КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские концепции отклонений
Направления построения новой парадигмы специальной педагогики Отечественные философы о проблемах специального образования Идеи современной западной философии Философские концепции отклонений Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике 2. Воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание'
1. Философия является фундаментом педагогики, так как в основе любой педагогической теории лежат те или иные философские концепции. В связи с этим при исследовании проблем специальной педагогики выделяются следующие мировоззренческие аспекты в соответствии с разделами философии: ü онтологический — место специального образования в структуре бытия; ü гносеологический — определение связи обучения и познания; ü аксиологический— приоритеты и ценностные предпосылки специального образования; ü философско-антропологический — обобщение научных данных о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности; ü историко-философский — реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику; ü социально-философский — изучение явлений специальной педагогики в социокультурном контексте. 2. Великие мыслители прошлого высказывали свои воззрения на здоровье и воспитание. Гераклит: "Болезнь делает приятным и благим здоровье"; "Цель человеческой жизни — освобождение от страданий". Платон: "Причина телесных болезней и душевных недугов — дурные свойства тела или дурное воспитание"; "Здоровье и красота живого существа — в соразмерности души и тела" Упорядоченный образ жизни устраняет телесный недуг"; "Больной человек бесполезен и для себя, и для общества"; "Детей следует отбирать по их способностям". Аристотель: "Добродетель состоит в обладании серединой"; "Для счастливой жизни важно избегать крайностей, которыми являются испорченность, злобность, тупость и др." Плутарх, Сенека: "От уродливых и болезненных детей следует избавляться". Марк Аврелий: "Болезнь связана с пороком, она наказание за грехи и неповиновение, необходимо раскаяние, очищение души". Д. Дидро: "Интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с устройством его тел и состоянием органов чувств". "Слабоумие — "полная душевная слабость", "отсутствие души", долг благотворения — посильная помощь людям, бескорыстное содействие их счастью, государство должно оказывать благотворительную помощь нуждающимся" - И. Кант; "Противоречие между человеческой субъективностью и объективностью вызывает помешательство" В.Ф. Гегель; "Высокая заболеваемость, детская безнадзорность, несчастные случаи на производстве вызваны нищенским положением трудящихся" — Ф. Энгельс; "Сущность и характер человека неизменны и не могут быть исправлены" — А. Шопенгауэр; "Исправление человека противоестественно и бесполезно; надо стремиться к превосходству, преодолевать болезненные симптомы" — Ф. Ницше. 4. Современные западные философы, идеи которых повлияли на развитие специальной педагогики: Ø представители экзистенциализма — К. Ясперс, А. Камю, Ø Ж.П. Сартр; Ø психоаналитики — 3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг; Ø постмодернисты — М. Фуко, Ж. Делез и др. Экзистенциализм: Ø патологические явления имеют бытийный смысл, избавление от этих явлений — движение к подлинному существованию подлинность существования человека, его самоосуществление, которое основывается на согласовании свободы отдельной личности со свободой других, "шифр бытия" осознается на грани жизни и смерти. Психоаналитика: Ø невротические симптомы связаны с подавлением бессознательного (под действием репрессивных запретов культуры); Ø процесс развития ребенка с дефектом направлен на социальную адаптацию и компенсацию комплекса социальной неполноценности. Постмодернизм: Ø между безумием и разумом, между нормой и патологией нет границ. 5. Отечественные философы о проблемах специального образования: Ø "формирование человеческой психики происходит через "специфически человеческую жизнедеятельность", активное присвоение ребенком вещей культуры; идеальное — форма существования исторически сложившейся духовной культуры человечества" — Э. В. Ильенков; Ø "становление человеческого сознания совершается в общении и деятельности людей" - Ф. Т. Михайлов; Ø "ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии, дефект дает импульс к выработке социальной компенсации; в развитии аномального ребенка сочетаются общие и особенные черты"; "общность социальных целей и задач общей специальной школ" — Л. С. Выготский. 6. Ведущие направления построения новой парадигмы специальной педагогики: Ø гуманизация; Ø фундаментализация; Ø интеграция. Гуманизация: Ø цель специального образования: сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями; Ø включение в социальные отношения; Ø поддержка становления индивидуальности; Ø целостность человеческой жизнедеятельности; Ø концепция непрерывного образования. Фундаментализация: ü переосмысление и уточнение основополагающих положений, проблем, различий нормы и аномалий в человеческом развитии; ü философско-категориальный анализ нормы и патологии позволяет установить общие параметры их различения; ü отличие аномального развития от нормального имеет качественный и количественный характер. Интеграция: ü выражение интеграции в различных формах совместного обучения и воспитания детей с недостатками развития и их здоровыми сверстниками; ü наличие интеграционных тенденций в содержании специального образования, его методах и системе учебных заведений для детей с ограниченными возможностями. Рекомендуемая литература: Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 27—35. Тема: Социокультурные основы специального образования Вопросы для обсуждения
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |