Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные социологические теории




Современная зарубежная социология, в отличие от классической, характеризуется гораздо меньшим единодушием в определении своего предмета. Согласно высказыванию Р. Арона, социологии присущ постоянный поиск самой себя. Все социологические направления сходятся в одном, возможно, единственном пункте: дать определение социологии сложно.

Многозначность этого термина стала еще очевиднее, когда быстрое развитие американской социологии стало опережать развитие ее в Европе и оказывать влияние на европейских социологов, то есть примерно в конце второй мировой войны. С самого своего возникновения и до недавнего времени американская социология была принципиально ориентирована на описание, или на эмпирическое социологическое исследование — иными словами, на конкретную социологию, социографию. Это социографическое измерение приобрело к концу войны большое значение. Ныне оно составляет большую часть совокупной социологической продукции.

Облик современной социологии становится еще более сложным и запутанным из-за сохраняющегося разрыва между социологией и философией. Так называемая критическая социология по своей форме базируется на ментальной модели, которая гораздо ближе к социальной критике эпохи Просвещения или сен-симонизму, чем к модели научного мышления в узком смысле слова.

Объединение под общим названием “социология” видов интеллектуальной деятельности, основанных на столь разных моделях, кажется поразительным. Однако критическая и конкретная социология объединяют свои усилия ради развития социологии как единой номотетической науки. В настоящее время в социологии трудно найти теорию, которая была бы теорией в подлинном смысле этого слова. Социологи часто называют теорией простую классификацию, или систем у понятий, или высказывание о наличии связи или отношения между двумя феноменами, или, наконец, теорию в философском смысле, то есть доктрину. В этом сказывается результат ориентации либо на эмпирическое описание, либо на философскую спекуляцию.

В современной социологии представлены все парадигмы, сформировавшиеся в классический период развития науки. Контовский и марксистский принцип исторически необходимой социальной эволюции продолжает работать в произведениях социологов немарксистского направления. Поиск функциональных связей, составляющий сердцевину учения Дюркгейма, представлен во всех без исключения областях социологии. Формальная социология развивалась в трудах Т. Парсонса, в социологии организаций. Историческая социология М. Вебера нашла свое продолжение в работах таких авторов, как Р. Арон или Ш.{9, стр.68-69}

Бурное развитие социологической науки в ХХ в. породило много течений, которые основывались на различных концепциях, взглядах как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

В ХХ в. социология пошла вширь — она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была, бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

ХХ век — это и век развития социологии вглубь. Она охватывала все новые и новые области знания, открывала пограничные явления (город, здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания (инфраструктура, общение, конфликты и др.).

В ХХ в. происходила и институциализация социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и институтов. Профессия социолога становилась востребованной на рынке труда.

Наконец, шел процесс консолидации и корпоративного укрепления социологии. В ХХ в. были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации. После Второй мировой войны в 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу ХХI в. провела 15 всемирных конгрессов и способствовала превращению социологов в один из зачетных отрядов в области социального знания.

Так как в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет в ХХ в. и продолжают появляться в настоящее время.

В кратком историческом очерке сложно рассмотреть и даже обозреть все эти теории и концепции. Поэтому мы остановимся на тех из них, которые определяют лицо современной социологии.

Наиболее полно основы структурного функционализма изложены Т Парсонсом (1902—1979), опирающимся в своих поисках на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием структурализма (во Франции), который развивали М. Фуко (1926—1984), К. Леви-Стросс (р. 1908) и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которую признал и сам ее создатель — Парсонс. Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм. Парсонс в совместной с Э. Шилзом работе “К общей теории действия” осуществил заметный сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки улучшить структурный функционализм идеей эволюции свелись к усложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.

Р. Мертон (1910—2003), пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил ее «средним» уровнем — уровнем конкретной социального процесса.

Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска причинно-следственных связей. Поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма от биологического и технологического до экономического (например, У. Ростоу).

Теории социального конфликта создавались посредством критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч.Р. Миллс (1916—1962), лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому, что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моски, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.

Р. Дарендорф (р. 1929) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, и это происходит не только в открытой форме. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно рассмотрел возможность их «канализации» и регулирования.

Американский социолог Л. Козер (1913—2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.

Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм был основан Э.Л. Торндайком, разработавшим закон эффекта (1911): вознаграждаемое поведение имеет тенденцию повторяемости, а невознаграждаемое — к прекращению. В то же время И.П. Павлов (1846—1936) сформулировал теорию условных рефлексов (1911). Но социальное звучание бихевиоризм приобрел в с следованиях известного американского социолога и психолога.Э. Мейо, которые он проводил в конце 1920 — начале 1930-х гг.Творческий импульс этой теории состоит в том, что она на первое место выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществленной социальной среды, реализуемой в рамках структурно-функционального подхода. другой особенностью этого направления была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций, что позволяю теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности.

Бихевиоризм существует в основном в двух крупных теориях — теории социального обмена и символического интеракционизма.

Наиболее яркие последователи теории социального обмена Дж.Хоманс (р. 1910) и П. Блау (р. 1918) исходят из примата человека, а не системы. Они провозгласили также огромную значимость‚ психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать душевные состояния индивидов. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в следующем: так как люди постоянно желают иметь вознаграждение (одобрение, ‚уважение, статус, практическую помощь) за многие их действия, они могут их получить, только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим его участников.

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Дж.Г. Мид (1863—1931) как основатель теории символического интеракционизма, называя себя «социальным бихевиористом», сосредоточил внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Если в последовательном бихевиоризме человек находился под управлением окружающей среды, то в центре внимания Мида — активный, разумный, деятельный субъект. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Критика этой теории связана с тем, что для символического интеракционизма центральной идеей является субъективизм. В то же время он, отвергая психоанализ, пренебрегает исследованием биологических, генетических факторов, мало уделяет внимания проблемам бессознательного, в результате чего затрудняется познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).

Особенность феноменологической социологии заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции Э. Гуссерля (1859—1938), на основе которой возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А. Шюца(1899—1959).

В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится вначале вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, по мнению феноменологов, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания феноменологически ориентированных социологов.

В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира. В феноменологической трактовке значение выводится целиком из сознания субъекта.

Социальная реальность, возникающая в процессе коммуникации, состоит из объяснения и приписывания мотивов поведения участникам коммуникативного акта, т.е. то или иное представление, понимание социальной реальности зависит в первую очередь от того, насколько пересекаются смысловые поля участников взаимодействия.

Но от чего зависит«разночтение» одного и того же поступка, действия у разных людей? Почему они понимают действия одних и не понимают действия других? Почему люди вообще редко поним ют друг друга? Феноменология не дает ответа на этот вопрос, она лишь констатирует, что существуют некоторые параметры, лингвистические и нелингвистические, которые способствуют или препятствуют успешной коммуникации.

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы — социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином«этнонаука»— зачаточные знания в примитивных обществах).

Что касается социологии знания, то она представлена К. Маннгеймом (1893—1947), который в своей концепции обращал внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствовали взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни. Эти идеи были развиты П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды»

Г. Гарфинкель (р. 1917), будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. По его мнению, нужно концентрировать внимание на исследовании единичных актов социального взаимодействия, отождествляя его с речевой коммуникацией.

Таким образом, зарубежная социология ХХ в. представлена различными направлениями. Здесь названы только самые известные из них, которые в целом определяют ее лицо. Однако жизнь порождает и предполагает появление новых теорий и концепций, усложнение концептуального аппарата социологии в целом. Более того, по мнению французского социолога А. Турена (р. 1925), в социологии в 1990-е гг. в целом главный процесс состоял в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в 1960-е гг. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Вебер одержал победу над Дюркгеймом. Классический подход, в рамках которого социология понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции — Парсонса и Мертона — ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия «социальные институты», «социализация», «интеграция» не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие «кризис» и близкие к нему категории — «дезорганизация», «насилие», «хаос», а также «сознание» и «поведение людей».

Сейчас большее значение имеют те направления в социологии, которые связаны с критикой функционализма. Эта критика началась еще в рамках франкфуртской школы в Германии. В какой-то мере эту критику представлял и структурализм в философии и социологии, в том числе и марксистский структурализм 1960— 1970-х гг. Именно отсюда вышел М. Фуко, который стал одной из наиболее значительных фигур в социальной мысли и социологии. Основное содержание данного направления состоит в определении роли и значения политической власти. Главные категории его концепции связаны с выявлением содержания господствующей идеологии и причин радикализации поведения, а также с условиями формирования социальных движений и акций протеста. При этом важно не выявление системных детерминант в их последовательности, а понимание того момента, что все трансформации сконцентрированы в отношениях власти.

Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Дж.Коулмен (1926—1995). Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Это также характерно и для постмарксистского направления.

В определенной степени теории рационального выбора придерживается и М. Крозье (р. 1922), развивающий рационалистические традиции. Он разрабатывал теорию социального действия в рамках организации и подчеркивал значение не столько идей, сколько различных стратегий при изучении процесса принятия решений и выявлении их эффективности. В этом же ключе работают социологи (Ж. Сапир и др.), которые увязывают этот круг понятий с экономическим анализом.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в мировой социологии начала созревать новая ситуация, которая ознаменовалась тем, что были выдвинуты новые концепции, претендующие на более глубокое осмысление и характеристику происходящих изменений в мире. Прежде всего, приобрели вес глобалисты, претендующие на то, чтобы объяснить все происходящее в мире с позиций геоэкономических, геополитических, транскультурных. Эта их идея наиболее предметно и наглядно выражена в мир-системной концепции И. Валлерстайна (р. 1930). По его мнению, единицей анализа социальной реальности являются «исторические системы», связи между ними, их функционирование и изменение. Он оперирует понятиями «геокультура», «модерн», «всеобщая история человечества», «равновесие систем». Современные теории глобального общества в виде глобальной политической системы разрабатывает Дж.Модельски, а также Дж.Гольдстайн в исследовании войны и экономики как детерминантов длинных волн и циклов гегемонии.

Получила распространение и точка зрения, нашедшая отражение в работах французского социолога П. Бурдье (1930—2002), настаивавшего на важности изучения социального поля, социального пространства и логики их развития. По его мнению, социолог различает: а) свое видение пространства, б) социальное значение пространства. Бурдье полагал, что основа основ в социологии — связь габитуса с полями (габитус трактуется им как система долговременных индивидуальных и групповых установок, ориентаций, функционирующих как матрицы восприятия, постановки социальных целей, действий и поведения).

Видное место среди новых теоретических конструкций занимают концепции П. Штомпки (р. 1930) социальных изменениях и его трактовка такой специфической формы их проявления, как социальная травма.

Значительное распространение в конце ХХ в. получили теории нового институциализма.

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи человека как активного социального субъекта (актора), под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в микроэкономическом плане. В этой связи приведем некоторые определения социологии: «Социология — это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (Кр. Дуб); «Социология — это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст. Мур, Б. Хендри); «Социология — это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее дополнительно рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж. Мейсионис). Стоит обратить внимание на высказывание датской исследовательницы М. Бертильсон, когда она утверждает, что «нравится нам это или нет, эволюция человека отныне не просто естественный процесс, а осознанный проект человека», в реализации которого видное место отводится социологии.

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, лицо социологии конца ХХ — начала ХХI в. во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире.{11, стр.16-24}




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.