КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы семей
Классификация функций семьи Наиболее удачной и полной, на наш взгляд, является классификация функций семьи, предложенная М. С. Мацковским. Выделив десять важнейших сфер семейной деятельности, он в соответствии с каждой из них описал (табл. 3): Табл. 3 Общественные и индивидуальные функции семьи
Таким образом, приведенные характеристики типов и функций семей убеждают в том, что все исследователи прямо указывают на воспитание, социализацию и духовное воспроизводство личности как на важнейшие функции семьи. П.Сорокин отводит семье важное место не только в жизни человека, но и в судьбе народа, считая ее роль не меньше роли школы, церкви и государства. Он писал: «Институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попадает родившийся индивид. Семья – это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки». Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти невозможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого». Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяются религия, материальные и правовые понятия определяются также семьей. Убеждения, манеры, одежда – все, вплоть до профессии и социального положения, определяется семьей. От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в общество. И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы невежества, взаимной грызни, лени, преступности и т. п.... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества». От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные наследственные склонности, получит ли ребенок достаточно опыта, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека. От семьи, по Сорокину, «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества». История народа создается руками и поступками людей. Общественная жизнь - результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.
У разных народов различные типы семей. П. Сорокин рассматривает три типа семей: 1. Семья патриархально-общинная, где ребенок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности... Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и отсталыми кочевыми народами Азии и Востока Европы». В общественной жизни консерватизм, личность пронизаны стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности на власть носит деспотический характер. В столкновении с обществом, имеющим индивидуалистический тип семьи, они объективно побеждены. 2. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель - готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что и потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим госаппаратом. «Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям. В таком обществе нередки перевороты». Мы разделяем эту точку зрения П. Сорокина. 3. Семья индивидуалистического типа приучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни. Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права. Формулируя функции семьи, П. Сорокин выделил из них три: - воспитательно-педагогическую; - социально-физиологическую, производства детей; - экономическую. В современной семье эти функции разрушаются, так как: - во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу; - во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости; - в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономического эгоизма. В чем видит кризис современной семьи П. Сорокин? Кризис союза супругов, разрыв супругов, рост разводов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Разрушились религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей. Появляются законы о детях, их правах, об обязанностях, родителей относительно детей. Это значит — государство вмешивается в воспитание детей в семье. Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европейских народов, гибели европейской цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще. Об этом кризисе семьи П. Сорокин пишет в начале XX в.: «Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие... ни один институт не может заменить семью»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |