправдывает сохранение целой группы способов действия, которые нельзя отнести к технологиям и которые являются методиками.

Целеполагание имеет столь же важное значение для методики, как и для технологии. Но в социально-педагогической деятельности зачастую нет возможности четко, конкретно определить цель, в процессе работы возникает масса уточнений, кардинально меняющих предварительный замысел. Кроме того, специалист вправе апеллировать к собственной профессиональной интуиции, что недопустимо в рамках технологического подхода.

Особенностью технологии является ее универсальность. Максимальное количество специалистов, имеющих достаточную подготовку, в состоянии освоить ведущие технологии. Их реализация существенным образом не изменяется под влиянием индивидуально-личностных особенностей человека. В методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные особенности специалиста, нюансы его профессиональной подготовки зачастую играют существенную роль в решении социально-педагогических задач. Напомним, что согласно ресурсному подходу одним из ведущих ресурсов социально-педагогической деятельности является личностный и профессиональный потенциал специалиста.

На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности человека, на работу с которым она рассчитана. Игра потребует одних методик и методов, диалоговое общение - других. Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методику, которых может быть несколько. Классический пример приводят авторы учебного пособия под редакцией С. А. Смирнова «Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии» (М., 2001). Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на ребенка, противодействовать ему, содействовать или помогать, сотрудничать. Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в зависимости от характеристик ситуации. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.

Рост и развитие человека (группы) происходит нелинейно, т.е. спонтанно, под влиянием как известных, регулируемых условий и факторов, так и стихийных, нерегулируемых, средовых. В этих условиях применение технологий, особенно длительного действия, становится нецелесообразным, необходимы комбинация частных технологий и методов, постоянное внесение изменений, что и допускается методикой.

Это далеко не все отличия, которые можно обнаружить, сопоставляя сущностные характеристики понятий «технология» и «методика». Но задача социального педагога не столько противопоставлять их, сколько использовать весь операционально-деятельностный арсенал, сочетать науку и искусство, технологии и методики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.