Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские концепции отклонений




Направления построения новой парадигмы специальной педагогики

Отечественные философы о проблемах специального образования

Идеи современной западной философии

Философские концепции отклонений

Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике

2. Воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание'

 

1. Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции.

В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии:

ü онтологический — место специального образования в структуре бытия;

ü гносеологический — определение связи обучения и познания;

ü аксиологический— приоритеты и ценностные предпосылки специального образования;

ü философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

ü историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику;

ü социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте.

2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание.

Гераклит:

"Болезнь делает приятным и благим здоровье";

"Цель человеческой жизни — освобождение от страданий".

Платон:

"Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание";

"Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела"

Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг";

"Больной человек бесполезен и для себя, и для общества";

"Детей следует отбирать по их способностям".

Аристотель:

"Добродетель состоит в обладании серединой";

"Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др."

Плутарх, Сенека:

"От уродливых и болезненных детей следует избавляться".

Марк Аврелий:

"Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души".

Д. Дидро:

"Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств".

"Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" - И. Кант;

"Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" В.Ф. Гегель;

"Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс;

"Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр;

"Исправление человека противоестественно и бесполезно; надо стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" — Ф. Ницше.

4. Современные западные философы, идеи которых повлияли на развитие специальной педагогики:

Ø представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Камю,

Ø Ж.П. Сартр;

Ø психоаналитики — 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг;

Ø постмодернисты — М. Фуко, Ж. Делез и др.

Экзистенциализм:

Ø патологические явления имеют бытийный смысл, избавление от этих явлений — движение к подлинному существованию подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти.

Психоаналитика:

Ø невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры);

Ø процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности.

Постмодернизм:

Ø между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ.

5. Отечественные философы о проблемах специального образования:

Ø "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" — Э. В. Ильенков;

Ø "становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей" - Ф. Т. Михайлов;

Ø "ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач общей специальной школ" — Л. С. Выготский.

6. Ведущие направления построения новой парадигмы специальной педагогики:

Ø гуманизация;

Ø фундаментализация;

Ø интеграция.

Гуманизация:

Ø цель специального образования: сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

Ø включение в социальные отношения;

Ø поддержка становления индивидуальности;

Ø целостность человеческой жизнедеятельности;

Ø концепция непрерывного образования.

Фундаментализация:

ü переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии;

ü философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения;

ü отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер.

Интеграция:

ü выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками;

ü наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями.

Рекомендуемая литература:

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 27—35.


Тема: Социокультурные основы специального образования

Вопросы для обсуждения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.