Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы взаимодействий

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Интерактивная сторона общения – это взаимодействие людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Одновременное участие многих людей в деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает:

а) учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами;

б) анализ вкладов каждого участника взаимодействия;

в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Структурное описание взаимодействия представлено сегодня в транзактном анализе – направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия.(БЕРН) С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно обозначены как РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, РЕБЕНОК. Эти позиции не обязательно связаны с социальной ролью, т.к. это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии.

Взаимодействие эффективно тогда, когда:

1 – транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают (если партнер обращается к другому как Взрослый к Взрослому, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому как к Взрослому, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.)

2 – происходит адекватное понимание ситуации.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель – не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней.

Манипулятивный стиль зваимодействия состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию.

Гуманистический стиль проявляется в изменении представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи – от стремления понравиться до запугивания.

 

 

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, из взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - это необходимый элемент совместной деят-ти, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деят-ти:

а) разделение единого процесса деят-ти между участниками;

б) изменение деят-ти каждого, т.к. результат деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Конкуренции чаще всего приписываются негативные характеристики этого процесса. Однако более внимательный анализ конкуренции выдвигает ряд позитивных черт:

вводится понятие продуктивной конкуренции (характеризуется как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции:

а) соревнование;

б) соперничество;

в) конфронтация.

Границы между этими степенями условны, но важно, что последняя степень может перерасти в конфликт.

Конфликт рассматривается как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специфика заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников. Задачи изучения могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования конфликта. Она фиксирует минимум 4 основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликтов. Хотя структура конфликта описывается по-разному разными авторами, основные ее элементы практически принимаются всеми:

- конфликтная ситуация;

- позиции участников (оппонентов);

- объект;

- «инцидент» (пусковой механизм);

- развитие конфликта;

- разрешение конфликта.

Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта: деструктивного или продуктивного.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Он чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («Экспансия» конфликта).

Другая черта – «Эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия как качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда рождаются различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такой конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт допущения другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения.

 

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

Большую роль здесь играет обратная связь. Она служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, основной способ которого – компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуществлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра – представителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров. Для более четкого понимания стратегии поведения при достижении компромисса в соц-й псих-и предложена особая схема – ПОИР («постепенные обоюдные инициативы для разрядки напряженности»), предложенная Ч.Осгудом.

Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение, предотвращение конфликта, его профилактика, ослабление), прежде всего в ситуациях делового общения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Невербальная коммуникация | Механизмы межличностного восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.