Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное неравенство и стратификация. Социальная мобильность




Обратной стороной стремления к идеальному общественному строю, основанному на равенстве людей, и одновременно стимулом построению утопических систем является реальное неравенство людей между собой как в физическом, так и в социальном смысле. П.А. Сорокин отмечает, что социальное неравенство существовало во все времена. В первобытном обществе наиболее привилегированными людьми были жрецы и вожди, позже волхвы и князь с дружиной и т.д. Другими словами, всегда существовала элита и, как часть ее, правящая элита. Само общество строилось из социальных слоев или классов: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян и т.п. Социальное неравенство присуще не только людям, но и животным. (этой точки зрения сомнительно полагать, что существовал первобытный коммунизм.

Индивиды, пользующиеся привилегированным положением, — это лица, признаваемые одаренными необычайными способностями и/или принадлежащие к элите. «Иными словами, мерой достоинства индивида была не совокупность его личных качеств и заслуг, а характер той группы, членом которой он был. Если эта группа занимала вершину общественной лестницы, если она была окружена ореолом, все ее плюсы, весь ее свет и все ее привилегии падали и на долю ее члена». Положение изменилось в настоящее время. «Различие это состоит в том, что теперь степень заслуг индивида определяется уже не его принадлежностью к той или иной группе, а его личными свойствами, его индивидуальными заслугами». Критерий оценки заслуг стал индивидуальным и равным для всех. Исчезла наследственность привилегий или религиозно-юридическая основа общественной дифференциации.

Радикально изменились, по Сорокину, и сами взгляды на ценность и заслуги. «Из религиозной основная ценность стала человеческой, светской». Жрец, вождь оценивались ранее с точки зрения божественной благодати, которая почиет на них. В современном обществе сам человек «свят и самоценен». Конечно, в реальной жизни такая десакрализация протекает отнюдь не просто. В советское время служители религиозного культа рассматривались государством как обычные граждане, в то время как вожди, по сути, «обожествлялись». В настоящее время в России престиж религиозных деятелей возрос, но может ли он достичь такого уровня, как в царские времена — это большой вопрос. Сорокин отмечает, что лозунг «каждому по его заслугам», освободившись от зависимости от божественной благодати у ее носителей, получил форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы и участия в ее управлении», а затем приобрел форму «каждому по его капиталу», которая тоже не навсегда.

Что должно встать на место капитала в данной формуле? По Сорокину, формула должна принять такой вид: «Каждому по степени его личного социально полезного труда». А «так как труд в настоящее время приходится главным образом на долю «низших масс» — крестьян и рабочих, то, раз он становится главным видом общественной заслуги, очевидно в силу общего закона, это должно повлечь распространение полноты прав и на эти «низы».

Сорокин солидарен с Токвилем, что в современном обществе имеет место тенденция уравнивания. Величие слов французской революции «свобода, равенство, братство» в том, что мир действительно идет в этом направлении. Тенденция выравнивания экономического и политического положения внутри стран, с одной стороны, действительно прокладывает себе дорогу, и вместе с ней тенденция все большей свободы (хотя насильственное выравнивание ведет к ограничению свободы). С другой стороны, растет неравенство между странами (особенно Севера и Юга). Братство остается пока уделом малых групп, но в связи разрушением семейных уз скорее сходит на нет, чем распростаняется на массы людей.

Сорокин ставит вопрос: как же должно мыслиться социальное равенство в своем идеальном завершении? «Означает ли оно только установление известной пропорциональности между заслугами индивида или группы и социальными ценностями (благами) за эти заслуги? Или же оно может мыслиться как равенство благ одной личности с благами всех остальных?». Сорокин полагает, что в будущем возможно равное распределение экономических благ. В коммунистической идеологии социальное равенство понимается в смысле уничтожения классов. По Сорокину, возможно равное распределение права на знание (интеллектуальное равенство), права на честь, уважение и признание, права на максимум моральности (моральное равенство) и др.{8, стр.203-205}

Социальная стратификация — это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, т. е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Социальное расслоение — процесс образования слоев среди населения и его результат. Исходная точка этого процесса—социально однородное общество, т. е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых в современной науке социологии,— дифференциация и стратификация.

Термин стратификация принят в науке, а слово расслоение больше употребляется в повседневном языке и только иногда в науке. Дело в том, что расслоение чаще всего используется для одного явления — расчленения общества на бедных и богатых. Многочисленный средний класс не охватывается этим понятием. Поэтому стратификация полнее отражает реальность. Оно фиксирует не только процесс поляризации населения на бедных и богатых, но и конечный результат расслоения, когда в обществе возникает средний класс.{7,стр.121}

Имеется множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Наиболее известными являются критерии, лежащие в основе кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Однако можно утверждать, что любое общество предполагает одновременно несколько разных стратификационных систем и множество их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом. Выделяют следующие типы стратификации:

1. Физико-генетическая стратификация. В ее основе лежит дифференциация социальных групп по таким «естественным» социально-демографическим признакам, как пол, возраст и наличие определенных физических качеств (силы, красоты, ловкости). Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками люди автоматически занимают более низкое место в системе. Неравенство в данном случае утверждается физическим насилием, а впоследствии закрепляется в обычаях и ритуалах.

2. Рабовладельческая стратификация также основана на прямом насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы при такой стратификации превращаются в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и закрепляется в поколениях. Примером рабовладельческих стратификаций может служить античное рабство, а также холопство на Руси.

Способы воспроизведения рабовладельческой системы характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерным было долговое, кабальное рабство.

3. Кастовая стратификация основывается на этнических различиях, которые закреплены религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста является замкнутой группой, которая занимает строго определенное место в общественной иерархии. Существует четкий перечень, определяющий занятия, которыми члены этой касты могут заниматься (жреческие, воинские, земледельческие), в результате чего обособленность данной группы увеличивается еще больше. Положение в кастовой системе также передается по наследству, а следовательно, явлений социальной мобильности в организованных по данному принципу системах практически не наблюдается.

Примером системы с господством кастовой стратификации является Индия, в которой юридически кастовое деление было отменено лишь в 1950 г.

4. Сословная стратификация. В этой стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями, представляющими собой закрепленные в законодательном порядке обязательства перед государством. На конкретном уровне это проявляется в том, что представители одних сословий обязаны нести ратную, другие — чиновничью службу и т. д. Таким образом, сословие — это в первую очередь юридическое, а не экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

Примером развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества, а также феодальная Россия.

5. Этакратическая стратификационная система (от греч. — государственная власть). В ней дифференциация между группами происходит по их положению в государственных иерархиях (политической, военной, хозяйственной), а все прочие различия (демографические, религиозные, этнические, экономические, культурные) играют второстепенную роль. Стратификация, таким образом, связана в этом случае прежде всего с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии.

Между сословной и этакратической системой наблюдается некоторое сходство, поскольку иерархии могут закрепляться юридически посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям. Однако они могут оставаться и вне сферы государственного законодательства. для этакратической системы характерны формальная свобода членов общества, которые фактически зависят лишь от государства, и отсутствие автоматического наследования властных позиций, что отличает ее от системы сословий.

Ярким примером данной стратификационной системы является система советской партийной номенклатуры, принципы дифференциации внутри которой, равно как и принципы дифференциации с другими слоями общества, не были закреплены в законах.

6. Социально-профессиональная стратификационная система. Социально-профессиональное деление является базовой стратификационной системой для обществ с развитым разделением труда. Особую роль в ней выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли, например, обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Другими словами, в такой системе слои выделяются в первую очередь по содержанию и условиям своего труда.

Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность подобных сертификатов обеспечивается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха).

Для данной стратификационной системы не характерно наследование принадлежности к слою, и проявляется это в том, что сертификаты чаще всего по наследству не передаются (хотя эта закономерность имеет и некоторые исключения).

В качестве примеров можно привести строй ремесленных цехов средневекового города, разрядную сетку в современной промышленности, систему аттестатов и дипломов о получении образования, систему научных степеней и званий и т.д.

7. Классовая стратификационная система. Хотя классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, мы будем рассматривать классовую дифференциацию как одну из разновидностей стратификации. С точки зрения социально-экономической трактовки классы — это социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан, различия между которыми заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а следовательно, и в уровне получаемых доходов.

Принадлежность к классам не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, что существенно отличает классовую стратификационную систему от всех остальных. При этом экономическое преуспевание автоматически переводит человека в более высокую группу (хотя фактически могут существовать и другие ограничения).

Необходимо отметить, что классовое членение общества часто носит вторичный, подчиненный другим способам дифференциации общества на слои характер, а следовательно, его роль в марксистской теории заметно переоценивается. По крайней мере, первостепенность такого способа деления была характерна лишь для буржуазных обществ Запада и никак не может быть признана универсальной.

8. Культурно-символическая стратификационная система. дифференциации возникает в такой системе на основании различий в доступе к социально значимой информации и способностей и возможностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). Естественно, более высокое положение в социальной иерархии занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто обладает «лучшим» символическим капиталом.

В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в Новое время — ученым и партийным идеологам (во многом в таком положении ученых реализовались утверждения позитивистов о том, что наука станет новой религией). С некоторым упрощением можно утверждать, что для доиндустриальных обществ в большей степени свойственно теократическое манипулирование, для индустриальных — партократическое, тогда как в постиндустриальных обществах на первый план выступает технократическое манипулирование.

9. Культурно-нормативная стратификационная система. В основе такой системы лежат различия в степени авторитетности и престижа, возникающие в результате сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа.

В основу социального деления могут быть положены такие параметры, как характер труда (физический и умственный труд), привычки, манеры общения, потребительские вкусы, этикет, язык (например, в виде профессиональной терминологии или жаргона). Как правило, такие различия позволяют членам групп различать своих и чужих.{2, стр.241-245}

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин социальная мобильность был введен в социологию в 1927 году П.А.Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу (смену вероисповедания) и т.д.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами. Так, например, вследствие технической революции в эпоху индустриализации резко возросло значение научно-технического знания и умения, и вследствие этого резко возрос статус научно-технической интеллигенции, исследователи отмечают рост социального престижа профессиональной группы инженеров в России в начале ХХ столетия.

Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. индивидуальная мобильность может быть также связана с политической и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной — неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе называется социальной клаузолой. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переходных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Работы Р. Мильса убедительно показали, что даже в «образцовых» демократических обществах США, Франции, Англии и т.д. Правящая элита неизменна и состоит из представителей одних и тех же семейств.

Социальные перемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобретение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их социальное положение. Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д.

Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удается пройти социокультурный селективный контроль и комфортно освоиться в новой страте. По всем объективным критериям, поднявшись на более высокую ступень, индивид в силу социокультурных обстоятельств остается за дверью, ведущей в новую страту. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни и т.д. Делает его здесь чужаком». Индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами.

Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потерян возможность находиться в верхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как. бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (от латинского merginelis — находящийся на краю, на границе).

Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из деревни в город. В результате миграции человек покидает привычную социальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки.

Маргинализация индивидов — неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот процесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, процесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле становятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальности не только индивидов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в современной России, где в результате захвата собственности, обогащения, овладения рычагами власти сформировалась социальная группа «новых русских», которая пока не выработала определенные стереотипы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов поведения различных культур: западной, российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.{10, стр.132-135}

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.