Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невербальная коммуникация

СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков и знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст.

Другим специфическим видом речи явл-ся диалог или диалогическая речь, которая представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, где выявл-ся смысл речевого сообщения. Важным инструментом этого процесса явл-ся обратная связь, т.к. в диалоге находит свое отражение современная проблема толерантности.

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется:

1- характером дистанции;

2- стилем говорения и слушания.

Посредством речи участники коммуникации особым способом воздействуя друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуждения и стремятся достичь определенного изменения. Выделяют две задачи в ориентации партнера по общению:

1 – личностно-речевую ориентацию;

2 – социально-речевую ориентацию.

Само воздействие может носить характер манипуляции другим человеком или актуализации партнера.

В настоящее время существует особая проблема – выяснение условий и способов повышения эффективности речевого воздействия.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации, на основе которой разрабатывается «Экспериментальная риторика» - искусство убеждения посредством речи.

 

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем. В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Среди них выделяют следующие: 1) оптико-кинетическая; 2) пара- и экстралингвистическая; 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая си стема знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены Ч.Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика. Например, специальному исследованию подвергаются различные проявления мимики (выявлена связь между проявлением какой-либо эмоции и положением определенной «зоны» лица – Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представителей разных культур), поз (выявлены и описаны открытые и закрытые позы, выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки).

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, иногда обозначается как просодика.

Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора. Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливание, плач, смех, темп речи).

Организация пространства и времени коммуникативного процесса несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, и,наоборот, окрик в спину может иметь определенное отрицательное значение.

Некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Так, например, в некоторых специальных сферах (дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом, ее основатель Э.Холл, называет проксемику «пространственной психологией». В настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии – «экологическая психология» или «психология среды». Э.Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: - интимное расстояние 0-45 см;

- персональное расстояние 45-120 см;

- социальное расстояние 120-400 см;

- публичное расстояние 400-750 см.

Каждое из них свойственно особым ситуациям. В других культурах эти нормы могут значительно варьировать. Интересны исследования, связанные с изучением анализа успешности деятельности различных дискуссионных групп, например, в ряде исследований показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии. Или связанные с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций (вычлененные наборы получили название хронотопов). Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному –«вагонный попутчик».

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе – это «контакт глаз» или «визуальное общение». В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. М.Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать «контакт глаз». Однако, спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице, важен контакт глаз в медицинской практике, работе педагогов, руководителей.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код, т.е. всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут. Поэтому в общей теории информации вводится понятие «семантически значимая информация» - это то количество информации, которое дано не на входе, а ан выходе системы, т.е. которое только и срабатывает, что позволяет полностью раскрыть смысловую сторону информации.

Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К.Бердвистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой области, он предложил выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему. При его изменении изменяется вся структура и из кинем образуются кинеморфы, которые и воспринимаются в ситуации общения. На основании предложения Бервистла были построены своего рода словари телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Смысл построения словаря сводится к тому, чтобы единицы – кины – были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижений, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Наиболее скромный вариант предложен для записи выражений лица, мимики. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их, предложена методика, введенная Экманом и получившая название FAST – Facial Affect Scoring Technique. Принцип ее таков: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике.

Другой важной методологической проблемой является проблема интерпретации невербального поведения. Сложно интерпретировать различные невербальные проявления,.к. это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к различным субкультурам в одной культуре и т.п. Трудным является и умение распознавать согласование и рассогласование вербальных и невербальных проявлений. Из-за этого актуальной проблемой при интерпретации невербального поведения является проблема доверия/ недоверия.

Особую помощь при интерпретации невербального поведения может оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение как обмен информацией | Типы взаимодействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.