Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Социология личности

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», их взаимосвязь.

2. Основные факторы развития личности.

3. Личность в системе социальных связей: социальные функции и статус.

4. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.

1.

Человек, отдельно взятая личность, является элементом любой социальной системы. Именно отдельный человек представляет собой тот начальный кирпичик, из которого строится здание общественного устройства, поэтому социология начинает изучение общества с личности.

«Личность», «человек», «индивид» - часто эти термины употребляются как равнозначные, хотя их содержание различно. Так, понятие «человек» характеризует всеобщие, присущие всем людям качества и способности, подчеркивая принадлежность каждого из тех, кого называют человеком, к той особой исторически развивающейся общности, которую называют человечеством. Однако оно существует через жизнь и деятельность отдельных, конкретных людей - индивидов.

Индивид - единичный человек как биосоциальное существо, отдельный, обособленный член социальной общности (народа, общества, класса, социальной группы).

Подходы к пониманию личности очень разные. Большинство социологических концепций основывается на том, что личность - явление чисто социальное, связанное с существованием данного общества и в ней проявляются конкретно-исторические моменты:

· во-первых, личность тем значительнее, чем больше в ее жизнедеятельности представлено всеобщее, присущее всем людям;

· во-вторых, неповторимость, уникальность выражения меры социальности в каждом человеке, соотношение природного и социального, рождает индивидуальность.

Исходя из этого, можно дать определение понятия «личность».

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

«Уложить» личность, как целостную социальную многомерность, в жесткие рамки логически строгих научных конструкций сложно, это явление слишком многообразно. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся, и научный анализ личности вследствие этого пренебрегает частностями, которые могут быть очень яркими.

Мера социального в человеке не только выделяет его, но и одновременно делает его похожим в поведении, общении, образе мыслей на других людей. Понимание этой стороны социального дало возможность социологии выйти ещё на одну характеристику - социальный тип.

Социальный тип личности - это комплекс качеств, характеризующих её как члена данной конкретной социальной группы, общности. Воздействие социальных условий формирует способ мышления и поведения человека, создает определенный тип личности, различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, систему типов личности. Типические особенности личности определяются объективным положением в обществе, например, принадлежностью к тому или иному сословию в феодальном обществе, классу, слою, национально-этнической группе, профессии и т.п., а также духовно-нравственными качествами, отношениями и ориентациями.

2.

Для анализа развития личности, необходимо выявить факторы оказывающие влияние на формирование личностных черт, выделим такие группы как: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

1). Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствие боли. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснить биологической наследственностью. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находится под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

2). Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Теории, разработанные философом Г.В.Плехановым и историком Л.Н.Гумилевым, являются хорошей основой для оправдания этноцентристского, националистического создания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. Следовательно, физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культурной группы, группового или индивидуального опыта.

3). Культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образы усваиваются, как правило, с детства. Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образов доминирующей культуры.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

4). Групповой опыт. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по имени. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы, к специфичным именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида.

5). Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, но их значения он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых. Определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

3.

Поведение личности, её установки и предпочтения, эмоции и выборы так же определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутренним своеобразием личности, её духовного мира.

Как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека?

Связь и взаимодействие между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Когда устанавливается связь, например, между индивидами А и Б, то Б нужен А для решения каких-то его проблем, как и А нужен Б для решения каких-то его задач.

Каждый человек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение занятий в данном социальном взаимодействии: врач лечит, педагог преподает, шофер водит автомобиль и т.д.

Употребляя термин «функция», следует иметь в виду, что в социологии о функциях судят по тому, какие последствия для других, и для общества в целом эти действия имеют, а не по тому, какой смысл человек сам вкладывает в свою деятельность. Если человек не выполняет свою функцию, то мы имеем дело с дисфункцией (любой случай неправильного выполнения человеком его обязанностей).

Каждый человек, выполняя свои многообразные функции, становится нужным другим людям. Функциональная дифференциация и зависимость партнеров в процессе социального взаимодействия являются одним из важнейших условий устойчивой интегрированности общества как целого.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека налагаются функциональные обязанности, и одновременно он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой «вознаграждения», лежащей в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают в рамках социальных институтов как регулируемых, устойчивых самовозобновляемых социальных взаимодействий. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, а выполнение человеком его обязанностей контролируется.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют социальный статус человека. В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления его деятельности. Можно дать следующее определение:

Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.

Каждый человек включен в множество социальных связей, социальных институтов, взаимодействует с другими людьми по различным поводам, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида, вне зависимости от возраста. Например, любой мальчишка имеет статус ребёнка с определёнными правами и обязанностями по отношению к родителям, статус ученика - по отношению к учителю, товарища по классу, члена неформальной группы друзей.

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них - статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус - статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

Статус можно обрести от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем - статус инженера, музыканта, мужа (жены) и т.д. - то есть статусы достигнутые, или приобретённые.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, в зависимости от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и социальных взаимодействий выполняется функция - например, статус лидера компании близких друзей и статус директора завода.

Статусы неравнозначны, они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Иерархия статусов может меняться, поэтому следует выделять:

а) общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, в решающих жизненных сферах,

б) специфическую, проявляющуюся в особых условиях.

Например, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. В то же время, в условиях круга друзей все эти статусы будут малозначительными, здесь будет важнее лидерство.

Выделение главного статуса достаточно сложно, но важно, так как именно он определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который как главный выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность.

Так, предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике - это его высокий уровень доходов, деловая хватка и удачливость, но в общественном мнении, среди «значимых для него других» (родственников, друзей) решающее значение может приобрести какой-то другой набор качеств.

Когда мы говорим о ранжировании статусов, то есть расположении статусов на «лестнице» их важности, привлекательности для людей, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.

Престиж формируются под влиянием двух факторов:

  • реальной значимости тех или иных функций для развития общества,
  • системы ценностей, учитываемой в данной культуре при оценке социальных функций.

Эти два фактора, тесно взаимодействуя, в то же время достаточно независимы. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии членов общества, в особенности молодежи. Престижная профессия, род занятий действуют как своеобразный магнит: в зоне влияния престижного статуса сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

4.

Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что он будет осуществлять тот типичный набор действий, обладать тем типичным набором качеств, которые, как нам представляется, необходимы для выполнения этих функций, той роли, которую, как мы считаем, он выполняет.

Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - это ожидание поведения типичного для людей данного статуса в данном обществе. Как видно, социальная роль - достаточно полная (но не всеобъемлющая) поведенческая характеристика, в том числе и личностных черт. Например, статус преподавателя вуза это вполне определённые права и обязанности, большинство которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д., то есть это ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности, норма поведения личности определённого статуса.

Социальная роль представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

Вместе с тем, в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Широта закрепленных за статусом ролевых ожиданий - признак чрезмерной унификации людей, требующихся для этого статуса, для данного общества. Следует иметь в виду, что в зависимости от функции, к которой привязана социальная роль, акцент может делаться в одном случае на одних социальных качествах, в другом случае - на других.

Выше уже упоминалось, что роль дает достаточно полное, но не всеохватывающее описание черт личности, роль более узка, чем статус, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» множеством ролей.

Роберт Мертон назвал совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, ролевым набором. И если мы уже отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами, то ролей, которые он исполняет, бесконечное множество. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, завязанные на соответствующий статус. Попытка систематизации социальных ролей была предпринята Т. Парсонсом и его коллегами. Они считают, что любая роль может быть описана с помощью следующих основных характеристик: а) эмоциональность, б) способ получения, в) масштаб, г) формализация, д) мотивация. С описанием этих характеристик можно познакомиться в книге Н. Смелзера «Социология».

Вопросы для повторения: 1. В чём сущность понятий «индивид» и «личность»? 2. Какую роль в развитии личности играет биологическая наследственность? 3. Как влияет физическое окружение на развитие личности? 4. Какое влияние оказывает культура на развитие личности? 5. Как сказывается на развитии личности групповой опыт? 6. Почему индивидуальный опыт личности называют уникальным? 7. Что такое социальный статус личности? Каких видов они бывают? 8. Что такое престиж статуса и как он формируется? 9. Почему социологи говорят, что социальная роль - это деиндивидуализированные нормы поведения личности?

 

Раздел II. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.

 

Лекция № 7. Социальный институт как важнейший компонент социальной жизни.

Характеристика социального института, институциональные признаки.

Процесс институционализации и его особенности.

Функции социальных институтов.

Развитие социальных институтов.

1.

С древнейших времен человеческая цивилизация стремится к стабильному прогрессивному развитию. Для этого ей необходимо устойчивость общественных отношений, а они в свою очередь должны быть закреплены в определенных формах. Человечество стремится сделать некоторые из них обязательными для всех членов общества, другие - для отдельных социальных групп. Достигается это созданием жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам определенные правила поведения. Кроме того, устанавливается система санкций для того, чтобы добиться неуклонного их выполнения.

Организованная деятельность индивидов регулируется комплексом ролей, статусов и санкций. Эти комплексы получили название социальных институтов. Данные образования являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Они обеспечивают достижение главных преимуществ социального порядка (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.).

Социальный институт это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребностям общества.

С помощью институциональных норм люди организуются в группы и ассоциации. Организация людей в группы характерна для деловых организаций - предприятий и учреждений. Она основана на достижении общих целей, но осуществляется через индивидуальные.

Организация ассоциаций союзного типа - партий, профсоюзов, любительских объединений и т.п. - осуществляется достижением индивидуальных целей через общие.

В каждый институт входит несколько групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Например, институт образования реализуется через коллективы школ, колледжей, вузов и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. В то же время его деятельность регулируется и контролируется различными общественными организациями.

Социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитым социальным контролем за их исполнением.

Социальные институты различаются по типу задач, которые они решают. Можно выделить следующие виды институтов.

Экономические институты представляют собой наиболее устойчивые социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, подлежащие строгой регламентации. Сюда следует внести все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, денежное обращение, трудовая деятельность и т.д.).

Политические институты связаны с борьбой за власть, её осуществление и распределние. Для этих институтов характерно выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, аpмия, полиция, паpтия.

Институты культуры и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу создания, укрепления и распространения культуpы, социализации молодого поколения, овладения ими культуpными ценностями общества: семья, образование, наука, художественные учреждения.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Можно выделить следующие общие признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц, звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо и т.п.

Признаки главных институтов общества

Образование Семья Государство Бизнес Религия
  1.Установки и образцы поведения
  Почтительность Привязанность Послушание Производительность Лояльность
  Посещаемость Ответственность Лояльность Экономность Уважение
  Любовь к знанию Лояльность Субординация Производство прибыли  
  2.Символические культурные признаки
  Школьная эмблема Обручальное кольцо Флаг Фабричная марка Крест
  Школьные песни Брачный ритуал Герб Патентный знак Иконы
  Гимн   Национальный гимн Печать Святыни
  3.Утилитарные культурные черты
  Классы Дом Общественные здания Магазин Церковные здания
  Стадионы Мебель Бланки и формы Оборудование Литература
  4.Кодекс устный и письменный
  Правила Семейное право Конституция Банки Вера
  Контракты учащихся Семейные запреты и допущения Законы   Лицензии Церковные запреты
  5.Идеалогия
  Академическая свобода Романтическая любовь Демократия   Монополии Правосла- вие
  Прогрессивное образование Совместимость Государствен ное право Свободная торговля Баптизм
    Равенство при обучении   Индивидуализм     Национализм   Право на труд   Протестантизм
           

 

 

Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в концентрированном виде основные специфические черты данного института, его целостный образ.

Утилитарные культурные черты. Большинство социальных институтов имеют «вещественные» элементы, без которых существование их немыслимо. Это здания, офисы, оборудование и прочее - то, что окружает членов института и оформляет их деятельность.

Установки и образцы поведения. Значительную роль в деятельности института играют принятые в данном институте установки и образцы поведения. Они как бы устанавливают «правила игры» для всех членов института, нарушение которых пресекается санкциями. На базе этих установок и образцов поведения в институте разрабатываются кодексы поведения.

Кодексы поведения (устные и письменные). Люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах: присяга на верность стране, клятва при заключении брака, клятва Гиппократа у медиков. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют нормы поведения в отдельных ролях (студента, преподавателя, декана, профессора и т.д.). Их сущность составляет тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных человечеством в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

Идеология. Ее можно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Она включает в себя основополагающие убеждения данного института и разработку тех убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет: а) как люди должны относиться к тому или иному действию, б)почему они должны действовать определенным образом, в) почему они недостаточно активно действуют или бездействуют в некоторых случаях.

Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический строй, тип культуры, образования и т.д. Многообразие социальных институтов, их развитость - это самый верный кpитеpий устойчивости и зрелости общества. По ним можно судить о способности общественной системы удовлетворять разнообразные потребности её членов. Чтобы определить, насколько общество стабильно, достаточно исследовать динамику следующих факторов: во-первых, возникновение новых социальных институтов, во-вторых, совершенствование уже имеющихся.

Сложившиеся социальные институты развиваются и совершенствуются через внутреннею дифференциацию - специализацию связей, функций и учреждений. Особое значение для общества имеют эволюционные изменения институализиpованных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению институтов (потребность в них сохраняется), а коpдинальным их изменениям.

Таким образом, для того чтобы понять общество, нужно исследовать его социальные институты и изучить их механизмы pегулиpования.

2.

Как появляются в обществе социальные институты? Каждый человек пытается реализовать свои потребности в кооперации с другими людьми, сообща они ищут способы решения общих проблем. Их совместные действия через саморегуляцию вырабатывают определенные стандарты и образцы поведения. Следовательно, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в нужном направлении для удовлетворения общественной потребности.

Институализация - это процесс замены спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

Первый этап характеризуется тем, что возникает потребность, удовлетворение которой требует совместных организованных действий людей. Происходит формирование общих целей.

На втором этапе из стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок, появляются социальные нормы, правила и связанные с ними процедуры.

Следующий этап харатеризуется тем, что происходит принятие большинством людей и практическое применение норм и правил Начало четвертого этапа знаменует установление системы санкций для поддержания норм и дифференцированность их применения в различных ситуациях.

Наконец, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Например, в жаркую погоду у источника воды скапливается большое количество жаждущих. Это порождает потребность в определенном порядке получения воды - пришедшие первыми должны получить свое раньше тех, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми нормами и правилами. Дети, женщины и старики пользуются определенными льготами. Далее происходит закрепление в очереди определенных ролей: появляются распорядители, борцы за справедливость, роль последнего в очереди и т.д.

Не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. Например в семье «капризный ребенок» или «маменькин сынок» - неинституционализированне роли, а сын или дочь - институционализированые.

В чем же их различие? Институциональные роли более устойчивы, и их исполнение существенно выравнивает индивидуальные различия.

К примеру, поведение детей в семьях одинаково: они любят свих родителей, помогают им в домашних делах, а исключения только подтверждают это правило.

Устойчивость институциализированных связей достигается:

а) особым типом регламентации,

б) четким распределением функций, прав и обязанностей участников взаимодействия,

в) регулярностью и самовозобновляемостью,

г) разделением труда и профессионализацией выполнения функций,

д) специализированными учреждениями, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление и контроль за его деятельностью.

Институализиpованные социальные связи могут быть формальными и неформальными.

формальные социальные институты имеют общий признак - взаимодействие осуществляется на основе формально оговоренных или записанных правил в форме законов, регламентов, договоров, положений.

Например институт семьи имеет многие пpизнаки неформального социального института, а армия как институт четко регламентирована уставом и служебной иерархией.

3.

Институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или считаются побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, неизбежна его дезорганизация. Эти явные, необходимые обществу функции могут быть присвоены другими институтами. Деятельность любого социального института, реализуется следующими функциями:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

а) консолидация (совмещение усилий);

б) мобилизация (каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей);

в) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить:

а) путем расширения социальных границ института,

б) путем смены поколений.

В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в социальном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют и другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей мере закрепить своё влияние в обществе через внедрение веры, и часто достигает в этом успеха. Но, независимо от целей церкви, появляются фанатики и начинают гонения на иноверцев, создавая вероятность крупных социальных конфликтов на религиозной почве.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что «было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кодиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей». Он делает вывод, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа.

Таким образом, только с помощью изучения латентных функций институтов можно определить истинную картину социальной жизни.

4.

Развитие общества идёт во многом через развитие социальных институтов - чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Социальные институты развиваются в двух направлениях.

Первый путь - возникновение новых социальных институтов. Сегодня молодые государства на территории бывшего СССР вынуждены создавать свои собственные важнейшие институты - армию, финансовую систему, собственную систему высшего образования и т.д. Этот процесс - ответ на требование времени, изменения обстановки, часто непростой и болезненный, но в конечном итоге повышающий динамизм общества, продвигающий его к качественно новому состоянию.

Второй путь - совершенствование уже сложившихся социальных институтов,которое тоже возможно двумя способами: а) дифференциацией и б) перерегуляцией институализированных социальных связей.

Дифференциация, специализация связей, функций, учреждений в сложившихся и действующих социальных институтах имеет большие возможности - в рамках старых институтов рождаются новые, как из старой судебной системы появилась и развилась новая структура - Конституционный суд, внутри финансовой системы появился совершенно новый, нетрадиционный для нашего общества институт - налоговая полиция и т.д.

Подобная дифференциация и специализация являются одним из важнейших признаков эволюционного развития общества. Эволюционный эффект достигается за счёт более конкретного, точного, профессионального исполнения функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь более независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями (налоговая полиция занимается только изысканием и востребованием неуплаченных налогов, Конституционный суд оценивает соответствие Конституции принимаемых законов и изданных указов президента и распоряжений правительства, не занимаясь процессами по уголовным делам и т.д.).В результате происходят определённые изменения и во внутренней регламентации этого уже независимого социального института, проявляются статусные изменения и т.д.

Особое значение имеет перерегуляция институализированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению института (так как потребность в нём сохраняется), а к кардинальным изменениям их регуляции. Одна из сторон (возможно - обе) считает, что вознаграждение не соответствует затратам, которые она несёт. Такое положение сложилось в нашей стране с отношениями собственности - людей не устраивало моральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Раньше они не владели, е распоряжались собственностью, но имели гарантированный минимум уровня жизни, а сегодня определённое количество предприимчивых, энергичных людей хотят владеть, распоряжаться, рисковать своим достоянием и при этом только иметь шанс на зажиточность и независимость, без гарантий. Не все участники социальной связи по поводу собственности были не удовлетворены сложившейся системой регуляции, многих старая система устраивала, поэтому новые формы собственности укореняются с трудом.

Перерегулирование социальных институтов - процесс сложный, сопровождающийся противоборством сил, так как социальные институты - особым образом организованное практическое взаимодействие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается смятением душ, брожением умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции уже с трудом справляются со своими функциями, падает ответственность работников учреждений данного социального института, растёт нестабильность, непредсказуемость - такова плата за развитие общества.

Особенно драматичны бывают периоды в истории народов, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: экономических, политических и других. В этом случае происходит широкий и глубокий пересмотр основных систем ценностей, принципов регулирования всех сфер жизни общества. По сути дела, выдвигаются новые критерии того, что есть зло, а что - добро, что приемлемо, а что - нет, и противостояние, конфронтация охватывает все сферы жизни общества.

Вопросы для повторения: 1. Что такое социальный институт и каково его предназначение? 2.Какие виды социальных институтов Вы знаете? 3.По каким признакам можно судить о развитости общества? 4.Дайте характеристику процесса институционализации и его этапам? 5.Как достигается устойчивость институционализированных связей? Каких видов они бывают? 5. Что такое явные функции социального института и какие они бывают? 6. Сравните явные и латентные функции социальных институтов - что у них общего, а что особенного? 7. Как взаимодействуют институты в обществе? 8. Почему развитость социальных институтов является показателем развития общества? 9. Покажите пути развития социальных институтов.

 

Лекция №8. Социология образования.

1. Учение как социокультурная деятельность.

2. Социальные функции и цели образования

3. Социологические теории об образовании

1.

Среди социальных институтов современной цивилизации образование занимает одну из ведущих позиций. От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе. По статистики на двух занятых в стране, в среднем, приходится один учащийся. Однако на фоне масштабов своего влияния современное образование испытывает серьезный кризис.

Во-первых, сложилась, и все более углубляется диспропорция между потенциями человеческой культуры, достижением культуры и культурой масс. Никогда еще человечество не использовало со столь низким КПД свои научные открытия, новые технологии, информационные системы. Вызывает тревогу разорванность человеческой культуры. Все более ощутим разрыв между достижениями, профессиональным мастерством отдельных личностей и действиями в этой области основной массы работников.

Во-вторых, специалисты замыкаются в своем предмете и перестают видеть ближайшие последствия собственных действий, ослабло взаимопонимание между ними, растут препятствия в распространении того, что могло бы стать достоянием общего опыта. В конечном счете, это приводит к росту катастроф, причиной которых чаще оказываются неосторожные, непродуманные действия людей.

В-третьих, обучение охватывает большие периоды жизни человека, поглощая его продуктивные творческие годы. Молодой человек, претендующий на профессию среднего уровня квалификации, должен учится не менее 13 лет, а для того чтобы получить профессию высшей квалификации срок доходит до 20 лет.

В-четвертых, опускается и нижняя граница включения в систематическое обучение, образование вторгается в ранний детский возраст, по существу не располагая четкими представлениями о психофизических последствиях этого.

Наконец, наиболее ответственные фазы обучения выпадают на период социального самоутверждения человека - профессионального, семейного, гражданского. Затянувшееся обучение, в котором человеку отводится, как правило, относительно пассивная роль восприемника культуры, нередко дает плоды инфантильности. Молодые люди все чаще оказываются в стрессовой ситуации, и в поисках выхода пополняют криминальную среду.

Социология образования - одна из наук, которая призвана не только оказывать содействие в преодолении негативных тенденций, но и искать новые импульсы влияния на культурогенез современного человека.

Если кратко резюмировать область ее интересов можно констатировать, что она изучает образование как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры сферы образования, взаимодействие этой сферы с другими общественными институтами и сферами жизни человека

Исходная проблема социология образования это попытка выяснить - в чем сущность учения (учебной деятельности), и как достичь его оптимального состояния?

Учение - основная форма деятельности человека в сфере образования. Настоящее и будущее учащегося, все факторы действия сферы образования, в конечном счете, предопределяются содержанием учебной деятельности.

В литературе для обозначения учебного процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование и т.п. В современной педагогической литературе уже сложилась вполне определенная интерпретация указанных терминов и понятий, каждое из них имеет свое собственное содержание. В качестве наиболее общего принято понятие «учение».

В отечественной науке теоретические основы понимания учения как усвоение знаний заложил отечественный психиатр С.Л. Рубенштейн. Он считал, что учение и научное познание различны, но не разнородны. Учение в конечном счете - разновидность познания в особых условиях обучения и управления познанием учащихся. Соответственно, основными компонентами учения служат: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение как общие знаменатели всего познавательного процесса.

Данный подход дополняется представлениями об учении не только как усвоении знаний, но и усвоение опыта (связывающим учение с изменением поведения людей). Ж. Пиаже провел глубокий экспериментальный анализ форм усвоения опыта в учении. Он выделял основные их них: ассимиляция - включение нового объекта в старые схемы и аккомодация - приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних. В первом случае та или иная задача решается на основе уже известных алгоритмов решения подобного рода задач. Во втором, случае человек сталкивается с принципиально новой задачей и приспосабливает к ней свои навыки и умения.

Таким образом, генезис психических функций выступает как последовательная смена различных уравновешивающих стадий: ассимиляции и аккомодации, что приводит к образованию все более устойчивых форм равновесия между организмом и средой.

Коварным препятствием перед исследователями этого вопроса стало решение задачи: «А какой же опыт усваивается в ходе учения?». Упрощенные представления учения (обучения) как передачи опыта от учителя к ученику подверг критике известный психолог А.Н. Леонтьев. Он считает, что личность воспринимает от учителя информацию, но осмысливает и перерабатывает ее в процессе собственной деятельности, наращивая в чем-то только ей свойственный потенциал.

В этом процессе знания обретают личностную форму, тем самым происходит собственное развитие личности. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как деятельному усвоению культуры, изложены Л.С. Выгодским.

Освоение культуры человеком происходит в многообразных, исторически сложившихся формах деятельности. Человек усваивает и осваивает ценности в таких формах деятельности как труд, быт, познание, общение, учение, игра.

В фазах формирования личности как носителя культуры различные формы деятельности играют неодинаковую роль. Становление человека, личности происходит в процессе восхождения от элементарного общения к игре, от игры к учебе, от учебы к труду. Среди них учение выступает как подготовительный этап становления субъекта как носителя культуры.

Таким образом, в социальной жизни учение представляет собой необходимый подготовительный этап овладения культурой, включения человека в общественную практику, в трудовую деятельность.

Функции учения состоят в выработке у субъекта механизмов культурной деятельности, т.е. деятельности, которая базируется на достижениях культуры того или иного социума.

Между тем учение не сводится к познанию хотя познавательно - ориентационная сторона учения имеет ведущее значение. Учение предполагает усвоения опыта, но далеко не любого, а приобретшего значение образца, нормы, т.е. культурных достижений. Причем это происходит не в форме прямой трансляции, а активной совместной деятельности обучающего и обучаемого. Именно мерой активности, содержанием действий каждого из них предопределяется качество учебного процесса

В ходе учения учащиеся не просто получают чей-то опыт, а приобретает свой собственный опыт культурной деятельности. Обучающий организует, направляет этот опыт с помощью учебных средств.

Процесс усвоения ценностей предполагает и присвоение той общественной формы, системы общественных связей, в которой эти ценности функционируют. Соответственно учение не замыкается на овладении отдельными ценностями и связанно с формированием не только ориентаций и навыков действий, но выходит на более широкий процесс - социализацию, формирование личности как субъекта данной системы социальных связей и потому само является одной из форм воспитания.

Учение составляет основное содержание образования. В свою очередь образование можно рассматривать как определенную систему учебных форм деятельности. Оно интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социокультурные потребности общества.

В системе образования взаимоотношениям обучающего и обучаемого придается социально-институциональная форма: ученик - учитель. Функционирование институтов образования ведет к развертыванию специальной сферы общественной жизни - сферы образования. Характер и форма включения эту сферу оказывает значительное влияние на положение образования в обществе.

2.

Выполняя свое общее предназначение - приобщение человека к достижениям культуры - современная система образования вместе с тем реализует и другие разнообразные функции, служит универсальным средством, механизмом решения многих жизненных задач человека и общества.

Приобщением к образованию к тем или иным его формам у человека, социальной группы проявляются предпосылки для индивидуальной и социальной мобильности.

Во-первых, реализуя функцию социальной мобильности, образование опирается на ряд своих средств. Оно обладает возможностями селективности, отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий, либо целенаправленно служит формированию такой предрасположенности. Успешность человека в учебе не всегда предопределяет его эффективность в труде, в различных видах социальной деятельности, однако общество привыкло доверять институтам образования, сертификатам качества подготовки. Так, при зачислении вакансий на ту или иную должность имеют вес дипломы и аттестаты об окончании учебных заведений.

Во-вторых, система образования ведет отбор, селекцию своего контингента учащихся. В прошлом даже начальные формы образования были не доступны, либо мало доступны целым слоям общества. Однако и для современного человека многие виды образования недосягаемы. Отбор при приеме в учебные заведения создает не всегда равные возможности для разных социальных групп. Политика протекционизма осуществляется либо государством (рабочих и крестьян), либо через сословные учебные заведения (платные вузы).

Учебные заведения различаются как по профилю, так и по качеству обучения, что в немалой степени зависит от их финансового благополучия, материально-технической базы, состава преподавателей. Немаловажную роль в престиже учебного заведения играет его история, традиции. Во всех странах есть наиболее престижные учебные заведения образования, обучение в них высоко котируется и служит в карьере выпускника гарантом привилегированного социального статуса. Роль образования в сохранении (или, напротив, устранении) классового, социального неравенства в новое и новейшее время входит спектр программ положений политических движений, составляет важный раздел политики государства.

В-третьих, институты образования выполняют ответственную функцию социального контроля. Школа призвана воспитывать законопослушных граждан, способных к пониманию и уважению норм права, институтов гражданского общества. В настоящее время определенный уровень функциональной грамотности нужен не только на производстве, но и в пользовании инфраструктурой современного транспорта, коммуникативных и бытовых средств. Отсутствие функциональной грамотности (знание правил безопасности с электрическими, химическими и другими вредными средствами, правил пользования информационными системами и пр.) у современного человека чревато риском для здоровья, опасно для окружающих, ведет к катастрофам.

При этом школа своими специфическими педагогическими средствами осуществляет и прямой социальный контроль за поведением и воспитанием подрастающего поколения. Обращаясь к истории образования, можно вспомнить, что в древнегреческой школе функции присмотра, контроля за времяпрепровождением, за ходом развития детей отводилась ведущая роль (о чем свидетельствует само греческое название термина школа, означающего «времяпрепровождение или досуговые занятия»).

В-четвертых, современная система образования не только транслирует образцы культуры от поколения к поколению, из одной сферы в другую, но и выполняет функцию генератора и хранителя культурного достояния общества. В лоне образования развивается наука, особенно ее фундаментальные направления. Значительно взаимовлияние образования и искусства, которое большей своей частью ориентированно на воспитание гармонично развитого человека. В образовательный процесс широко вовлечены средства массовой информации.

Интеллектуальный потенциал преподавателей, практики обучения, вся сфера образования представляют собой неотъемлемую важнейшую составляющую фонда культуры. Однако в последние годы наблюдается слабая востребованность ресурсов сферы образования, что выражается в низком уровне доходов работников этой сферы, отставании материально-технического оснащения и информационного обеспечения учебных заведений от отраслей производства и обслуживания населения.

Среди разнообразных представлений о целях образования в общественном мнении можно вычленить три наиболее устойчивые модели (задачи). Их нетрудно обнаружить в имеющихся установках государственных документов, педагогической литературе и публицистике.

Экстенсивная модель. Передать как можно более полно накопленный опыт, культурные достижения, помочь учащемуся самоопределиться на этом культурном базисе, задействовать имеющийся у него потенциал.

Продуктивная модель. Подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которые поддерживают развитие социальной общности и его собственное развитие.

Интенсивная модель. На основе развития универсальных качеств учащихся сформировать у них готовность не только к освоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию, к развитию собственных творческих потенций.

Каждая модель может быть достойной целью образования, но в сочетании возможна реализация общей функции образования. Реализация задачи усвоения всего человеческого опыта, пусть даже наиболее значимых достижений культуры зависит от всех форм культурной деятельности. Каждый отдельный человек, сколь универсальными способностями он ни обладал, не может охватить это разнообразие, и не способен усвоить такое богатство. Но даже если предположить эту уникальную возможность, то непомерно расширятся сроки обучения. Что мы нередко наблюдаем тенденции расширения сроков обучения.

Если мы рассмотреть решение подобной задачи в рамках социальной общности, ее поколений, и распределить решение этой задачи по отдельным социальным группам (каждая социальная группа выполняет задачу наследования части социального опыта). В данном случае остается неизвестным: ведется ли такая передача культурных ценностей к их возрастанию, продуцированию или лишь к сохранению, консервации.

Третью (интенсивную) модель образования можно было бы рассматривать и как сверхзадачу, и как ведущий ориентир, по которому сверяет свое действие, свою эффективность система образования.

Цель подготовки субъекта к конкретным видам деятельности располагает и более отчетливыми контурами ее достижения.

Подготовить - это значить: выработать, сформировать определенную готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирование ценностей той или иной формы деятельности.

3.

Существует несколько точек зрения социологов на роль образования в обществе. Первая из них это функционалистская точка зрения Она заключаетсяв позитивной функции образования в обществе. Э. Дюркгейм подчеркивал что основная функция образования - передать ценности господствующей культуры. Но поскольку культурные цели и ценности разных обществ (и даже внутри одного) существенно отличаются одна от другой, в содержании образования так же наблюдаются глубокие различая. К примеру, в то время как жители древних Афин придавали основное значение изучению изящных искусств, а в древнем Риме главная цель образования состояла в подготовке военачальников и государственных деятелей.

В настоящее время в системе образования делается упор на естественно научные дисциплины, придается важное значение развитию личности. Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Но образование способствует переменам. Примером может служить то, что многие исследования, ускорившие освоение ядерной энергии проводились на физических факультетах вузов.

Таким образом, благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от одного поколению к следующему. В то же время оно способствует социальным изменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний.

Другим несомненным достоинством этой точки зренияявляется то, что образование рассматривается как средство социального контроля. Школы предназначены для того чтобы приобщать детей к ценностям господствующим в обществе, но одновременно они становятся также средством социального контроля. У нас образование считается обязательным. Это означает что большую часть своего времени дети проводят в школе под присмотром учителей, которые осуществляют социальный контроль как на уроках, так и внеклассных мероприятиях.

Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование наряду с семьей, религией, и законодательной системой представляет собой один из институтов, способствующий поддержанию стабильности общества.

Следующим достоинством является то, что образование в обществе работает как фильтрующее устройство. В большинстве стран образование оказывает важное влияние на все виды деятельности человека, создавая барьеры для выделения интеллектуалов. Некоторые учащиеся средней школы в дальнейшем, пройдя вступительные экзамены, продолжают учебу в вузе, другие поступают в колледжи, техникумы и училища, третьи никуда не поступают. Так происходит фильтрация наиболее способных к интеллектуальному труду. Но нет правил без исключений. Часть выпускников высших и средних учебных заведений переходит в разряд тружеников физического труда, другая часть, меняя профиль своей специальности, работают в других отраслях народного хозяйства.

Таким образом, образование это разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Кроме того, школы способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в школах и гимназиях в основном людей оценивают по их успехам в учебе независимо от классовой принадлежности, социального происхождения, расы и пола.

Наконец образование способствует развитию демократии, потому что оно ослабляет предрассудки по отношению группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.

Еще одной разновидностью функционализма является теория «человеческого капитала». Согласно этой точки зрения, образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее. Как и все капиталовложения, оно в будущем будет приносить прибыль. Объясняется это следующим образом: «Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала - имеется в виду их природные способности. Этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупательную способность или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствует современным требованиям» (Джастер 1978)

Таким образом, на основе этого можно объяснить, различая в уровнях доходов взрослых, обусловленные количеством и типом «капиталовложений», сделанных в процессе образования.

Среди социологических теорий существуют и другие подходы к изучению образования. Рассмотрим образование с точки зрения конфликтологического подхода.

С этой точки зрения образование чревато опасностью конфликта. Так как разные группы людей ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе. Примером тому могут служить школы в США 60-х годов. Группы родителей попытались запретить использование в школе учебного материала, в котором, по их мнению, нашли отражение расистские, антиамериканские, антисемитские, и антихристианские настроения, а так же слишком откровенно выраженный интерес к сексу. В результате большинство учебников были составлены заново. Из них были исключены устаревшие стереотипы; стали глубже изучаться предметы, которыми в прошлом пренебрегали, например история группы меньшинств. Но с другой стороны, отдельные книги были сокращены, изменены или изъяты с библиотечных полок. Жертвами стали даже такие книги как «Приключение Гекельберри Финна» и др.

Кроме того, могут возникать конфликты по поводу предпочтения тех или иных ценностей при составлении учебных программ и планов. Классическим примером может служить теория эволюции Чарльза Дарвина, которую осудили и запретили преподавать в 1926 году, а после восстановления «в правах» стали преподавать наряду с «божественной теорией сотворения мира».

Группа ученых конфликтологов склонны считать, что образование можно рассматривать как воплощение различных групповых конфликтов и оно способствует эксплуатации и угнетению групп, находящихся в неблагоприятных условиях.

Так например ученый Иван Иллих в книге «Общество, отказавшееся от образования» (1971) настаивал на отмене обязательного обучения и убеждал, что следует запретить работодателям спрашивать работников об их образовании. Он утверждал, что в современных школах не развиваются познавательные способности учащихся, их здравый смысл, умение самостоятельно мыслить. Скорее они приобретают умение дорожить материальными ценностями и техническими знаниями и таким образом попадают в постоянную зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов.

В слаборазвитых странах массовое образование неэффективно не только при обучении грамоте, оно внушает учащимся чувство своей неполноценности.

Иллих призывал к созданию праздничной атмосферы в учебных заведениях, где людей будут обучать

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 5. Социальная структура общества | Проблемы социальной мобильности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.186 сек.