КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. Определение объекта и предмета исследования
Вопрос. Программа социологического исследования: методологическая и методическая часть. В любом учебнике по общей социологии, не говоря об учебниках по специальной социологии (методика и техника исследования), представлены основные элементы и стадии подготовки программы социологического исследования. Это альфа и омега эмпирической социологии. Однако большинство социологических исследований осуществляется без программы, отвечающей требованиям научного метода. Чаще всего это двух-трехстраничные описания задач, целей, актуальности, выборки, общетеоретических методов. Роль программы исследования в развитии социологии велика, но ее не следует преувеличивать. Программа социологического исследования - это рабочий механизм социологического поиска. Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа социологического исследования состоит из 2-х частей: методологической и методической. Методология – учение о методе, то есть совокупность теоретических положений о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д. Методика и техника – конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т. д.
Методологическая часть Методологическая часть программы социологического исследования содержит следующие разделы:
1.1 Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы исследования. 1.2 Определение объекта и предмета исследования. 1.3 Логический анализ основных понятий. 1.4 Определение цели и постановка задач исследования. 1.5 Развёртывание рабочих гипотез. 1.6 Обоснование выборки исследования.
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю; вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т.д.; вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и вы ступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал); выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми - экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты - ученые или опытные практики.
Постановке проблемы предшествует реально возникшее противоречие в развитии социального явления. Проблема фиксирует проблемную ситуацию, т.е. противоречие между знанием, представлением исследователя об объекте и реальным положением вещей. Например, известна проблема девиации (отклоняющего поведения) в молодежной среде. Однако наши представления о причинах девиации носят ограниченный характер. Как правило, выделяют безработицу в качестве главной причины девиации молодежи в условиях перехода к рынку. Но для того, чтобы составить наиболее адекватное представление о данном явлении, необходимо исследовать его различные аспекты и другие не менее важные причины. 1.2. Определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объект должен характеризоваться: 1. Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как: а) отраслевая принадлежность; б) профессиональная принадлежность; в) возрастная принадлежность; г) национальная принадлежность. 2. Пространственной ограниченностью. 3. Функциональной направленностью: а) политическая направленность; б) этническая направленность; в) производственная направленность
Предмет исследования включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Так, если объектом исследования определена одна из социально-демографических групп – молодёжь, предметом исследования может выступать социальный статус молодёжи, ее ценностные ориентации, проблемы, с которыми она сталкивается.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |