Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-философские предпосылки развития социологии как науки. Социологический проект О.Конта




Социология-это наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками.{8,стр. 11}

Социология возникает в конце 30-х начале 40-х годов ХIХ в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теории социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии — Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было продиктовано и различие в Истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-40-х годах ХIХ в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, как вы помните, Являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838— 1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом которого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее назвал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества».

Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в ХVII—ХVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа “Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале ХIХ века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма вначале ХIХ в. вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов).

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков ХIХ в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. {10, стр.19-21}

Возникновение социологии было обусловлено факторами не только исторического, но и научного порядка. Для того чтобы она возникла, был необходим радикальный переворот в научном видении мира. Такой переворот, происходивший на протяжении всего Нового времени, выражался в постепенном формировании представления о позитивной науке, то есть знании, полученном непосредственно эмпирическим или рационально-эмпирическим путем, которое противоположно спекулятивно-теоретическому типу знания, присущему философским системам и богословским построениям. Первоначально это касалось только естественных и математических наук, которые, стремительно развиваясь, способствовали формированию альтернативного религиозному мировоззрения. Такое мировоззрение характеризовалось стремлением исходить только из достоверной, полученной из опыта информации и все выводы доказывать математически или проверять на опыте.{9, стр.29}

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) О. Конт переформулировал выделенные Дж. Вико три стадии истории в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Эти стадии таковы:

1) теологическая, или фантазийная;

2) метафизическая, или абстрактная;

З) научная, или позитивная.

На первой стадии человеческий ум объясняет мир и общество «прямым и постоянным действием сверхъестественных сил». В этот период человек еще не умеет рационально мыслить и абстрагировать, он, скорее поэт и фантазер, нежели ученый. Единственным приемлемым способом объяснения для него остается объяснение с помощью сверхъестественных причин. (Теологическая стадия имеет три этапа: 1) фетишизм (его высшая форма—поклонение небесным светилам); 2) политеизм (наибольший расцвет воображения — античная Греция); З) монотеизм (признание единого духовного принципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни, но приглушает воображение).

На второй стадии, метафизической, место божеств в объяснении мира заменяют ”отвлеченные силы, различного рода абстракции”. По сути дела, это стадия философских объяснений и спекулятивных систем. По сравнению с первой стадией это уже значительный шаг вперед, но метафизические конструкции, похожие на абстрактные схематизации объяснительных представлений теологической стадии, имеют с точки зрения конкретного мышления один изъян: они направлены на разрешение вечных вопросов, на которые невозможно дать окончательный и строго научный ответ.

Третью — позитивную — стадию Конт характеризует так:

Человеческий ум, признан невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений, чтобы заниматься лишь открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними. Эта стадия — период торжества научного мышления, доказательности и эмпирической достоверности знания.

Ее начало — революция в мировоззрении человечества. Отныне оно в своей жизни будет руководствоваться наукой.

Науки (здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) — не самоцель: они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука должна в будущем обеспечить научное познание общества, а оно будет способствовать развитию самого общества и государства к “позитивному” состоянию.

Таким образом, понятие позитивность у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой к социальному устройству. Это не только средство, но и цель духовно- морального развития, достижения гармонии социальных отношений на основе естественных законов.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках и потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод. Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.