Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии




Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество. На ранней стадии существования человечества царил мифологический этап. В древних мифах и легендах люди высказывали идеи творения и развития.

Даосизм и конфуцианство стали важными ступенями на пути развития человеческой мысли об обществе. Учения о естественном пути (дао), о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, земле, огне), о противоположных началах (ян и инь – мужском и женском) обогатили человеческую мысль.

Самый большой вклад в развитие взглядов на общество внесли ученые Древней Греции и Древнего Рима.

Древний Рим внес свои достижения в область социальной философии и знаний об обществе. И наверное, одно из самых главных – римское право.

Огромный вклад в развитие общественой мысли внесли Николло Макиавелли, объявивший политику земным и не вполне чистым делом, а так же француз Жан Боден, сказавший, что имущественное неравенство естественно и выдвинувший географическую концепцию, согласно которой все зависит от географических условий (на севере живут более физически крепкие, но не столь хитроумные люди и там царит монархия, на юге, напротив, физически слабые и хитрые, достойные разумной власти – конституционной монархии).

Тогда же зародилось учение социалистов-утопистов – Томаса Мора (1478 – 1535 гг.) и Томазо Кампанеллы (1568 – 1639 гг.).

В Новое время, в начале XVII века зарождаются теории, отличающиеся от античных и средневековых следующими моментами: 1) механический взгляд на мир, как на целое, состатавленное из отдельных частей, где общество уподобляется агрегату, машине; 2) естественные концепции рассматривают общество как часть природы, а социальные факты сводятся к небольшому числу общих законов природы (математических, астрономических, механических и т.д.); 3) на первый план материальный достаток, благополучие; 4) во главу угла ставится индивидуализм. Иррациональный взгляд на мир заменяется научным.

В середине XVIII века на карте мира возникло новое государство – Соединенные Штаты Америки/ Там возродилась идея античной демократии.

Гегель в истории социальной философии занимает особое место, так как он является создателем учения о диалектике – науке о всеобщем развитии, правда, Гегель подразумевал развитие идеи, высшего духа. Благодаря диалектическому методу он создал всеохватывающую концепцию общественного развития, в котором разуму отводится главенствующая роль.

Протосоциологический период окончился в 30-х годах XIX века в связи с появлением термина социологии и оформлением ее как науки о обществе. С середины XIX века начинается первый, классический этап развития социологии, период теоретического оформления новой науки, ее понятийного аппарата и течений.

К середине XIX века выяснились, сколь глубоки противоречия западной цивилизации, какие потрясения несет миру капитализм. Классовая борьба, революции, расслоение людей на кучку богачей и основную массу нищих и обездоленных – все это создавало, казалось бы, безвыходную ситуацию. Как альтернативный путь развития общества возник марксизм, обещавший всем грядущее справедливое общественное устройство. Но философы и ученые стремились найти свой путь выхода из кризиса. Ответом на этот животрепещущий вопрос и стало рождение новой науки об обществе, взявший на себя сразу же огромную и трудную задачу – найти возможные пути разрешения всех назревших проблем без насилия, крови и революций, при помощи человеческого разума и здравомыслия.

Классический этап развития социологии связан с именами О. Конта, Г. Спенсера. К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, М. Парето. Знаменем ее становится позитивизм, главная черта которого – натуралистическая трактовка социальных явлений. Принципы натурализма заключаются в 2-х основных моментах: а) природные и социальные процессы однородны и нужно пользоваться и там и там методами естественных наук; б) социологию следует строить аналогично моделям физических наук (бихевиористская социология). Сразу появились две формы социологического позитивизма: механицизм, где человек и общество уподобляются машине и подчиняются физическим законам (Кэрн, Милль, Парето), и органицизм, в котором общество развивается по аналогии с человеческим организмом (Спенсер, Дюркгейм).

Основоположником новой науки явился французский ученый Огюст Конт, изложивший в четырехтомной «Системе позитивной политики» теоретические положения позитивизма, направленные на развитие эмпирического, опытного знания, на повсеместное использование наблюдения, эксперемента, описания реальных событий и процессов.

Учение Конта состояло из двух частей, он подразделил социальную науку на два больших раздела: статику (общество представлено как целое, части которого взаимосвязаны) и динамику (общество рассматривается в развитии). Развитие обществ и государств он поставил в зависимость от «состояния человеческих умов» – теологического, метафизического и научного (позитивного).

На первой ступени в обществе господствует религия, жрецы, наиболее приемлимая форма правления – монархия, все вопросы решаются при помощи войн и насилия. На второй ступени решающим становится философское, метафизическое сознание, власть оказывается в руках философов, юристов, публицистов, но эта «критическая эпоха» порождает другую крайность – революции, анархические республики с приходом некомпетентных людей. И лишь на третьей ступени научное, позитивное сознание вытеснят военный дух и на смену аристократии приходит «социократия» промышленной эпохи. Эта эра ликвидирует патологии – революции. Править теперь стали философы-ученые, банкиры, промышленники и специалисты. «Порядок и прогресс» – вот достижения такого общества.

Главное по Конту – социальная солидарность, исчезновение ее означает распад общества. Он выступает за сильную власть, против демократии и либерализма. Конт отвергал рыночную экономику, конкуренцию, отрицательно относился к специализации труда, полагая, что это превращает человека в однобокого уродца. Государство по Конту – блюститель порядка, индивид должен подчиняться ему во весм. Основной принцип жизни – жизнь для других. Он исповедовал также принцип разделения политической и моральной власти.

Сторонником социального детерменизма, дарвинизма в социологии являлся английский ученый Герберт Спенсер. У Спенсера приоритет отдается личности, но говорится, что государство – «необходимое зло», при этом различается два типа государств – военный, основанный на принуждении, и промышленный, где процветает сотрудничество, свобода, инициатива личности.

Механистическое направление раннего позитивизма выражал Г. Кэрн, писавший в «Основаниях социальной науки» о том, что законы управляют и физической, и социальной материей и человек является молекулой общества.

На рубеже ХIХ и ХХ Эмилем Дюркгеймом были сформулированы принципы социологии, ставшие хрестоматийными. В его понимании социологии прослеживаются 2 тенденции: натурализм и социологический реализм. Первая говорит о том, что общество – часть природного мира, вторая – о специфике общества.

Краеугольным камнем учение Э. Дюркгейма стало учение о социальной солидарности. В развитом обществе, осноованном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Но Дюркгейму не удалось ответить на все поставленные жизнью вопросы в области социологии и следующий философ – В. Дильтей говорит, что общественные науки должны стремиться не к объяснению, как естественные, а к пониманию, необходимо понять людей, социальные законы, столь непохожие на законы природы. Так зародилась «понимающая» социология (Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер).

Понимающая социология М. Вебера состояла в исследовании предметно-осмысленного социального целерационального действия, смысловой связи поведения индивидов. Задачи понимающей социологии М. Вебера: 1) выяснить, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; 2) какие последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей. Краеугольным камнем его теории стала концепция идеальных типов, которая послужила методологическим обоснованием плюрализма. Он считал, что главное – поиск мотивов – почему человек поступил так, а не иначе? Так М. Вебер подошел к созданию теории социального действия.

Наконец, он создал знаменитую теорию 3 типов государств: легального, где правит бюрократия и законы; традиционного, где царит подчинение и послушание; и харизматического, в котором правитель отождествляется с Богом.

 

Главным выводом марксизма явилось утверждение, что общество – не порождение духа, оно материально и основа его – материальное производство.

Марксизм дал характеристику капитализму, как обществу, имеющему два порока: рабочий продает свою силу как товар, а капиталист присваивает прибавочную стоимость, оплачивая лишь часть труда (это во-первых) и существует необходимость производства продуктов и предметов потребления в форме товаров, что вызывает торгашество, богатство ради богатства (это во-вторых).

По Марксу классы – это большие группы людей, отличающиеся по отношению к средствам производства, кто владеет ими – является господствующим классом, кто их лишен – подчиненным.

Марксизм ввел учение об общественно-экономических формациях, которые сменяют друг друга на протяжении развития истории человечества.

 

Выдающимся вкладом П. А. Сорокина в социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики (процессы взаимодействия людей) и социальной генетики (рождение и развитие социальной жизни и ее институтов), практической социологии (куда он внес теорию стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной). Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическим познании реальности. Он выдвигал проблему социального равенства людей перед законом, осуждал разрушение, которое несет в себе революция, подчеркивал, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, то есть слияния капитализма и социализма в единое общество.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.