Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления

ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1. Предпосылки возникновения научного управления.

2. Отличие «социологии управления» то «менеджмента».

3. Объект, предмет и задачи социологии управления.

4. Методы социологии управления.

Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом обще­ственным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объеди­няться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудо­вой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разде­ления труда между людьми, определения места человека в орга­низации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распреде­ление и потребление.

В качестве объективных факторов управления выступает сис­тема объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упо­рядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через созна­ние людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы.

Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, по­ставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объек­тивное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, спе­цифических общественных институтов. Таковы, например, зако­номерности рынка, конкуренции в рыночном обществе, анархии. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общест­венных институтов управляет производством, регулирует обще­ственное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определен­ные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с за­коном стоимости рыночная стихия управляет не только производ­ством, но и поведением людей, их социальной жизнью.

Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на лю­бой ступени его развития действуют сознательные факторы управления - субъективные, связанные с целесообразной, сознательной, преобра­зующей деятельностью людей. Постепенно формируются специ­альные общественные институты — субъекты управления, т.е. со­вокупность органов и организаций, осуществляющих сознатель­ное воздействие на систему, с тем, чтобы реализовать поставлен­ные цели, добиться запрограммированных результатов.

Итак, в обществе с первых шагов его существования действу­ют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфиче­ских общественных институтов (государства, партий и т.п.).

Вообще управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных.

Управление — это функция биологиче­ских, социальных, технических, организационных систем, кото­рая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает опре­деленный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий дости­жению максимального эффекта при минимальных затратах ре­сурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядоче­ние соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.

Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах — это управление произ­водственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными ин­тересами. Это наиболее сложная область управления. Оно являет­ся объектом изучения социальных (социологии, социальной пси­хологии, психологии) наук. В процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общест­во с целью его упорядочения, сохранения качественной специфи­ки, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, по­явлением и развитием разделения труда, которое специализиро­вало труд производителей и коллективов. И здесь социология из­брала свое направление исследования.

2. ОТЛИЧИЕ «УПРАВЛЕНИЯ» ОТ «МЕНЕДЖМЕНТА»

Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления. С социологией мы уже знакомы, стоит напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей,3 то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - в начале XX века. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор.

Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако из изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.

В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Эти понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо друг от друга (рис. 1):

 
   

Административная система это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.

Менеджмент это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

Управление с социологической точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, и местом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработ­ная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибы­ли). Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения.

В управленческой литературе выделяют несколько подходов к определения сущности управления:

· Функция, вид деятельности по руководству людьми:

1) системой отношений - это социальная иерархия, диапазон контроля, власть, ранг, статус, роли и т.п.

2) фор­мой взаимодействия – это методы контроля (общий и детальный), делегирование полномочий, стиль руководства, конкуренция, продвижение, лидерство, конфликты.

· Наука, область человеческого знания, помогающего осуществлять этот вид деятельности.

· Процесс (4 основных действия или функции): планирование, организация, мотивация, контроль.

· Определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

· Орган или аппарат управления.

Несмотря на обилие определений и подходов, главное, на чём сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, координация их деятельности для достижения целей.

Довольно часто возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» и русское «управление» синонимами? Это одно и то же или нет? Выделяются два подхода в решении этого вопроса:

1. Эти термины имеют сходство, но существенно отличаются по содержанию. Поскольку менеджмент как наука возник в США, то американцы говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» - администрирование.

Русский термин «управление» по своему содержанию более широк и может включать как понятие «менеджмент», так и понятие «администрирование».

2. «Менеджмент» и «управление» рассматриваются практически с одних и тех же позиций, поэтому эти термины можно использовать как тождественные.

В данном учебном курсе автор придерживается позиции, что между понятиями «менеджмент» и «управление» существует различие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пути повышения педагогической культуры социального работника | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.