Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация. Социальные группы и общности. Виды общностей. Малые группы и коллективы

Общество и социальные институты.

«Общество» — это такое обыденное понятие, смысл которого большинство людей никогда и не пытается корректно сформулировать. Спросите десять человек подряд, и Вы больше узнаете о себе и цене своей любознательности, чем о существе вопроса. Если же Вы настойчивы и, избегая эксцессов «случайной выборки», перейдете к методам «экспертного опроса», выслушивая мнения людей интеллигентных, вдумчивых и компетентных, то запаситесь временем и внимающей почтительностью (ибо это будут ответы- лекции), а также зарядом здорового скепсиса (так как точного ответа Вы не узнаете ни за что).{1, стр.119}

Понятие «общество» следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а «государство» — как искусственный политический конструкт — учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие — «страна» — описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархию, республику) и наличие аппарата управления (правительство). Общество социальная организация не только страны, но также и нации, народности, племени.

Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил американский социолог Эдвард Шилз (р. 1911).

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

З) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

5) у него собственное название и собственная история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Эти критерии, по мнению Шилза, достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровнородственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различают, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.)

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1907) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для чих способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.{6, стр.106-108}

Социальные институты — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность социального института определяется, во-первых, набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; во-вторых, его интеграцией в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института и осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. В связи с этим социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как внешней, формальной (материальной) их структуры, так и внутренней, т. е. с позиции содержательного анализа их деятельности.

Социальный институты - это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами осуществляющих конкретную общественную функцию. Успешное осуществление данной функции связано с наличием в рамках соответствующего социального института целостной системы стандартов поведения, обязательных для осуществления функции данного института.

С содержательной стороны социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института. Социальный институт обеспечивает возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность, интегрированность в действия членов общества.

Социология интересуется в первую очередь деятельностью главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования), обеспечения материальной жизнедеятельности (институт экономики), интеграции социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты), поддержания и сохранения духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.{6, стр.87-88}

Особый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а основанные на них социальные системы — социальными институтами.

Социальный институт — это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений. Идентичности поведения членов общества способствует принятие общей системы ценностей. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности и тем самым обеспечить необходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можно определить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности.

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности. Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

З) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

— более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

—систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

— конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами).

Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;

2) потребность в производстве товаров и услуг;

З) потребность в распределении товаров и услуг;

4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности).

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество — становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья оказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества.

О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностей конкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочет служить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотят иметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак — это в том числе и ограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничения свободы и т. д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждает его к этому, вводя налог на бездетность.

В социологии обычно выделяют:

а) институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности как индивида, так и общества в

целом, процесса производства и распределения благ и

услуг;

б) институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство членов общества;

в) политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами;

г) культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей.

Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов.{2, стр.155-159}

 

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности — конфликтности и т. д. Однако применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах:

1) искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2) определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.;

З) степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов.

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель — это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели- ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить организации, основанные на самоорганизации, то есть спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решения всеми членами организации в зависимости от обстоятельств, и организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями. В последнем случае управляющее лицо может быть признано другими членами организации как способное осуществлять управление в наиболее правильной форме.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший, хотя и не обязательный, признак — договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

Формализация играет очень важную роль в преодолении организационной сложности. В малой группе взаимоотношения не так сложны или могут регулироваться в пределах ситуации, так как такая группа предполагает, что общение между ее членами непосредственное. В организации дело обстоит гораздо сложнее, поскольку в ней непосредственное общение не всегда имеет место. Следовательно, ограничение выбора форм и целей действия, а также субъективной воли участников при формализации играет важную роль. Нередко пределы формализации определяются системой неформальных связей, которые складываются в ходе общения и взаимодействия ее членов.

Выделяют три разновидности организаций.

1. Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей.

По Силлсу, добровольной ассоциации присущи три основных черты:

а) она образована для защиты интересов ее членов, которые являются для них общими;

б) членство в добровольной ассоциации не является принудительным, человек принимает его добровольно и сознательно; каждый член имеет возможность выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера;

в) организация этого типа не связана с правительственными органами.

Помимо указанных черт, необходимо также отметить, что в добровольных ассоциациях нет жесткой структуры и не развивается система принудительной власти.

2. Добровольные ассоциации нередко «перерастают» в бюрократии — сложные организации с высокой степенью распределения ролей. В качестве примеров можно привести Армию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста. Мы рассмотрим характерные особенности бюрократии дальше, но перед этим выясним особенности организации тотального типа, принципы деятельности которой прямо противоположны добровольной ассоциации.

Существуют также промежуточные формы, которые сочетают признаки союзов и предпринимательские функции.

З. Третий тип — это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках ограниченного числа членов организации. Можно выделить две основных разновидности таких организаций: к ним принадлежит большинство деловых организаций и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих целях или для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации поддерживается в основном тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию. Следовательно, такие организации нередко характеризуются несовпадением целей наемных работников с целями владельцев (или государства).

Учреждения тотального типа создаются, чтобы оказывать содействие общественному благу, причем сущность этого блага формулируется надличностными образованиями — государством, религиозными и другими организациями. В этом состоит их коренное отличие от добровольных ассоциаций, которые создаются в первую очередь для защиты интересов их членов, которые, будучи общими для них, все же остаются частными и индивидуальными по отношению к обществу. Обитатели тотальных учреждений изолированных от общества.

Примерами тотальных организаций могут служить тюрьмы, военные училища и т.п.

Понятие тотального учреждения ввел Ирвин Гоферман. Он выделил несколько типов таких организаций:

1) учреждения для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепых, пожилых, нищих, инвалидов, психически больных): больницы, дома и санатории;

2) учреждения, предназначенные для людей, считающихся опасными для общества: тюрьмы и концлагеря;

З) учреждения, созданные для определенных целей:

военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и др.;

4) учреждения, при помощи которых люди уходят от мира, обычно по религиозным убеждениям: мужские и женские монастыри, а также другие убежища.

Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жестких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения.

Подобные условия способствует тому, что между обитателями таких учреждений устанавливаются крепкие связи, которые могут вылиться в появление особой субкультуры, представляющей собой своеобразную самозащиту от тирании. Однако может наблюдаться противоположный результат; особенно часто это происходит, если условия жизни оказываются крайне унизительными.{2,стр.150-154}

В социологии выделяют четыре уровня организации. Первый из них — нуклеарная семья. Нуклеарная семья — это социальная группа, которая характеризуется совместным проживанием, ведением совместного хозяйства и воспроизводством. В состав нуклеарной семьи входят взрослые мужчина и женщина, между которыми существуют социально санкционированные половые отношения, и несовершеннолетние дети, родившиеся у этой пары или усыновленные. Из этнографических и антропологических исследований ясно, что нуклеарная семья представляет собой широко распространенный тип группы.

Второй уровень организации образует сложная семья. Этот уровень социальной организации представлен двумя типами:

полигамной семьей, состоящей из нескольких нуклеарных семей, объединенных общим супругом, и разветвленной семьей, которая представляет собой несколько нуклеарных семей, связанных между собой отношениями кровного родства.

Третий уровень — это группы, объединенные кровным родством и правом наследования. В отличие от семьи, такие группы не проживают вместе и не ведут общего хозяйства.

Четвертый уровень составляют наиболее многочисленные Социальные группы — группы, основанные на социальной стратификации. На глобальном уровне общество организовано в виде более или менее отчетливой стратификации, то есть слоями. Как показал У. Гуденау, структура и размер локальных групп зависят от типа экономической деятельности. После локальной общности господствующей формой организующей дифференциации является социальный класс. Наиболее отчетливо такая дифференциация наблюдается между рабами и свободными гражданами в рабовладельческих обществах. В несколько смягченной форме социальная дифференциация проявляется между сословиями и замкнутыми кастами в сословных и кастовых обществах, а также между богатыми и бедными социальными слоями.{9, стр.243-244}

Социальные общности — это относительно устойчивые реальные совокупности людей, которые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также более или менее сходными интересами и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.

Выделяют следующие общности:

а) статистические (то есть номинальные; их также называют социальными категориями). Они создаются для целей статистического анализа;

б) реальные общности. Приведем пример, иллюстрирующий различие между статистическими и реальными общностями. Жители города могут быть статистической и реальной общностью. Статистической эта общность будет с точки зрения прописки; как реальную ее следует рассматривать в том случае, если входящие в нее индивиды используют городские условия жизни;

в) массовые (то есть агрегаты) — совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы;

г) групповые общности. В этом случае принято дополнительно различать малые и большие социальные группы. Из этого пункта ясно, что социальная группа может рассматриваться как разновидность социальной общности. Необходимо отметить, что некоторые исследователи, наоборот, рассматривают социальную общность как разновидность социальной группы.{2, стр.139}

Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики субъектов общественных связей.

Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социальная группа это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность- общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредством которой он участвует в жизни общества. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе.

Под социальной группой принято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным классификационным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа— социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; б) неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, интимный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т.д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.

Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Чтобы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мастеров», профессиональные объединения спортсменов (в данном случае футболистов), объединенных в команду для получения определенных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.

Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются небольшие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты между которыми носят эмоциональный и более частный характер). Основным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.).

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Например, семья из двух человек: муж и жена, мать и дочь и т.д. Их объединение создает возможность совместных действий и решения простейших проблем. Максимальная численность малой группы может доходить до 2-4 десятков человек. Однако социологи установили, что оптимальным, с точки зрения закономерностей функционирования малой социальной группы, является состав 5-7 человек.

Какова же отличительная особенность малых социальных групп? По определению Г.М.Андреевой «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» (Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. С.227). С точки зрения Г.М.Андреевой, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждого с каждым. Американский социолог Р.Мертон расширяет количество специфических признаков малой социальной группы. По его мнению, малой социальной группой является совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и

признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, Р.Мертон выделяет в малой социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

Малые группы чаще всего это те же первичные группы — семья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив — бригада и т.д. Для них характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контролировать поведение его членов. Однако возможно формирование малых групп для решения, каких- либо специфических задач с определенным целевым назначением:

производственная бригада, творческий коллектив для решения какой-либо задачи, спецгруппа военных — «коммандос» для осуществления какой-либо диверсии и т.д. В таких группах сохраняются все принципы взаимодействия малых групп, но значительно ослаблены принципы взаимодействия первичных групп.

Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьшается возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляется групповая самоидентификация. Люди непосредственно не осознают своей принадлежности к единой общности. для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие больших социальных групп. Большие социальные группы — это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях. Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т.д. В силу их многочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности социально-значимых признаков. Как отмечалось ранее, малая социальная группа может быть как первичной, таки вторичной, большая социальная группа может быть только вторичной.{10,стр.96-99}

Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;

З) конформизм к групповым нормам.

Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;

З) конформизм к политике, проводимой активной частью группы.{3, стр.190}

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальная группа — это социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т.д.). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д. Поэтому в формальных группах имеется строгое разделение труда, деятельность и отношения ее членов регламентируются специальными правилами, Формальные группы имеют строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции в соответствии с нормативным регламентом их деятельности.

Формальная группа-это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников. Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп.

Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формальной группы (организации), так и помимо нее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации. Это различные группировки — «клики». Во втором случае она не зависит от формальной и образуется по разным основаниям: на основании пространственной близости (соседи), общности интересов (рыболовы, охотники, любительская спортивная команда и т.д.), единства психологии (сверстники-подростки), просто межличностных симпатий (друзья, подруги и т.д.). Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиции, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтная группа — реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

По выполняемым функциям выделяют нормативные и сравнительные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ценностных ориентиров по ряду значимых для него проблем. Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, своеобразным зеркалом, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Одна и та же социальная группа может выступать как нормативная и как сравнительная,

По факту членства различают группы присутствия и идеальные группы. Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на нормы, ценности, мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценке важных для него событий, в субъективных отношениях с другими людьми, нов состав которой он не входит. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной, воображаемой. Воображаемая референтная группа — это существующие в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентиры, его жизненные идеалы, выступающие в виде персонифицированных эталонов и идеалов. Этими персонифицированными эталонами и идеалами могут быть сформированные средствами массовой информации «имиджи — стереотипные образы рок-звезд, спортивных кумиров, политических деятелей и т.д., на которые индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.{10, стр.99-101}

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы социологического исследования | Социологическая теория личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.