КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная концепция социальной реабилитации I
Патерналистская позиция Идеи расовой биологии и гигиены, социал-дарвинизма Формирование концепции социальной реабилитации 1. Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX — начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Ø идея о социальной полезности человека; Ø школа обязана воспитать активного и полезного члена общества; Ø ребенок с ограниченными возможностями должен своим трудом обеспечивать собственное существование; Ø ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта; Ø общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным. 2. В 20—40-е гг. XX в. получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма,национал - социализма. Их ведущие положения: Ø поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна; Ø стерилизация — путь достижения биологической "чистоты" расы; Ø необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей. 3. В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию. Сущность патерналистской концепции: Ø приоритет интересов общества над интересами отдельной личности; Ø люди с ограниченными возможностями - социально "малоценные", "граждане второго сорта";
Ø существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых; Ø характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; Ø слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; Ø неконкурентоспособная позиция на рынке труда; Ø приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями; Ø нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением; Ø формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью. 4. Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями: Ø приоритет интересов личности над интересами общества; Ø достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); Ø независимая жизнь — независимость в широком смысле; Ø право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически; Ø комфортность бытия человека с отклонениями в развитии; Ø у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах. Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека". Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.: Ø должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;
Ø интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями; Ø коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения; Ø рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает: Ø активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде; Ø ведение домашнего хозяйства; Ø максимально полное самообслуживание. Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро). Рекомендуемая литература: 1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 36—43. Тема:Экономические основы специального образования Вопросы для обсуждения
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |