КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Социология в структуре общественных наук. Структура социологического знания
Объект социологии(объект - область окружающей действительности, на которую направлено внимание исследователя) — Общество, закономерности организации, функционирования и развития социальной жизни конкретных людей. Вопрос 1. Объект и предмет социологии, понятие социального. План. Тема1. Социология как наука. Тематический план лекционного курса по социологии Новосибирск
Тема1.Социология как наука.(2ч.) Тема 2. Становление и основные этапы исторического развития социологии. (2ч.) Тема 3. Общество как система. (2ч.) Тема 4. Социальное развитие. (2ч.) Тема 5. Культура в общественной системе. (2ч.) Тема 6. Личность как субъект и объект общественных отношений. (2ч.) Тема 7. Методология и методика социологических исследований.(2ч.) Тема 8. Прикладная социология. (2ч.)
Цели лекции: 1. информационна:я выяснить предметную область социологии 2. систематизирующая: выделить социологию в блоке гуманитарных дисциплин, обозначить их диалектическую зависимость, рассмотреть структуру социологии 3. разъясняющая: объяснить ключевые термины по данной теме (общество, социальное) 4. развивающая: развивать навыки конспектирования, установления причинно-следственных связей, владения терминами . Дидактическое и техническое обеспечение Учебники: Осипов Социология; Тощенко Ж. Социология. Общий курс; Модульный курс «Социология», мультимедийное сопровождение
Основная литература: 1. Волков Ю.Г. Социология:учеб.пособ. – 2007 2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социологи: учебник в 3т. – 200 3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 624 с. 4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2004 5. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с. Дополнительная литература: 1. 3аславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России. – Социс. — 1996. — № 3. 2. Бауман 3. Мыслить социологически. — М., 1995 Введение и гл. 12. 3. Османов С.И. Об объекте и предмете социологии // Социс — 1998.-№3. 1. Объект и предмет социологии, понятие социального. 2. Социология в структуре общественных наук. Структура социологического знания. 3. Методы и функции социологии.
«Социология» термин введен Огюстом Контом (1789 – 1857 г.) (от французского Sociologie, лат. Societas - общество, и греч. Logos – учение, закономерность) - наука, изучающая общество, закономерности жизни людей живущих в среде себе подобных т. е. общественную (социальную) реальность жизни людей. Социальная жизнь, включает в себя простые и сложные формы взаимодействия людей и результаты этих взаимодействий. Предмет социологии (предмет – специфические свойства, признаки, характеристики и стороны объекта, особо важные для исследователя, которыми ограничивается его внимание при изучении и постижении объекта) – связи, взаимодействия, отношения между людьми, составляющие различные формы организации социальной жизни людей, закономерности функционирования и развития человеческих групп, общностей и общества в целом.
Общество – более или менее крупная, устойчивая совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся: а) общностью территории проживания, б) целостностью и устойчивостью, в) самовоспроизводством, самодостаточностью, саморегулироемостью, г) уровнем развития культуры, находящим свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
Социология — это теория общественного взаимодействия людей, опирающаяся на опытное изучение социально значимых, устойчивых и повторяющихся (типичных) форм поведения людей, определенных их социальным положением (статусом), социальной ролью (ожидаемым поведением) и социальными нормами данного общества. В зависимости от своеобразия выделяемых социальных субъектов рассматривают следующие виды устойчивых социальных взаимодействий - отношений: · социально-групповые (социальные группы, касты, сословия, классы); · социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); · социально-территориальные (городское и сельское население); · социально-этнические (этносоциальные общности: рода, племена, народности, нации, национальные и этнографические группы); · социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); · социально-политические (партии, группы интересов, государства) · социально-конфессиональные (конфессиональные группы) · межличностные (личности) и другие. Общество является объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического предмета изучения. Предметом исследований большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д., так как каждая наука имеет свой собственный предмет в изучаемом объекте. Философские науки – науки о наиболее общих универсальных закономерностях (сущностной природе, причинах и тенденциях) развития бытия (природы, общества) и сознания (мышления). Онтология, Гносеология, Логика, Аксиология, Этика, Эстетика, Социальная философия. Исторические науки – науки о поэтапном развитии человеческих обществ во времени, хронологическом (временном) изучении конкретных событий, происходящих при развитии обществ. История, Археология, Этнография. Психологические науки – науки о процессах формирования, развития и функционирования человеческой психики, а также особенностей ее проявления в поведении людей. Психология, Социальная психология. Правоведческие науки – изучают права, обязанности и ответственность граждан и организаций в отношении друг друга и общества в целом в соответствии с нормативными системами, принятыми и действующими в рамках рассматриваемых обществ. Правоведение, Юриспруденция, Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право, Административное право. Экономические науки – изучают отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В основе такого рода отношений, прежде всего, рассматриваются отношения собственности. Экономическая наука, Финансовое дело. Политические науки – изучают властные отношения между людьми, отношения господства и подчинения, связанные с организацией, функционированием и развитием политической власти, таких институтов как государство, политические партии и движения. Политология. Культурологические науки – изучают способы и результаты человеческой деятельности, представленные в объектах и явлениях материальной (техника, производственный опыт, предметы) и духовной (наука, искусство и литература, философия, мораль) жизни общества. Культурология. Культурная антропология, Социальная антропология. Социологические науки – занимаются изучением общих и специфических закономерностей организации, функционирования и развития общества, путей, форм и методов их реализации в действиях и взаимодействиях людей. Теоретическая социология, Общая социология, Экономическая социология, Политическая социология, Социология права, Этносоциология, Социология труда, Социология молодежи, Социология религии, Социология культуры.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |