КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории антиэволюционизма или культурно-исторических типов
Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из распространенных и пользующихся широким влиянием в социологии, является концепция культурно-исторических типов развития общества. В этой концепции делается акцент на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях и выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Теория культурно-исторических типов сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории общественного раз вития, согласно которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой и неделимой цивилизации и представляет однонаправленный, закономерный процесс прогрессивного развития, перехода от низших ступеней к высшим. Моделью исторического развития в этой концепции выступало развитие Западной Европы, которая якобы после длительного периода становления и борьбы достигла, наконец, своего предназначения - мирового господства. Основоположником теории культурно-исторических типов является русский социолог Н. Я. Данилевский (1822-1885), автор известного труда «Россия и Европа». Ученый отказался от трех аксиом эволюционизма:: а). утверждение о том, что развитие охватывает человечество в целом; б). представление о том, что социальные изменения носят направленный и прогрессивный характер; в).представление, что западноевропейское общество может служить примером для подражания и показателем прогресса. Он утверждал, что предметом развития является не человечество, а «цивилизации» – относительно изолированные культурно-исторические типы, национальные организмы, отличающиеся друг от друга своим «характером» и своим ритмом изменений. Н. Я. Данилевский подразделял все народы на «исторические» и «неисторические». «Неисторические народы» – это этнографический материал, тупиковые ветви в развитии общества. Они не в состоянии решать свою судьбу, выработать формы своей государственности и т. д. Поэтому они не в состоянии выработать свои своеобразные культурно-исторические типы. Право выработки своеобразных культурно-исторических типов принадлежит «историческим» народам. Н.Я. Данилевский насчитывает 13 «типов», или «самобытных цивилизаций»: 1. египетский, 2. китайский, 3. ассиро-вавилонский (древнесемитский), 4. новосемитический (аравийский) 5. индийский, 6. иранский, 7. еврейский, 8. греческий, 9. римский, 10. перуанский 11. романо-германский (европейский), 12. американский 13. славянский
«Культурно-исторические типы», по Н. Я. Данилевскому, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Почти все культурно-исторические типы, считал Данилевский, одноосновны, т. е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: например, в европейском - религиозный, в греческом - культурный, в романо-германском - общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. Последний он идеализировал, утверждая, что он гармонично интегрирует все четыре основы, присущие другим цивилизациям: религиозная деятельность древнееврейской цивилизации, художественная деятельность греческой цивилизации, искусство управления и права древнего Рима, политический и военный опыт германо-романской цивилизации. Для слияния народов в культурно-исторический тип необходимы языковая близость и осознание ими общности своей судьбы. Н. Я. Данилевский считал, что славянские народы находятся на пути создания своего культурно-исторического типа. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России. Славянский тип, таким образом, в перспективе составит четырехосновной культурный тип. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал “славянский”, наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов. - Отрицая существование единых законов эволюции человечества, он, вместе с тем, полагал, что каждая цивилизация проходит закономерный жизненный цикл в виде 4-х периодов: - 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и особый тип его развития; - 2) государственный период, носящий переходный период, когда в силу внешнего влияния в основном (агрессии, например) народ строит свое государство как условие независимого самобытного; - 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества. Это время растраты накопленного запаса, когда культура быстро иссякает и приходит к естественному концу; - 4) период естественного конца культуры, имеющий две формы: А) апатия самодовольства – окостенение, одряхление культуры Б) апатия отчаяния – осознание ошибочности идеала, обнаружение неразрешимых противоречий, отклонение развития от прямого пути. Антиэволюционистские идеи Данилевского поддержал Освальд Шпенглер (1880-1936). Свои взгляды он изложил в работе «Закат Европы». Автор полагает, что каждая культурная единица проходит закономерные стадии развития: от роста и расцвета, определяемой как стадия «культуры», к упадку и разложению – к стадии «цивилизации». Теорию цикличности в ХХ в. развивал также Арнольд Тойнби, английский историк, социолог. Каждая цивилизация, на его взгляд, в своем развитии проходит 4 стадии: генезис, рост, надлом, распад и существует замкнуто, и локально. Генезис: цивилизация возникает из примитивных обществ, как «ответ» на «вызов», вызванный природой, чрезвычайными обстоятельствами. Так, иссушение Нил, Тигра, Евфрата послужили появлению. Египетской, Шумерской цивилизации. В ответ на вызов природы люди строили оросительные каналы, развивать земледелие. На месте пустынь появились благодатные земли. Рост цивилизации: освоение природного и социального мира, установление законов. Особая роль принадлежит творческому меньшинству, великим личностям. Другие народы «задержанные» (чукчи, эскимосы, аборигены) Надлом – нетворческая масса тормозит развитие общества Распад – обусловлен конфликтом между творческим меньшинством и нетворческим большинством Таким образом, антиэволюционисты защищают тезис, согласно которомучеловечество через определенные промежутки времени возвращается к исходному состоянию, похожему на то, что было раньше. Тем самым данный подход противостоит теориям эволюционизма, исходящих из идеи прогрессивного, необратимого, непрерывного развития.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |