КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу 8 страница
Веблен отметил, что для самих участников социальной практики под названием «престижное потребление» она не прихоть довольно жесткая социальная норма, нередко очень обременительная. «Те лица, чье время и энергия заняты в различного рода престижных акциях (вроде визитов, спортивных мероприятий посещений клубов, участия в благотворительных организациях) признаются, что все эти церемонии, как и внимание, которое уделяется одежде и другим видам демонстративного потребления очень утомительны, но неизбежны». Причем демонстративное потребление в определенной степени свойственно всем слоям населения. «Любое демонстративное потребление, ставшее обычаем, не остается без внимания ни в каких слоях общества, даже самых бедных. От последних предметов этой статьи потребления отказываются разве что под давлением жестокой нужды. Люди будут выносить крайнюю нищету и неудобства, прежде чем расстанутся с последней претензией на денежную благопристойность». Автор определил такую модель потребления как «готовность оставаться голодным, но прилично одетым». При этом данный стереотип более характерен для городской культуры, чем для сельской, поскольку в городе гораздо выше плотность социальных контактов. «Индивид оказывается на обозрении многих людей, ничего не знающих о его повседневной жизни и не имеющих никаких других возможностей судить о его почтенности, кроме тех материальных ценностей, которые он, находясь на виду, в состоянии продемонстрировать». Позднее Ж. Бодрий-яр определит это свойство вещей наглядно демонстрировать претензии их обладателя на определенные социальные достоинства как «код стэндинга». «Демонстративность» потребления порождает искушение приобретать товары, входящие в модель потребления более престижного социального слоя, чем тот, к которому объективно принадлежит человек. Тем самым он пытается заявить себя членом этой престижной группы, подключиться к ней, получая частичную психологическую компенсацию за недостаточное «социальное уважение». Фактически человек в этом случае реализует модель компенсаторного поведения, в рамках которого, по выражению Ж. Бодрийяра, отношения с вещами принимают на себя психологическую нагрузку отношений с людьми. Но могут быть и иные модели демонстративного потребления, например, эпатажное потребление, скандализирующее общество или какую-то группу (хотя бы собственных родителей). Но и в и в другом случае, через потребление человек создает устраивающую его конструкцию своей социальной 1Ьности. В этой ситуации задача рекламы — убедить аудиторию что данное благо наилучшим образом соответствует социальному стандарту, принятому в «престижной» социальной группе, или не соответствует целям наглядной демонстрации разделяемых человеком ценностей. Сформулированные Т. Вебленом положения о роли потребления в социальной дифференциации не потеряли значения и в другую историческую эпоху. Даже более того, проблема дифференциации через потребление стала в «обществе потребления» еще более актуальной. Но изменились направления такой дифференциации. Веблен говорил, фактически, о статусном потреблении, т.е. о подтверждении через потребление своего социального статуса. При сохранении значения такой социальной практики, все более важной становится заявка через потребление своего имиджа, т.е. создание о себе представления, не связанного прямо с местом в традиционной системе вертикальной социальной классификации. Современные немецкие исследователи Б. Хельнер и Р. Дитрих говорят о феномене индивидуализации потребления как о совмещении двух дифференциаций — вертикальное неравенство дает ориентацию потребления на тот или иной уровень престижа, горизонтальная дифференциация задает ориентацию потребления на формирование того или иного имиджа. Совмещение престижа и имиджа и формирует индивидуальный стиль человека или стиль жизни группы. Тот факт, что покупатели, приобретая товар, покупают не только вещь или услугу, но также статус и/или имидж — общераспространенная точка зрения в литературе по маркетингу. В основе современной социологии потребления лежит постмодернистский взгляд на качественные изменения реальности и снятие границ между отдельными жизненными проявлениями, прежде всего, между сферой занятости, проведением свободного времени и культурой. Следствие данного процесса — фундаментальные изменения в природе социальных идентификаций. Сегодня, в первую очередь в Британии, активно разрабатывается социологическая теория «расхождений в потреблении» («расхождения социальных секторов по потреблению»). Ее основная идея — традиционные классовые расхождения между слоями населения в современных условиях самым существенным образом модернизируются. Привычные «горизонтальные» страты пересекают «вертикальные» социальные дифференциации, основанные на различиях в принятых моделях потребительской активности Эти «вертикальные» потребительские сектора в продвинутых индустриальных обществах объединяют представителей разных социальных классов в традиционном понимании понятия «класс», g свою очередь, социальные классы разделяются «секторами потребления» на отдельные социальные группы, не сходные по своему социальному поведению, причем не только потребительскому, но, например, электоральному. Теория «расхождений по потреблению» выходит за рамки традиционных стратификационных моделей, в которых содержание потребления, его стиль (т.е. «особая манера» потребления) вообще не считалось за дифференцирующий фактор. Одним из критериев стратификации считался лишь доход или уровень благосостояния. Различия в потреблении рассматривались только как внутриклассовые, не служили основанием для переопределения социальных позиций. Теперь же такие различия рассматриваются как «взрывающие класс изнутри». Социальная динамика, таким образом, описывается через концепт «способ потребления», чего ранее не было. Так, английский социолог Р. Кромптон отмечает, что социологи наконец признали тот факт, что впечатляющий рост уровня жизни населения в индустриально развитых странах после Второй мировой войны относительно понизил значимость для населения проблемы приобретения товаров для «базисного материального потребления». Стали расти стандарты жизни, более взыскательным стали требования к качеству, содержанию потребления. По мнению Кромптона, именно процессы, происходящие в сфере потребления, более отражают социальную динамику, чем те, что имеют место в сфере производства. Соответственно, стили жизни, в которых важной составляющей является потребление, стали играть более важную роль в дифференциации социальных установок и поведения, чем положение человека в производственной системе. Российские исследователи также подчеркивают, что повышенное внимание к потреблению как таковому в последние десятилетия стало естественным результатом бурного развития массового производства, торговли и институциональных форм общественной жизни. Рационализация производственно-коммерческой деятельности стимулировала появление «ауры» обезличенных, анонимных форм отношений организаций с работниками и клиентами, производителей, поставщиков и потребителей. Это повлияло на понижение самоидентификации с теми, кто производит и распределяет товары и услуги, и параллельно усилило значение мира вторичных (по сравнению с производственными) отношений. Результатом стало общее повышение само-ддентификации людей как «потребителей». Основной автор концепции «расхождений по потреблению» — британский социолог П. Соундерс — разрабатывал эту теорию с конца 70-х годов XX века в рамках социологии города. В его концепции «сектора потребления» выступают альтернативой социальному классу, при выделении которого важны критерии профессии и власти. Предшественником Соундерса можно считать британского социолога П. Данлеави, который первым обратил внимание на «секторальные расхождения» в потреблении и сформулировал это понятие в общих чертах. В русле постмодернистского взгляда на социологию потребления находятся и работы М. Дуглас. В ее концепции потребление товаров рассматривается как «символический посредник», играющий главную роль в утверждении личностной и групповой идентичности. К. Кэмпбэлл, занимающийся социологией потребления, также особое значение придает «социально-информационной» функции потребления, определяя ее как «деятельность, которая передает информацию об идентичности потребителя всем тем, кто является ее свидетелем», или как деятельность, которая отражает «реальную озабоченность индивида передачей специфических значений или сообщений о своей идентичности (или «жизненном стиле») другим, тем, кто в настоящее время доминирует в определенной сфере». Фактически, данное определение можно трактовать таким образом, что через потребление индивид утверждает свою субъективную валидность в части потребительского поведения. Он пытается у тех, кто «в настоящее время доминирует в определенной сфере», найти подтверждение, одобрение своего потребления, своих индивидуальных вкусов. Фактически, речь идет опять о конформном поведении, только в модернизированном, «индивидуалистическом» варианте, когда референтная группа сужается до очень небольшой группы, в предельном случае — до одного человека. Но такое конформное и одновременно индивидуалистическое поведение предполагает в качестве обязательного условия наличие насыщенного товарами рынка, обеспечивающего выбор благ в соответствии с индивидуальными вкусами, стилем. С другой стороны, выход на такой рынок предполагает и высокий уровень дохода, позволяющего реализовывать свою индивидуальную модель, свой стиль потребления. В российской социологии аналогичные взгляды также получают распространение. Так, И.Н. Иванова полагает, что современная ситуация увеличивает подвижность индивидуальных ценностных систем: индивид получает возможность изменять свой социальный статус, пересматривать усвоенные представления, совершенствовать ценностные приоритеты. В результате происходит ослабление связи между социальной структурой и стилем жизни, а жизненные ориентации становятся более открытыми и подвижными. Возникает ситуация постоянной рефлексии субъективного «Я», которое отторгает все объективированное. «Предметы потребления неформальны и находятся практически во всех сферах общественной жизни, что позволяет говорить об идентификации через потребление. Стиль потребления выстраивает социальную дифференциацию и стратификационную модель общества на основе стилевого многообразия». Иначе говоря, не страт определяет стиль, а стиль — страт. Стиль как особая манера, вариант осуществления какой-либо социальной практики в любом случае предполагает два условия своей реализации: 1) знание актора о том, что варианты данной практики вообще возможны (иначе форма практики принимается тождественной ее содержанию); 2) наличие ресурсов для реализации. Реклама, другие коммуникационные каналы могут предоставить человеку информацию о существующих возможностях индивидуализации потребления. Но снабдить себя соответствующими атрибутами можно, как правило, лишь имея средства для приобретения атрибутов. Б. Хельнер и Р. Дитрих отмечают, в этой связи, что в целом на Западе дифференциация стилей жизни и соответствующих им образов как выражение типичных для больших групп схем идентичности является, с одной стороны, следствием стабильных для групп «ценностных векторов практик». Но, с другой стороны, «западная дифференциация стилей жизни, прежде всего, в широких средних слоях, представляет собой квази «естественное», эволюционное следствие общества благосостояния». Итак, стиль жизни — «сплав» ценностного вектора и благосостояния. Если исчезает одна из этих составляющих, стиль становится «схемой имитации», типичной для какой-то группы. На индивидуализацию потребления в современных условиях обращает внимание и такой известный социолог, как 3. Бауман. Приведем его мнение: «Именно потребительская установка превращает мою жизнь в мое индивидуальное дело, именно потребительская активность делает из меня индивида (почти всегда люди производят или создают нечто совместно с другими людьми, и только то, что они потребляют, они потребляют в одиночку, в свое удовольствие). В конце концов, кажется, что я состою из множества вещей, которые я покупаю и которыми владею... Кажется, что с помощью тщательно подобранных покупок я могу сделать из себя все, что пожелаю». Но и сто лет назад известный американский психолог и философ Уильям Джемс, вводя понятие «социальная личность», написал, что «личность в широком смысле — это «Я», плюс капитал и недвижимость, экипаж, библиотека, связи, семья и т.д.». Вторя Джемсу, современный английский исследователь пишет: «Ты — это то, что ты ешь, носишь и водишь... Короче говоря, ты — это то, что ты потребляешь». Знаменательно, что наш современник не указал «семью, связи...». Конечно, он рассматривал взаимосвязь личности и потребления, а не собственно структуру личности, но возможно, что тем самым подчеркивается и имеющее сегодня место снижение значимости традиционных социальных идентификаторов, упрощение социального символизма до внешних атрибутов потребления, о чем писал Ж. Бродрийяр, формулируя свое понятие «код стэндинга». В рамках этой концепции, для «заявки себя» в любом качестве достаточно «тщательно подобранных покупок». Стиль жизни на теоретическом уровне первым рассмотрел все тот же Т. Веблен при анализе демонстративного потребления. Он показал, как понятие престижа менялось со временем и как в зоне престижного потребления оказывались те или иные модели потребления — демонстрация физической силы, демонстративная праздность и т.д., — наглядно заявляющие о высоком социальном положении лица, практикующего такой стиль. Понятие жизненного стиля стало одним из важнейших в работе одного из классиков социологии Г. Зиммеля «Философия денег» (гл. 6. «Деньги и стиль жизни»). Зиммель выдвигает центральные поведенческие моменты стиля жизни в смысле переживаемого и проживаемого социального дистанцирования и идентичности. С другой стороны, он показывает общесоциальные моменты, которые способствуют дифференциации стилей жизни: «Да просто факт существования стиля жизни является сам по себе одним из самых значимых случаев дистанцирования. Стиль в выражении наших внутренних процессов свидетельствует, что они больше не выплескиваются непосредственно, а в момент своего проявления оказываются облаченными. Стиль как общее придание формы индивидуальному является для последнего неким покровом, который создает барьер и дистанцию от другого, который это выражение воспринимает». Через стилевую практику внутренний мир человека заявляет себя социально. Из современных авторов большое внимание стилю жизни уделил П. Бурдье, определивший его как «целостное множество отличительных предпочтений, выражающих, следуя специфической логике каждого из символических подпространств (мебель, одежда, речь или телесность), одну и туже выразительную интенцию». Но каковы основания выбора индивидом определенного стиля потребления и, более широко, стиля жизни для подтверждения «субъективной валидности». П. Бурдье прямо соотносит стиль жизни (частью которого и является модель потребления) с габитусом как системой схем, порождающей конкретные практики. Но конкретная реализация этих схем вариативна, эти вариации и есть стиль. «Стили жизни являются систематической производной от габитусов: взятые в их взаимосвязи согласно схемам габитуса, они становятся системами социально маркированных знаков... Диалектика условий и габитусов лежит в основе алхимии, трансформирующей распределение капитала... в систему распознаваемых различий, отличительных свойств, иначе говоря, в распределение символического капитала». Бурдье называет стиль продуктом «транспонирования» схем габитуса в связи с конкретными условиями их воплощения на практике и напрямую связывает его с социологической категорией «диспозиция». Для пояснения своей мысли он проводит аналог между диспозицией и почерком, т.е. индивидуальной манерой писать буквы. Почерк всегда производит одинаковое письмо, несмотря на разницу размера или цвета листка бумаги, особенностей инструмента для письма. Бурдье делит все «пространство стилей жизни», равнозначное для него социальному пространству, на три «зоны», различаемые по потреблению. Во-первых, «благородные виды потребления», считающиеся таковыми в силу своей редкости. Это потребление групп, обладающих наибольшим капиталом. Во-вторых, «вульгарные виды потребления» вульгарны в силу их доступности и распространенности. Они характерны для наиболее обделенных групп. В-третьих, — претенциозные потребительские практики, которые порождаются несоответствием между амбициями и реальными возможностями. Итак, вопрос о том, почему индивид выбирает определенную модель, стиль потребления для подтверждения своей «субъективной валидности», преобразуется в вопрос выявления тех оснований, которые формируют диспозицию личности относительно выбора модели потребления. Диспозиция — предрасположенность личности к определенному поведению. Наиболее авторитетная диспозиционная концепция саморегуляции социального поведения была разработана В.А. Ядовым, который, в свою очередь, опирался на работы психолога Д.Н. Узнадзе по установкам личности. Согласно Узнадзе, установка (готовность действовать определенным образом относительно некоторого фактора окружения) формируется при наличии, с одной стороны, определенной потребности, с другой — определенной ситуации удовлетворения этой потребности. Как удачно сформулировал А.И. Артемьев, диспозиция личности — продукт столкновения потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены. По Ядову, диспозиции («предрасположенности») личности представляют собой иерархическую систему, на низшем уровне которой располагаются установки (в понимании Узнадзе) — неосознанные, связанные с удовлетворением витальных потребностей в повторяющихся ситуациях. Диспозиции более высокого уровня — аттитьюды, формирующиеся вследствие соотнесения социальных потребностей, обусловленных вхождением индивида в социальные группы, и соответствующих социальных ситуаций. Высший диспозиционный уровень образует идеологическая по своей сущности система ценностных ориентации личности на цели жизнедеятельности и средства достижения целей. В других диспозиционных концепциях такая иерархия не выделяется, а аттитыод определяется прямо как ценностная диспозиция по отношению к тому или иному объекту, когда объект оценивается по шкале «плохо—хорошо», «вредно— полезно» и т.д. Мы принимаем за основу понимание диспозиции как ценностного благоприбретенного отношения к какому-то объекту, ментальную репрезентацию объекта, включающую его обобщенную ценностную оценку. Иными словами, в основе «потребительской диспозиции» лежат ценности. По Ядову, ценностные ориентации личности, с одной стороны, усваиваются из макросоциальной среды. С другой стороны, потребность человека быть включенным в определенную социальную среду также предопределяет выбор им ценностных ориентации. Отсюда один из основных приемов рекламы в поле ее социального дискурса — заявить данный товар как товар, маркирующий принадлежность к привлекательной для данной аудитории социальной группе. Такая заявка поддерживается, прежде всего, через формирование определенной информационной модели символический ряд которой должен легко декодироваться целевой аудиторией как отсылка к такой группе, а рекламируемое благо — как маркер группы. Традиционные стратификационные модели объясняли «потребительскую диспозицию», т.е. ценностные ориентации, лежащие в основе выбора модели потребления, на основе логической цепочки — «определенная социальная позиция — социальные установки — определенные действия». Так, в конце 40-х годов XX века появились работы Дж. Дьюсенберри, который рассматривал потребительске поведение не как функцию абсолютного дохода (что утверждалось популярной в те годы экономической теорией Дж. Кейнса), а как результат «копирования соседей». В 50-е годы XX века символом общества потребления стал в США лозунг — «жить не хуже, чем Джонсы», т.е. соседи. С точки зрения автора, доход играет лишь относительную роль в детерминации потребительского выбора. В большей степени этот выбор находится в зависимости от потребительских предпочтений «соседей» — социального окружения, на которое индивид ориентирован. Фактически, это формирование диспозиции на основе ситуации референтной группы. За такую группу принимается, согласно Дьюсенберри, членская группа — группа непосредственного социального взаимодействия. Для четко стратифицированного индустриального общества это, видимо, так. Соответственно, реклама, стимулируя продажу того или иного блага, должна была соотносить его, как правило, с реальной жизнью целевой аудитории, используя в качестве образов рекламы персонажей из «групп социального взаимодействия». Действительно, американская реклама 30-50-х годов XX века представляет пусть идеализированных, но все же «Джонсов», т.е. типичных представителей целевых рекламных аудиторий. Сегодня такой подход в рекламе также сохранился. Так, например, он наглядно заявлен в рекламе товаров фирмы «Проктер энд Гэмбл». Но в постмодернистских условиях высокой социальной мобильности, открытого общества, широкой осведомленности о стилях жизни других групп через СМИ, растущего уровня жизни, т.е. всего того, что было определено как «эрозия границ», за референтную группу принимается все чаще не членская группа, не свой социальный страт, а группа, являющаяся результатом социального конструирования. Собственно, эти «социальные конструкции потребления», а главное — возможность их реализации для многочисленных представителей среднего класса развитых стран, и «взорвали» традиционные горизонтальные схемы стратификации «вертикальными линиями» стилей жизни, «отклонений от класса», расхождений в потреблении представителей одних и тех же статусных групп, идентифицируемых по традиционным критериям «жизненных шансов». Соответственно, и реклама предлагает в таком случае не идеально-реальную «тетю Асю», а знако-символическую конструкцию иного типа — «нереальную реальность» (по типу рекламы пива «Тинькофф»). Но и то, и другое вполне можно определить как «виртуальную реальность», в которой человек оперирует не с располагаемым, а с изображаемым. Рекламное сообщение — это система сформированных рекламистом представлений о товаре, оно как бы говорит аудитории: эти возможности товара, которые заявлены в рекламе (отстирать пятно, сделать сексуально привлекательным), должны стать реальностью, если товар будет потреблен. Но ведь «виртуальный» и означает возможный, то, что должно проявиться при определенных условиях. Фундаментальные изменения в системе социальных идентификаций сегодня отмечают многие социологи. И в других областях гуманитарного знания исследователи отмечают аналогичные процессы. Так, К.Э. Разлогов, рассматривая современную культурную ситуацию, считает наиболее характерной ее чертой то, что культура и субкультура меняются местами: то, что ранее считалось доминирующей формой культуры (национальные культуры) становятся буквально «на глазах» субкультурами по отношению к глобальной массовой культуре. Но не менее важно, что активно формируются транслокальные культурные сообщества — сообщества «по интересам». Они становятся сообществом, так как могут установить контакт друг с другом, прежде всего, через Интернет-коммуникации. Но, несмотря на очевидность отмеченных процессов, среди социологов нет единства по поводу ограничений такого социального конструирования стиля. Ведь социальное конструирование, по сути своей, также является попыткой создания некоей «виртуальной реальности». Согласно теореме Томаса, такая конструкция может привести к реальным изменениям ситуации человека. Но, например, И. Гофман такой точки зрения не разделял, считая «теорему Томаса» верной только на первый взгляд. Неверно распознав ситуацию, определив ее как «реальную», субъект не может, тем не Менее, отстранить те последствия, которые обусловлены истинно реальной ситуацией. Касаясь индивидуального стиля И. Гофман полагал, что стилизация не изменяет характера самой деятельности, ее последствия, есть только, по выражению Гофмана, «переключение на иной регистр». В рамках его концепции «социальной драматургии» стиль — лишь вариант адаптации социальной роли к индивидуальности человека. Таким образом, по Гофману, стилеобразующие факторы не могут вмешаться существенно в саму систему социальных ролей, базовых социальных идентификаций. Можно вспомнить уже упоминавшееся выше эссе Дж. Сибрука о значении «вкуса к элитарному» для социальной дифференциации в американском обществе. Но социологически Гофман более прав, во всяком случае, для ситуации середины двадцатого века. «Не понимающий» Шенберга и Кейджа нувориш пребывал тогда в той же самой базовой социальной роли, что и «понимающий» их представитель «старых» денег. Постмодернистская интерпретация социальной реальности внесла коррективы в представления о значимости «базовых» элементов в социальной иерархии и идентификации. Так, ограничения на «социальное конструирование» стилей жизни и соответствующих им стандартов потребления П. Бурдье видит не только в капитале (культурном, экономическом, символическом, социальном), но и во «вкусе», направляющие «капитал» на присвоение тех или иных практик и продуктов. Английский социолог П. Соун-дерс — в исторически сложившейся на сегодняшний момент в развитых странах системе способов потребления. Датский же экономист и социолог Р. Йенсен почти не видит этих границ, разрабатывая концепцию «общества мечты». П. Бурдье определял вкус как способность различать и оценивать производимые габитусом практики и продукты как «систему классифицирующих схем». Соединение же самих практик и продуктов, с одной стороны, и вкуса, с другой, формирует у агента «представление о социальном мире или пространство стилей жизни». Если агент, воспринимающий какие-то практики и результаты, улавливает, интерпретирует различия в них как системы дифференциальных расхождений условий существования, позиций в пространстве, значит, агент выделяет в пространстве разные стили жизни, что равнозначно разным классам. Следовательно, пока эти различия улавливаемы агентом, возможно выделение новых дифференциаций «в пространстве стилей жизни». Но чтобы практиковать стиль, мало различать, нужно еще и присваивать определенные объекты или практики. Таким образом, социальная дифференциация — некий универсум из вкуса и капитала. Капитал (так, как его понимает П. Бурдье) является, в конечном счете, границей возможностей агента по реализации конкретной практики в соответствии со вкусом, границей порождения новых социальных дифференциаций. Задача рекламы тогда — предоставить человеку возможность выбора того стиля жизни (подходящих этому стилю благ), который соответствует одновременно и капиталу, и вкусу. П. Соундерс выводит стилевые особенности потребительского поведения из изменяющихся способов потребления. Автор выделяет три исторические фазы в развитии этих способов в капиталистическом обществе: рыночный способ потребления, социализированный и приватизированный. Исторически первыми были рыночные формы потребления, когда потребности за пределами натурального хозяйства удовлетворялись почти исключительно через рыночных обмен. В наиболее чистом виде это было характерно для XIX века. Под влиянием нараставших социальных противоречий, связанных с низким уровнем потребления, в связи с рабочим движением, государство взяло на себя роль социального реформатора. Оно стало обеспечивать через систему перераспределения достаточно высокие стандарты по ключевым позициям потребления (здоровье, жилье, образование). Доля такого социализированного потребления к середине XX века стала значительной. Однако стандарты потребления продолжали расти, а государственные доходы не росли столь же стремительно. Возник дефицит возможностей поддерживать социализированное потребление в объеме, соответствующем социальным ожиданиям. Правительство М. Тэтчер, Р. Рэйгана начало снижать если не объем, то долю и темпы роста социализированного потребления. Началась, по выражению Сондерса, «деколлективизация» потребления. Потребление во все большей мере стало становиться опять частным (приватным) делом человека. Исследования по социологии потребления в современной Великобритании показывают, что в последней трети XX века в развитых странах происходит существенное социальное разделение в потреблении между теми, кто удовлетворяет основные потребности преимущественно через частную сферу (рынок жилья, образования, медицинских услуг и т.п.), и теми, кто использует для этих целей «коллективное потребление». Соответственно, если ранее основное социальное разделение шло между теми, кто владеет и контролирует средства производства, и теми, кто их не имеет и не контролирует, то сегодня вырастает другое важное социальное разделение: между теми, кто удовлетворяет свои основные потребности через личную собственность, и теми, кто использует для своего обеспечения государственные ресурсы. Безусловно, различия в потреблении связаны с различиями в доходах, в объеме социализированного потребления, осуществляемого через вмешательство государства в распределение. Но авторы концепции видят и значительную роль массмедиа в конструировании «престижного» и «непрестижного» потребительского поведения. Так, зоной престижного потребления в рамках маркетинга заявляется именно индивидуальное приватизированное потребление в противоположность «государственному обеспечению», «коллективному потреблению». Оно связывается с такими чертами, как инициативность, успех. В результате объективного сходства интересов и социального конструирования «престижного потребления» в рамках рекламы и контента СМИ те, кто устойчиво следует модели приватизированного потребления, чувствуют свою особую классовую позицию, отражающуюся в их взглядах на существенные проблемы развития британского общества (налоги, бюджет и пр.). Так, коллеги Соундерса провели исследование «домовладельцев» как особого «вертикального класса» (несмотря на размер и качество «домовладения»). Удалось выявить, что, несмотря на то, принадлежали ли домовладельцы по традиционной классификации к служебному классу, промежуточному или рабочему, их отличало намерение голосовать за консерваторов, в то время как у представителей тех же классов, домовладельцами не являющихся, отчетливее проявлялось желание голосовать за лейбористов. Люди, ориентированные на приватизированное потребление, рассматривали такое потребительское поведение как ценность, они старались актуализировать эту ценность при принятии решений (в данном случае — по поводу политического выбора).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |