Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение социологии в сер. XIX в




Вопрос 3. Характеристика основных этапов развития социологии

Одним из первых, кто встал на точку зрения: что общественную жизнь следует изучать не методами естественных наук был Клод Анри де Сен-Симон (1768 – 1825) — философ, один из родоначальников концепции, вошедшей в социальную науку под названием «утопический социализм».

Огюст Конт (1798 – 1857)

Предмет и задачи социологии О.Конта. Теологи рассматривают человека как существо созданное богом, принципиально отличающееся от животных, в то время как метафизики считают общество продуктом человеческого разума. И лишь социология – единственная наука, которая изучает то, как под влиянием человеческого общества и общественной жизни формируется и совершенствуется человеческий разум, человеческая психика. Если человек вообще – это абстракция, то общество – та часть действительности, которая подчиняется естественным законам.

Не отрицая определенную роль в этом и других факторах, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов».

Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О.Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего.

Трем ступеням умственного развития человечества — теологической, метафизической и позитивной — соответствуют и три стадии исторического прогресса.

Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе с жрецами и военными.

Вторая — метафизическая — охватывает XIV — XVIII вв., для которых характерен переход от одного, старого, разрушающегося общественного порядка к новому, в связи с чем эта стадия именовалась О.Контом как критическая, переходная. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы-метафизики, а в политической — юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, в ниспровержении «реакционной, ретроградной аристократии», эта эпоха, отмечал Конт, в свою очередь, породила другую крайность — революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.

Третьей, высшей — позитивной — стадии, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия. Принципы построения, функционирования и развития социократии разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, — позитивной политикой. В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, а на место старой, традиционной религии с богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль О.Конт отводил пролетариату при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.

Методы социологии О.Конта. Исходил из предположения о существовании естественных законов общественной жизни, но и не отрицал своеобразия общества по сравнению с природой. Поэтому Конт выделял и специфические методы, такие как:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.