Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ эмпирических данных




Методы сбора первичной информации.

Программа СИ.

 

1. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию. Информация, получаемая в ходе социологического исследования, служит основой научного познания в социологии. Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом он пришел к ним, какую методологию использовал.

Методология (от греческого methodos – способ познания и logos – учение, слово) – программные установки с использованием методов.

Для обозначения различных компонентов методологии используются такие понятия как метод, техника, методика и процедура.

Метод – это основной способ сбора и анализа данных.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика – совокупность специальных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

Главным мотивом обращения к социологическому исследованию является получение информации о социальной проблеме.

Социологическое исследование (СИ) – система процедур: методических, методологических, организационно-технических, связанных общей целью - получить точные объективные данные об изучаемом явлении.

Социологическое исследование включает в себя следующие основные этапы:

ü подготовительный (обдумывание целей, плана, средств, сроков, способов обработки и т.д.);

ü сбор первичной информации (обобщение сведений);

ü подготовка информации для обработки на ЭВМ;

ü анализ обработанной информации, подготовка научного отчета, формулирование выводов и рекомендаций.

К основным видам СИ относят:

 

ü разведывательное (пилотажное) исследование – простейший вид СИ, целью которого является получение оперативной социологической информации.

Изучению подвергается небольшая группа людей (респондентов). Разновидностью разведывательного исследования можно считать экспресс-опрос, целью которого является выявление отношения людей к актуальным событиям и фактам;

ü описательное исследование – сбор эмпирической информации с применением одного или нескольких методов сбора данных. Целью такого СИ является получение сведений целостного характера об изучаемом явлении. Проводится в случае, когда объект исследования относительно велик и разнообразен;

ü аналитическое исследование – самый серьезный вид социологического анализа, требующий выявления причин, противоречий, характера и способов решения проблем.

2. Подготовка исследования начинается с разработки программы.

Программа СИ – теоретико-методологический документ, дающий теоретическое обоснование методологическим подходам, методики и техники изучения объекта и предмета анализа.

Программа СИ содержит два раздела:

ü методологический;

в него входят:

v формулировка и обоснование социальной проблемы;

v определение объекта и предмета исследования;

v определение задач исследования и формулировка гипотез.

ü методический;

данный блок программы предполагает:

v определение изучаемой совокупности;

v характеристику методов сбора первичной информации;

v последовательность применения инструментария;

v программу обработки данных на ЭВМ.

 

 

По мнению В. Ядова, “объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания”.

К объектам СИ можно отнести: социальный процесс, определенные общественные отношения, сферу социальной жизни и т.д.

Предмет исследования – свойства, характеристики, присущие данному объекту.

Исходя из целей СИ, различают два направления анализа:

ü теоретическое – где основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам;

ü прикладное – ориентированное на изучение конкретных целей с применением типовых решений поставленных задач.

Количество методов и приемов, используемых при проведении СИ, предопределяется гипотезами.

Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения явлений, процессов и фактов.

В процессе проведения СИ гипотеза подтверждается или опровергается. В методической части программы особое место отводится определению выборки. Вся общность, на которую распространяется исследование, носит название генеральная совокупность. Как правило, исследования носят не сплошной характер, и явления изучают по анализу выборки – определенного количества людей, отобранных по специальным параметрам. В этом случае используют микромодель генеральной совокупности, ее называют выборочной совокупностью (выборкой).

Выборочная совокупность должна обладать важнейшими признаками генеральной совокупности.

Типы выборки и их основные характеристики.

Таблица 7.

Тип выборки Основные этапы выборки
1. Механическая - выбор группы (коллектив, общественное объединение и т.д.) - выбор единицы отбора (элемента имеющего типичные для всей группы признаки); - среди единиц отбора выбираются единицы анализа.
2. Серийная - генеральная совокупность делится по заданному признаку (пол, возраст, род занятий); - генеральная совокупность делится на однородные части (серии); - из каждой серии отбираются респонденты, их число должно быть пропорционально числу элементов серии.
3. Гнездовая - в качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы.
4. Целенаправленная: 4.1. Метод стихийной выборки 4.2. Метод основного массива 4.3. Метод квотной выборки   - т.е. почтовый опрос телезрителей, читателей газет и т.д.; - опрашивается 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность; - отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (доход, образование, возраст и т.д.).

 

Достоверным (репрезентативным) считается исследование, при котором отклонения по контрольным признакам в выборочной совокупности от генеральной совокупности не превышает 5%.

В зависимости от объема генеральной совокупности производятся расчеты репрезентативности выборки. К примеру, при пилотажном опросе, небольшой генеральной совокупности (например, филиала компании 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах же всей компании достаточно будет опросить 25% от общего числа сотрудников.

3. При сборе первичных данных в социологии используются четыре основных метода:

ü опрос (анкетирование и интервьюирование);

ü анализ документов (качественный и количественный);

ü наблюдение (включенное и невключенное);

ü эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Сегодня опросным методом пользуются не только социологи, но и учителя, следователи, журналисты, врачи. Социологический опрос отличается от простого опроса следующим:

v количеством опрошенных (сотни, тысячи респондентов);

v достоверностью и объективностью (данные обрабатываются математически, усредняются, соблюдаются все научно-методические требования);

v цель опроса (расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины).

Анкетный опрос заключается в опрашивании респондентов, которые являются носителями информации, с помощью опросных листов.

Опросный лист (анкета) – документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных определенному количеству респондентов.

Вопросы анкет различаются:

ü по содержанию (это обусловлено характером информации);

ü по форме:

v открытые – предусматривают свободную форму ответа;

v закрытые – “нужное подчеркнуть”;

v полузакрытого типа – добавление к списку ответов фразы “другие …”;

v прямые – устанавливающие наличие или отсутствие факта;

v косвенные – применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнениях;

v личные;

v безличные.

 

 

При составлении анкеты необходимо соблюдать следующие основные требования:

- вопрос должен строго соответствовать тому операционному понятию, которое он описывает или измеряет;

- текст вопроса должен быть сформулирован лексически и грамматически корректно;

- количество слов в вопросе не должно превышать 10-12 слов;

- соответствовать культурному и образовательному уровню респондента.

Интервью – заранее запрограммированная беседа с респондентом.

Задача интервьюира состоит в том, чтобы объективно зафиксировать ответы, не нарушая при этом нормы проведения опроса, в частности, не изменять формулировки и очередность вопросов.

Принято выделять следующие виды интервью:

ü свободное – применяется на начальном этапе исследования, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов;

ü глубинное – применяется при выяснении общественного мнения по определенному кругу вопросов;

ü направленное – изучает общественное мнение о конкретном факте.

Особое место в практике СИ занимает анализ документов. Как правило, социолог в своей работе имеет дело с письменными документами (статистический отчет, статья, очерк, заметка в СМИ).

Наиболее распространенными методами анализадокументов считают:

ü традиционный анализ – толкование содержания документа социологом. Слабостью этого метода является субъективизм;

ü формализованный (контент-анализ) метод анализа документов – это научный анализ документов.

Суть контент-анализа заключается в подсчете смысловых единиц (позитивная или негативная информация авторов, качества личности) в информационном массиве (тексте, аудиозаписи). Этот метод используют в следующих случаях:

 

- когда требуется высокая степень точности или объективности;

- при большом объеме несистематизированного материала;

- при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью.

Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение.

Наблюдение – один из методов СИ, который заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

Выделяют две основных разновидности наблюдения: включенное и невключенное.

При включенном наблюдении – исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.

При невключенном наблюдении – исследователь вне изучаемого объекта.

Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.

В отличии от физики, химии и психологии, в социологии этот метод используют крайне редко.

Виды эксперимента:

ü натурный – проводится в малых группах;

ü мысленный (модельный) – встречается в СИ, где есть методы статистического анализа.

4. Анализ данных, полученных в результате СИ, начинается с проверки качества заполнения опросных листов. Анкета подлежит обработке, если респондент ответил на 85-90% основных вопросов. Допущенные к обработке документы нумеруются. Открытые вопросы в анкетах кодируются. Кодировка – является связующим звеном между качественной и количественной информацией.

 

Для обработки социологической информации используют шкалу измерений. Ядов отмечает, что измерение – это процедура, с помощью которой измеримый объект сравнивается с эталоном и получает выражение в определенном масштабе или шкале. В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются:

ü номинальная шкала – фиксирует объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование);

ü ранговая шкала – здесь показатели располагаются по значимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта (холодно, тепло, горячо);

ü интервальная шкала – где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (по этой шкале измеряются в основном те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом, это – возраст, стаж работы и т.д.).

Далее первичная социологическая информация группируется. Респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком. Каждой группе респондентов соответствует число, характеризующее количественный состав группы (n1, n2, n3 … nx). Этот ряд чисел называют рядом распределения.

Итоги анализа информации отражаются в отчете.

Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы:

ü I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации и т.д.).

ü II раздел – в нем дается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.).

ü последующие разделы – включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

ü заключение отчета – как правило, представлено в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.