Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Рассмотрим эти теории

Рассмотрим эти теории.

Теории эволюционизма исходят из схожести законов природы и общества. Общество для них – организм, который непрерывно растет и идет

а ) от простого к сложному,

б) от хаоса к упорядоченности,

в) от расплывчатости к организации

г) от менее совершенного к более совершенному

ПРЕДПОСЫЛКИ взглядов:

1. Фатализмисторический процесс – это неизбежный, неотвратимый, неуклонный процесс. Люди своими действиями не могут ни остановить, ни изменить его направления. В лучшем случае они могут понять и успешно приспособиться к нему

2. Финализм, т.е. общество идет к определенной цели, достижению своего идеала и всеобщего счастья

3. Униформизм, т.е. общество развивается по единым законам, которые являются всеобщими для всех обществ и имеют универсальный характер. Объектом развития является человеческое общество как глобальная система, а не отдельные избранные общества (племена или государства).

4. Однолинейность и европоцентризм, т.е. все отсталые общества должны пройти путь западной цивилизации.

Существует множество течений социологического эволюционизма, основоположниками которого являются Огюст Конт и Герберт Спенсер. Их версия социологического эволюционизма отличается и хронологически является более ранней от эволюционизма в биологии, основные положения которого сформулировал Чарльз Дарвин (1809–1882).

Эволюционисты вводят в социологию понятие социального ра з вития.

Рост социального организма представляется как процесс направленный и прогрессивный, приводящий через ряд этапов к все более совершенному состоянию общества. Сторонники эволюционизма были реформаторами и выступали за постепенный характер изменений в обществе.

В отличие от них, марксисты защищали революционный, скачкообразный, характер социальных изменений.

Марксизм – одна из классических концепций социальных и исторических изменений наряду с теорией эволюции и теории социальных циклов. Карл Маркс (1818-1883) разработал совершенно иной подход к пониманию общества, чем западные социологи. Он был сторонником революционного пути изменения общества, тогда как все другие социологи – реформистского.

История, в концепции Маркса, развивается как естественно-исторический процесс через смену общественно-экономических формаций. В рамках западной цивилизации Маркс выделяет пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая, в его представлении, наступит в будущем.

Каждая общественно-экономическая формация предстает одновременно и как тип общества, и как стадия всемирно-исторического процесса. В основе общества (общественно-экономической формации) согласно материалистическому пониманию истории Маркса лежит способ материального производства в единстве его двух сторон – производительных си л ( земля, машины, сырье, здания, капитал), которые служат для производства необходимых материальных благ, и производственных отношений, которые устанавливаются между людьми в процессе производства, создания необходимых благ.

В основе производственных отношений лежат отношения собственности между теми, кто владеет и не владеет средствами производства, то есть теми, кто предоставляет эти средства производства, и теми, кто работает и использует их в своей трудовой деятельности. Стараясь справиться с вызовами природе и лучше обеспечить свои потребности, люди развивают производительные силы (совершают открытия, внедряют изобретения). Однако новые производительные силы требуют изменения производственных отношений (например, машинное производство требует большого количества рабочих рук на заводах и фабриках, а этому противоречит феодальный принцип прикрепления крестьянина к земле; ликвидировав этот принцип, общество освобождает массы людей, которые можно использовать в качестве рабочей силы в промышленности.

Таким образом, развитие производительных сил неизбежно ведет к изменению способа производства, вместе с которым изменяются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества (политический режим, система институтов, законодательные предписания). Противоречия, которые накапливаются в обществе, разрешаются с помощью социальной революции. Субъектами, осуществляющими смену формаций, являются в представлении Маркса, социальные классы, конфликтующие друг с другом. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет и присваивает неоплаченный труд. Эксплуатацию нельзя реформировать – ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое, коммунистическое. Переход к коммунистической формации, «царству свободы», в концепции Маркса, должен осуществить рабочий класс посредством пролетарской революции. В свете современного исторического опыта (в том числе, и в нашей стране), эта часть теории Маркса – надежда на полное и окончательное освобождение человечества – оказалась наиболее уязвимой и бесконечно далекой от осуществления. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются «Манифест Коммунистической партии» (совместно с Ф.Энгельсом), «Капитал», «Классовая борьба во Франции с 1848по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии. Предисловие».

Теории эволюционизма и марксизма, защищающие линейную, европоцентристскую концепцию исторического развития не давали удовлетворительного объяснения специфике развития стран Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от развитой западноевропейской цивилизации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное изменение и социальное развитие | Теории антиэволюционизма или культурно-исторических типов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.