Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социологического исследования




Прежде всего, нужно провести разграничение между теоретическими и конкретными методами социологии. Теоретические методы — это особые способы рассмотрения фактов, в основе которых лежат те или иные положения об «устройстве» изучаемых объектов и о значимых с этой точки зрения факторах. Теоретические методы, опираясь на наблюдаемые факты и во многом создавая их, вырабатывают понятийный аппарат социологии, который затем применяется в качестве обоснования при использовании конкретных методов. Конкретные методы направлены на получение данных, то есть информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности.

Выделяют следующие теоретические методы:

1) структурно-функциональный метод который рассматривает общество и составляющие его социальные институты и организации как системы, имеющие определенные функции и характеризующиеся устойчивостью. Следовательно, общество и другие социальные образования рассматриваются как совокупности взаимосвязанных элементов;

2) сравнительный метод, который опирается на сопоставление однотипных социальных явлений и образований, как правило, принадлежащих к разным культурам. Данный метод основан на предпосылке, в соответствии с которой все социальные явления и образования имеют как свою специфику, зависящую от конкретной культуры, так и универсальные черты, которые характеризуют социальную реальность в целом. Если структурно-функциональный метод акцентирует внимание на соотношении элементов внутри системы и на связях между ними, то сравнительный метод сопоставляет разные системы;

3) исторический метод, который рассматривает общество и другие социальные образования с точки зрения их становления и изменения. Например, при изучении семьи мы можем сопоставлять данные, касающиеся различных эпох, с целью выяснить, как изменялись роли матери, отца и детей, перераспределялись ли между ними функции, как менялась роль семьи в социализации (воспитании и образовании) и т. д.;

4) интерпретирующий (герменевтический) метод, направленный на реконструкцию контекста, предполагаемого действием. Под контекстом в данном случае понимаются смыслы, вкладываемые в действие деятелем и считываемые лицом, на которое направлено данное действие или которое его просто воспринимает.

К конкретным методам относятся:

1) опрос, который предполагает непосредственное обращение к определенной группе людей с целью выяснения их мнений и взглядов, а также способов их поведения в тех или иных ситуациях. Основная форма опроса — анкетирование. Опрашиваться могут как все люди, входящие в исследуемую группу (генеральная совокупность), так и их часть (выборочная совокупность);

2) наблюдение, которое предполагает сбор первичной информации без прямого вмешательства и взаимодействия с индивидами, находящимися в определенных социальных отношениях. Преимуществом данного метода является то, что наблюдение осуществляется в тот момент, когда имеет место изучаемое явление, недостатком — то, что это явление не может быть воспроизведено вторично;

3) эксперимент, заключающийся в целенаправленном создании условий и прослеживании того, как данные условия влияют на поведение и реакции испытуемых, Эксперимент позволяет проследить, как определенный фактор или их группа влияют на индивидов;

4) анализ документов, который оперирует с совокупностями текстов. Как правило, в социологий используются статистические методы исследования текстов, известные под названием контент-анализ. В атом случае исследование направлено на то, чтобы выявить частотность упоминаний того или иного человека, явления, процесса, а затем дать полученным результатам содержательную характеристику. Например, более частое упоминание политика по сравнению с другими может свидетельствовать о его большей популярности или, поскольку упоминания могут быть критичными, о том, что он привлекает больше внимания потенциальных избирателей.{2, стр.265-267}

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы: разработка программы и инструментария; сбор информации‚ подготовка собранной информации к обработке и ее обработка анализ полученной информации; подведение итогов исследования формулировка выводов и рекомендаций.

Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на целостность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологических процедур, пригодных для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных цели и задач. В соответствии с ними различают три основных его вида: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительно обследования определенного процесса или явления. Потребность в этом, как правило, возникает тогда, когда проблема или вообще не изучена. В частности, оно успешно применяется получения дополнительной информации о предмете и объекте уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследовании служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения),а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой- либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность дает возможность провести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся по своим характеристикам. Это может быть крупное предприятие, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, выявить наличие и степень развитости связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, чем определяются его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.

Поскольку реальность такова, что выявить в «чистом виде» какой- либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, то почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие или нет данному социальному институту или организации и т.д.

Подготовка и проведение аналитического исследования требуют значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации это исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, состыковать информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм социальной организации, коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей, глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления.

В зависимости от того рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования — точечное и повторное.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно, через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования может быть различной, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования — панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних я тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности но ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность

обновлять я обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Помимо названных, в социологии используются, хотя значительно реже, специальные виды социологических исследований.

Один из них — монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук: истории, экономики, культурологи, лингвистики и т.п. Образцом такого монографического исследования (к сожалению, забытого) можно считать работу академика А.М. Большакова «Деревня (191 7—1927)», построенную на изучении всех сторон жизни одной из волостей Тверской губернии.

Значительный интерес представляют когортные и лонгитюдные исследования, которые изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени (года, взрослой жизни), причем переживших одновременно одни и те же события (вступление в брак, служба в армию, учеба в вузе, служебная карьера и т.д.). Когорту, образованную во году рождения, называют поколением. Примером такого исследования является книга Б.Ц. Урланиса «История одного поколения» или исследования М. Титма, посвященные жизненным траекториям выпускников средних школ за четверть века.

В наступившей поре открытости всему миру все чаще стали проводиться международные кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах. При всей их значимости, привлекательности следует отметить одну большую методологическую сложность — трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так полученных результатов ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

Правомерно поставить вопрос: имеется ли зависимость между социальными явлениями и видами их социологического исследования с помощью которых они могут быть изучены? В принципе, жесткой зависимости нет. Практически любое социальное явление может изучаться на уровне разведывательного, описательного или аналитического исследований, имеющих точечный или повторный панельный характер и использующих различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, для любого вида социологического исследования не существует «запрета» на анализ тех или иных явлений и процессов — каждое способно дать о них определенный объем научной информации.

Качество социологической информации в значительной степени повысится, если предусмотреть до основного исследования проведение пробного исследования. Оно является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методического уровня и обработанности инструментария сбора социологической информации, помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и ввести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет для тренировки интервьюеров и анкетеров.

Образно говоря, пробное исследование можно рассматривать как генеральную репетицию главного исследования позволяющую сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можно ожидать.

Сказанное не означает, что сам социолог в конкретном случае не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает как минимум из двух обстоятельств: цели, т.е. научной и практической целесообразности исследования, а также из сущности а особенностей того явления, которое предстоит изучить.

Каким образом эти обстоятельства заявляют о себе при анализе, скажем, общественного мнения?

Если планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения предстоит выявить самую общую реакцию населения на тот или иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного сознания в единстве его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование, помимо описания состояния, элементов я свойств общественного мнения по конкретной проблеме, призвано дать ответ на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.

Если ограничиться одномоментным замером общественного мнения, достаточно будет проведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, организуют повторные исследования.

Заметим также, что цель оперативного изучения общественного мнения диктует выбор проведения анкетного, группового или телефонного опроса в качестве метода получения первичной информации. Если же фактор времени не довлеет, наряду с опросом могут быть применены и другие методы сбора социологической информации.

Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.{11,стр 88-95}

Основной этап социологического исследования

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.