Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности

Билет 6

7.

Лекция 5. Социально-педагогическая деятельность с семьей

1. Семья как социокультурная среда развития и воспитания личности.

2. Классификация функций семьи

3. Типы семей

4. Типы семейных отношений

5. Диагностика семьи

6. Методика работы социального педагога с различными категориями семей

Институтом, оказывающим особое влияние на развитие и социализацию несовершеннолетних, является семья.

Семья — это, по сути, субъект педагогического взаимодействия и социально-педагогическая среда воспитания и развития ребенка.

Множественность подходов к изучению такого феномена, как семья приводит к тому, что в разных работах мы находим разные сущностные характеристики семьи. Так, Л.С. Ломизе пишет, что семья - это «общность людей, основанная на супружеском союзе или родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе, имеющими единый бюджет и ведущими одно домашнее хозяйство». В.И. Зацепин и В.Д. Цимбалюк считают, что семья - это «форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей (собственных или усыновленных), а также, в некоторых случаях, из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственной связью».

Видный отечественный социолог А.Г. Харчев дает следующее определение семьи: «Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения». Данное определение в отечественной науке является практически общепризнанным. Следует отметить, что, несмотря на некоторые различия в приводимых авторами характеристиках семьи, все они указывают на то, что основой семьи является брак как союз между мужчиной и женщиной для образования семьи и жизни в ней, который санкционируется и охраняется государством и регламентирует права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям.

По составу семей выделяют полные, неполные, сложные (расширенные) семьи. В полных семьях есть муж, жена и дети, тогда как в неполных - только один супруг с детьми. Сложная (расширенная) семья включает, как правило, несколько поколений, проживающих под одной крышей. Американский социолог Мэрдок ввел понятие нуклеарной семьи, которая состоит только из самых необходимых для образования членов семьи.

По характеру взаимоотношений между членами семьи выделяются семьи авторитарные, демократические и эгалитарные. Авторитарная семья характеризуется строгостью, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая - основывается на взаимном уважении, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех видах деятельности семьи, на совместном принятии всех важных решений. Эгалитарная, или современная нуклеарная, семья - это семья с равной долей прав и ответственности всех ее взрослых членов, с достаточно независимым положением детей. Некоторые авторы упоминают коллективистскую и индивидуалистскую семьи. В первой для супругов равно важна профессиональная и общественная деятельность, они гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения. Вторая характеризуется тем, что внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений возможны конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии | Типы семей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.