КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Институционализация науки –признание науки в качестве научной дисциплины посредством создания различных организационных структур: различного рода обществ
Институционализация науки – признание науки в качестве научной дисциплины посредством создания различных организационных структур: различного рода обществ, институтов; налаживание регулярных встреч (конгрессов, симпозиумов и пр.), организация специализированных издательств, научных журналов, сборников, учебных заведений, открытие кафедр, готовящих специалистов в области данной науки. Процесс институционализации начинается в тот момент, когда дисциплина достигает достаточно высокого уровня развития, вступает в период зрелости, и научное сообщество приходит к осознанию необходимости согласованных и организованных форм деятельности для дальнейшего функционирования науки. И.н. имеет своей целью концентрацию, систематизацию и интенсификацию научной деятельности, повышение уровня профессионализма, налаживание продуманной системы подготовки специалистов через учреждение различных форм систематического специального образования. История создания научных институтов есть неотъемлемая часть истории самой науки. Институционализация социологии на Западе – признание социологии в качестве научной дисциплины посредством принятия государственных стандартов и постановлений; создание социологических исследовательских институтов, служб, лабораторий; открытие при университетах, колледжах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов-социологов; издание периодических изданий по проблемам социологии, выпуск монографий, учебников; создание обществ, ассоциаций и других организаций социологов, а также введение специальных должностей и мест для социологов-практиков на производственных предприятиях, в административных органах, в армии и т.п. Институционализация социологии началась в середине Х1Х века с выпуска первых книг, в название которых входит термин «социология», и продолжалась до начала ХХ века, когда социология появилась в университетах как признанная академическая научная дисциплина. Полное институциональное признание социология получает прежде всего в США. В 1892 году в США возникает первый социологический факультет в Чикагском университете (под руководством А.Смолла), присваивающий докторские степени; кафедры социологии открываются в Нью-Йорке, Бостоне, в университетах штатов Мичиган и Вирджиния, в Хартфорде. В последнем в 1895 году был открыт Социологический колледж с трехлетним курсом обучения, по окончании которого выпускники получали диплом бакалавра социологии. И если в середине 1890-х годов лекционные курсы по социологии читались в 29 учебных заведениях, то к началу ХХ века это число возросло до 169. Американцы охотно приглашали в свои университеты ученых других стран, России, в том числе. Одним из первых был М.М.Ковалевский. В 1909 году формируется Американская социологическая ассоциация. В 60-е гг. ХХ в. когда резко возросли государственные дотации, период признания и полной институциализации социологии в США завершился. В Европе первоначально социология не пользовалась поддержкой ни со стороны государства, ни со стороны университетов. Отдельные попытки создания научных обществ, организации встреч специалистов, чтения лекций были отмечены уже в середине Х1Х века. В Англии, в Бирмингеме, в ноябре 1857 года состоялся 1-й Социологический конгресс. В 1860 году была создана Английская Национальная ассоциация поощрения общественных наук. В 1872 году во Франции, в Париже, два француза и двое русских Э.Литтре, Ш.Рубен, Г.Н.Вырубов и Е.В. де Роберти основали Социологическое общество. В 1867 году Вырубов и Литтре начинают издавать во Франции журнал «Позитивная философия», публиковавший материалы по философии и социологии, получаемые из разных стран, в том числе и из России. Независимым частным ученым разрешали читать лекции или создавали кафедру для известных ученых. В Европе первая кафедра создается во Франции в 1895 г. в Университете Бордо (ее возглавляет Э.Дюркгейм), который в 1898 г. начинает издавать и редактировать очень влиятельное периодическое издание «Социологический ежегодник». В Германии значительно позже, только в 1919 г., первую кафедру социологии в Мюнхенском университете возглавляет М.Вебер, который в 1909 г. вместе с Ф.Теннисом и Г.Зиммелем был основателем первого германского объединения социологов. После Второй мировой войны социология получает признание и обретает статус в главных университетах, Оксфордским и Кембриджским. В ряде стран социологи объединяются, создавая общества и организации: в 1872 г. начинает действовать Позитивистское общество во Франции, в 1903 г. – Лондонское социологическое общество, в 1909 г. – Немецкое социологическое общество, в 1923 – Японское социологическое общество. Организация и сотрудничество социологов в международном масштабе начались в 1893 г., когда французский ученый Рене Вормс основал элитарный, небольшой по числу сотрудников Международный социологический институт. Р.Вормс поднял также вопрос о подготовке социологов и предложил открыть социологический факультет в качестве самостоятельной единицы в структуре университета. Обсуждение проблем социологического образования дало мощный импульс развитию всех других сторон процесса институционализации социологии. Главным результатом этой дискуссии стало обретение социологией к концу Х1Х в. статуса обязательной учебной дисциплины. Она была включена в учебные планы университетов и специализированных вузов, что стало началом систематического преподавания социологии. В 1949 г. возникла массовая организация в мировом радиусе действия – Международная социологическая ассоциация, которая представляет социологов почти ста стран и включает более трех тыс. членов. С 1950 г. начинают свою деятельность Международные социологические конгрессы. Институциализация социологии в России – проходила в три этапа: 1) от середины Х1Х в. до 1917 г; 2) от 1917 г. до 20-50-х гг. ХХ в.; 3) от 50-х. гг. ХХ в. до настоящего времени В Россию социология проникла с Запада еще в 40-е гг. Х1Х в. Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения, усложнения социальной структуры российского общества. Началом ее институализации можно считать 1845 г., когда была опубликована статья Майкова «Общественные науки в России», в которой ставится задача создания новой «социальной философии» как науки о законах о социальной жизни народов. Однако социология в России с самого начала не получили поддержки со стороны правящих кругов. Этим объясняется тот факт, что в стране не было ни одного научного журнала или непериодического издания, специально посвященного социологической тематике, не было своих специальных научных учреждений, кафедр. Первоначальными формами организации научной жизни служили стихийно возникавшие общества, кружки, семинары в университетах и других учебных заведениях. Социологическое знание в России развивали энтузиасты, прогрессивно мыслящие ученые, пробуждающие интерес к социальным наукам. Интерес к социальным знаниям вызывался не прагматическими соображениями, а прежде всего духовной потребностью. В этом состояла главная отличительная черта русской социологии, отразившей в своей тематике, изучаемых проблемах культурные традиции народа и отношение интеллигенции к его нуждам. Несмотря на негативное отношение властей к самой науке, ее лучшим представителям, ряд ученых, преподавателей с середины 1850-х включают социологический материал в лекционные курсы по разным дисциплинам. К 1870-м годам социологический материал занимает все большее место в университетских курсах по истории, праву, политической экономии и статистике. Организаторами первых в России учреждений по подготовке социологов были крупнейшие ученые, принимавшие непосредственное участие как в педагогическом процессе, обобщении накопленного материала, так и разработке основ социологического образования: Н.И.Кареев, Е.В. де Роберти, М.М.Ковалевский. именно ими были сделаны первые шаги по налаживанию систематической подготовки социологических кадров. Они трудились не только в России, но и за рубежом, читали лекции в университетах Западной Европы, принимали активное участие в организации первых международных социологических институтов. Так, когда в 1888 году М.М.Ковалевского, с 1878 года профессора Московского университета, власти лишают возможности заниматься преподавательской деятельностью, ученый покидает Россию и уезжает в добровольное изгнание во Францию на 17 лет. Он читает лекции как в европейских (Стокгольмском, Оксфордском, Новом Брюссельском) университетах, так и Чикагском и Сан-Франциском университетах США. Возвратившись в Россию в 1905 году и получив место профессора в Петербургском университете, он в 1908 вместе с профессором Е.В. де Роберти организует в Петербурге при частном Психоневрологическом институте первую кафедру социологии Важным фактором в становлении социологии можно считать публикацию двухтомного труда «Социология» М.М.Ковалевского. В 1896-97 учебном году профессором Санкт-Петербургского университета Н.И.Кареевым был прочитан первый в России систематический курс социологии. Этот курс был опубликован в виде учебного пособия для студентов «Введение в изучение социологии. Лекции» (СПб., 1897). Несмотря на отсутствие этого предмета в учебных планах университетов и других учебных заведений России, такой курс удалось прочитать, а спрос на книгу Кареева оказался столь высоким, что за следующее десятилетие ее переиздавали дважды (1907, 1913). Личный опыт ученых убеждал их в том, что социология как предмет преподавания есть изначально университетская дисциплина. Этот взгляд стал определяющим при составлении учебных планов и программ. Реализовать свои идеи преподавания социологии и подготовки кадров в реальную практику виднейшие ученые впервые в 1901 году, когда в Париже была открыта русская Высшая школа социальных наук. Не имея других возможностей, ее организаторы были вынуждены пойти на создание такого учебного заведения за пределами России. Аудитория Школы составляла в основном русская молодежь, не имевшая возможность получать образование у себя на родине. Принимался любой подавший прошение, при этом не требовалось никаких документов об образовании. Обучение было бесплатным. Открытие Школы приветствовала российская пресса, педагоги. Оно стало крупным событием в жизни русского общества. Для поддержки Школы во Франции был создан специальный Комитет, в состав которых вошли влиятельные французские ученые: Э.Реклю, Г.Тард, тем самым Школа получила легальный статус и официальное признание со стороны Министерства народного просвещения Франции. В учебный план Школы кроме социологии включался широкий круг дисциплин: история, археология, этнография, статистика, экономика, мораль, политика и др. Для чтения лекций в Школу приглашались многочисленные известные российские ученые-изгои: П.Н.Милюков, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский, И.И.Мечников, Ю.С.Гамбаров, А.И.Чупров, П.Г.Виноградов, и такие политэмигранты как Г.В.Плеханов, В.М.Чернов, В.И.Ленин, иностранные ученые. Среди дисциплин, которые преподавались в Школе, значились такие как «Курс общей социологии» Е.В.де Роберти; «Социология в России» Н.И.Кареева; «История социальных классов» М.М.Ковалевского. Лекции в основном читались на русском языке. Каждый студент по окончании Школы мог получить специальное свидетельство при условии, что он напишет или опубликует диссертацию, одобренную Советом профессоров и затем защищенную на публичном диспуте. Содержание преподавания в Школе и методы работы со слушателями были новаторскими В 1916 при Петербургском университете учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского. И, наконец, в 1920 г. в Петербургском университете был открыт первый в России социологический факультет, первым деканом которого и ведущим лектором был П.А.Сорокин. Изгнанный из России в 1922 г., ученый занял видное место в западной социологии: стал президентом Американской социологической ассоциации, профессором Гарвардского университета (США). Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений: позитивизма и марксизма. В 1920-е годы С. Г. Струмилиным (1877-1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как “буржуазной науки” продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития. Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892-1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888-1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Однако несмотря на первые удачные шаги в дореволюционной России, система регулярного социологического образования так и не сформировалась. 2. После революции социология получает развитие как научная и учебная дисциплина. С 1917 г. начинается издание учебной литературы по социологии для школ и расширяется круг учебных заведений, где вводится изучение социологии. В 1922 г. ряд ведущих социологов были выдворены из России. Ко второй половине 20-х гг. общий уровень социологии в СССР снизился. Место социологии занял исторический материализм К.Маркса. В 60-е годы в результате “оттепели” в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии)После 30-летнего социологического затишья лишь в 1960-е гг. в Московском университете были предприняты попытки не только возродить, но и практически создать эту науку. Важную роль сыграли работы А.Г.Здравомыслова, Т.И.Заславской, Ю.А.Левады, Г.В.Осипова, В.А.Ядова. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская социологическая ассоциация. В 1969 был создан Институт конкретных социологических исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования“ В 1968 г. на философском факультете МГУ была создана кафедра методики конкретных социологических исследований, В 1977 г. была опубликована «Рабочая книга социолога», в 1989 г. в МГУ был открыт первый социологический факультет в СССР. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. Теоретическая социология полностью отрицалась. Запрет на развитие теоретической социология был отменен в 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе. В нашей стране в 1989 г. был первый выпуск профессиональных ста социологов. Сегодня в России 105 вузов осуществляют подготовку профессиональных социологов, на социологических факультетах трудятся более 4-х тыс. преподавателей, обучается более 20 тыс. студентов. В стране действуют 94 докторских и 36 кандидатских Ученых советов. За 2001-2002 гг. были защищены 111 докторских и 694 кандидатских диссертаций в области социологии. Ежегодно в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах проводятся научно-практические конференции, семинары, посвященные проблемам преподавания социологии в вузах. Издаются десятки учебников, монографий, учебных пособий по социологическим курсам, журналы «Социологические исследования», «Социология» и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |